Есть мнение

«Qazaq Digital Mektebi»: система образования новой эпохи

Искусственный интеллект, который сегодня привлекает внимание всего мира, стремительно развивается во всех сферах. В своём Послании этого года Глава государства подчеркнул, что данное направление должно стать приоритетным и в системе образования.«Формирование компетенций работы с искусственным интеллектом необходимо начинать гораздо раньше, то есть со школьной скамьи. В этой связи следует реализовать ряд инициатив. В первую очередь, нужно подготовить программу и учебные материалы об основах искусственного интеллекта для школьников. Также предстоит сформировать навык владения технологиями ИИ у педагогов. На основе дистанционного обучения и технологий искусственного интеллекта необходимо разработать модель малокомплектной школы под названием “Qazaq Digital Mektebi”. Такая платформа позволит обеспечить учащихся сельских школ качественными методами обучения», – отметил Президент.В связи с этим мы пригласили к обсуждению специалистов, чтобы поговорить о внедрении ИИ в образование, повышении квалификации учителей, подготовке кадров и вопросах безопасности. Своими мыслями поделились председатель Комитета среднего образования Министерства просвещения Каныбек Жумашев, директор Национальной академии образования имени Ы.Алтынсарина Назипа Аюбаева, заведующая кафедрой искусственного интеллекта Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилёва Бибигуль Разахова и заместитель председателя Ассоциации развития искусственного интеллекта Анар Толеубаева.

– Что изменит искусственный интеллект в системе образования?

Каныбек ЖУМАШЕВ:

– Сегодня ИИ внедряется во все сферы. Уже сейчас наши педагоги применяют его в учебном процессе. Так, за первые шесть месяцев этого года подготовку прошли 160 тысяч учителей. В настоящее время мы начали организовывать бесплатные онлайн-курсы для всех педагогов. Но хочу подчеркнуть: искусственный интеллект не заменит учителя. Не будет такого, что завтра дети войдут в класс, и уроки им будет вести только ИИ. Такой сценарий вовсе не рассматривается. Искусственный интеллект – это лишь вспомогательный инструмент, а вся основная ответственность за процесс обучения остаётся за педагогом.

Бибигуль РАЗАХОВА:– Искусственный интеллект принесёт в систему образования структурные изменения. Новшества затронут всё – от содержания программ до методов обучения и оценки знаний. В частности, ИИ поможет определять индивидуальные траектории образования, формировать адаптированные пути обучения с учётом способностей и интересов каждого ученика.Это будет реализовано через адаптивные системы и диагностические платформы. Программы обучения, тесты, задачи и образцы решений смогут составляться автоматически. Это сэкономит время и повысит качество обучения, а также позволит более точно и справедливо оценивать знания учащихся. Кроме того, ИИ способен выявить, в чём именно затрудняется ребёнок, и помочь закрепить материал. Для детей с ограничениями по зрению, слуху или речи можно будет создавать специальные инструменты и аудиовизуальные помощники. Таким образом, ИИ станет не только помощником педагога, но и персональным учебным ассистентом для самого ученика.

Анар ТОЛЕУБАЕВА:– Несомненно, ИИ принесёт серьёзные изменения в сферу образования. Но в первую очередь нужно думать о правильном и ответственном его использовании. Ведь речь идёт не только о развитии, но и о безопасности учеников и учителей, об обеспечении справедливости всего учебного процесса.Главное преимущество ИИ – это возможность индивидуализировать обучение. К тому же он поможет справиться с проблемой, на которую чаще всего жалуются учителя, – бумажной нагрузкой. Благодаря ИИ станет проще оформлять документы, систематизировать планы уроков, даже налаживать коммуникацию с родителями. Это позволит педагогам уделять больше внимания самому главному – обучению детей.Однако чрезмерное использование ИИ несёт и риски: он может ослабить способность ребёнка мыслить самостоятельно, приучить к готовым ответам. Поэтому воспринимать его как полноценный инструмент нельзя – только как вспомогательный и направляющий. Здесь необходимы национальные регламенты, законодательная база и этические нормы. Иначе вместе с пользой мы получим и угрозы.

Назипа АЮБАЕВА:– В Послании Глава государства поручил внедрить достижения искусственного интеллекта в образование. Один из ключевых механизмов развития экономики – это использование решений ИИ в науке и образовании. Для системы среднего образования это действительно значимый шаг.Прежде всего, ИИ незаменим в подготовке индивидуальных заданий для каждого ребёнка в зависимости от его уровня, способностей и интересов. Кроме того, он экономит время учителя: помогает готовить уроки, проверять задания, составлять тексты, вести статистику, анализировать успеваемость. Всё это автоматически выполняется с помощью ИИ. В результате у педагога остаётся больше времени на творческую работу с учениками.Ещё одно преимущество – равные возможности для дистанционного образования. Ученики сельских школ смогут пользоваться современными инструментами, а значит – получат доступ к качественному обучению.

– На каком уровне идёт формирование навыков у педагогов по использованию ИИ?

Каныбек ЖУМАШЕВ:– С начала нового учебного года около 400 тысяч учителей пройдут подготовку по работе с ИИ в системе среднего образования. Мы внедряем его в школьные программы. В начальной школе уже есть предмет «Цифровая грамотность», с 5-го класса преподаётся «Информатика». В эти предметы мы интегрируем темы, связанные с искусственным интеллектом.Чтобы отработать эффективность, мы запустили пилотный проект на базе школ Астаны, включая школу №217 «Келешек мектебі». В проект вовлечены более 380 тысяч учеников и свыше 22 тысяч педагогов. В первом полугодии, до января, планируется полноценный запуск. Затем, с учётом промежуточных результатов, в январе–феврале число участников будет постепенно увеличено.Сегодняшние дети прекрасно владеют техникой: социальные сети, телефоны, гаджеты они осваивают быстро. Поэтому ИИ они воспримут легко. Но у нас есть государственный стандарт образования, и внедрение любого нового инструмента требует всесторонней проверки. Сначала – испытания, потом – широкое внедрение. Если информация будет подаваться в удобной форме, это реально повысит качество знаний.

Назипа АЮБАЕВА:– Национальная академия образования разработала этические стандарты и правила академической честности в применении ИИ, а также методические рекомендации по его этичному использованию. Это не техническая инструкция, а набор ценностей, полезных для работы педагога. Главный принцип: «Учитель – ведущая фигура, которая должна научить школьника грамотному использованию ИИ».В этом учебном году темы, связанные с ИИ, включены в курсы «Цифровая грамотность» и «Информатика». При этом ИИ не выделяется в отдельный предмет, а интегрируется в содержание естественно-математических и гуманитарных дисциплин.В начальных классах дети будут получать простые знания об ИИ, правила безопасности и этические нормы через «Цифровую грамотность». В средних и старших классах они будут изучать основы машинного обучения, алгоритмы, обработку данных в рамках «Информатики». Кроме того, в школы внедряются открытые методические комплексы типа «Day of AI» с готовыми сценариями, заданиями и проектами. Материалы будут обновляться постоянно.

Анар ТОЛЕУБАЕВА:– Это один из самых актуальных вопросов сегодня. Мы совместно с Институтом раннего развития провели курсы для воспитателей, учителей, методистов по работе с инструментами ИИ. Интересно, что большинство участников – это женщины среднего возраста, 45–50 лет. Некоторые даже не могли запомнить пароль от электронной почты. Но мы зарегистрировали их в ChatGPT, научили писать запросы. В итоге они уже умеют составлять планы уроков и сценарии мероприятий с помощью ИИ.Этот опыт доказал: при правильной поддержке педагоги любого возраста способны адаптироваться к новым технологиям. Молодые учителя быстро осваивают ИИ, среднее поколение учится внимательно, старшее сначала насторожено, но потом тоже видит пользу. Всё это повышает профессиональную компетентность педагогов. В будущем умение работать с ИИ станет одним из обязательных навыков учителя.– Как идёт подготовка специалистов по искусственному интеллекту в университетах?

Бибигуль РАЗАХОВА:– Подготовка специалистов по ИИ в вузах имеет стратегическое значение. Этот процесс реализуется не только в технической, но и в междисциплинарной плоскости. Обучение ведётся на уровне бакалавриата, магистратуры и PhD. В программах предусмотрены такие модули, как машинное обучение, компьютерное зрение, модели представления знаний, нейросети, глубокое обучение, обработка естественного языка.При этом ИИ выходит за рамки IT-факультетов. В университетах начинают внедряться курсы для гуманитарных, социальных, экономических и естественнонаучных направлений. Создаются лаборатории, базы данных для обучения, курсы повышения квалификации преподавателей. В ЕНУ имени Л.Н. Гумилёва в рамках сотрудничества с Китаем открылась «Мастерская Лу Баня», где студенты проходят практические курсы по ИИ на современном оборудовании. Докторанты и исследовательские группы ведут проекты по ИИ и промышленным технологиям в рамках грантов.Но начинать нужно не только в вузах. Следует выстроить цепочку «школа–колледж–вуз»: ввести курс основ ИИ для школьников, связать колледжи и университеты.– На что следует обратить внимание при внедрении ИИ в образование в первую очередь?

Анар ТОЛЕУБАЕВА:– Внедрение ИИ в школы – это необходимость. Но важно, как именно мы будем его использовать. Нужно сохранять баланс: ИИ должен не просто выдавать готовые знания, а развивать любознательность детей. Поэтому каждый шаг должен быть закреплён регламентами и правилами.Правовая база применения ИИ в образовании повысит доверие учителей и родителей. Безопасность важна не только технически, но и с этической стороны: защита персональных данных, справедливость выполнения заданий, прозрачность оценки знаний.Наряду с этим в школьные программы нужно включить модули по критическому мышлению и цифровой грамотности. Дети должны понимать не только «как использовать», но и «почему нельзя полностью доверять» ИИ. Он должен быть инструментом, который помогает развивать мышление, а не заменяет его.

Бибигуль РАЗАХОВА:– Важно учитывать и вопросы конфиденциальности данных, авторских прав, предотвращения неправомерного использования генеративного ИИ. Искусственный интеллект не должен принимать решения за человека – он лишь вспомогательный инструмент.С методической точки зрения необходимо пошагово внедрять предмет «Основы ИИ», формировать у учителей навыки работы с технологиями ИИ, разрабатывать форматы и ресурсы, сочетать онлайн- и офлайн-обучение. Кроме того, обязательно нужно подготовить учебники и методические пособия по ИИ на казахском языке.– В чём главное преимущество «Qazaq Digital Mektebi»?

Назипа АЮБАЕВА:– Как отметил Президент в Послании, «Qazaq Digital Mektebi» – это проект, основанный на дистанционном обучении и технологиях ИИ. Его цель – обеспечить сельских школьников качественным образованием через цифровые решения и ИИ.Главное преимущество в том, что уже с начальной школы у детей будет формироваться ИИ-грамотность, у педагогов – цифровые и ИИ-компетенции, а методические материалы и онлайн-ресурсы станут доступны всем. Самое важное – проект обеспечит равенство в образовании между городом и селом.

Подготовили: Бекзат КУЛШАР, Айтолган ЖУНИСХАН, «Egemen Qazaqstan»

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button