Надо идти честным путём

В нынешнем сентябрьском Послании Глава государства Касым—Жомарт Токаев упомянул о необходимости парламентских реформ в рамках формулы «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Что это значит для казахстанцев? Какой политический ландшафт формируется, и чего нам ожидать?
Об этом в интервью «ПК» рассказала общественный деятель, председатель Атырауского филиала Ассоциации деловых женщин Казахстана, директор Атырауского колледжа бизнеса и права, экс-депутат областного маслихата VI созыва 2016-2020 гг. Нурлы Айтиева.
– Нурлы Тельмановна, Президент страны анонсировал, что Парламент будет только однопалатным. О чем свидетельствует этот этап трансформации страны?
– В последнее время в политической жизни Казахстана происходят значительные реформы, страна не стоит на месте, а поступательно движется вперед. К этому подталкивают и вызовы XXI века, и то, что происходит в целом в мировой политике. Республика за 30 лет накопила большой опыт политического строительства. Тем более что наш Президент грамотный и опытный дипломат с большим авторитетом, проводит массу различных встреч, видит мировые тренды в политике, в том числе во внутренней политике других государств. Конечно, реформа реформе рознь. Да, у нас есть опыт работы двухпалатного Парламента, но наступил такой период, когда назрела необходиость в однопалатном. Он, наверное, будет более конкретно заниматься отдельными вопросами, которые инициируются избирателями, электоратом, народом Казахстана. Думаю мы вполне, созрели до этого уровня. Иначе говоря, народ Казахстана и политическая жизнь в республике подошли к тому, что такая трасформация нужна для дальнейшего движения вперед.
– Означает ли это, что, согласно предлагаемым поправкам, законодательные функции Мажилиса возрастут?
– Не умаляя исторических достижений при работе двухпалатного Парламента, все же скажу, что однопалатный законодательный орган власти – шаг вперед. Это выстраданное страной зрелое решение руководства государства. Бывают такие моменты, когда законы и подзаконные акты должны быть изменены в связи с условиями сложившихся реальностей сегодняшего дня. Да, надо будет в этом направлении серьезно поработать опытным юристам, крупным политикам, общественным деятелям. Конечно же, законодательные функции Мажилиса возрастут. Он будет работать над законами с имеющимися наработками и, учитывая опыт двухпалатного Парламента, а также используя опыт политической жизни не только нашей республики, но и других государств для того, чтобы развиваться и двигаться по-новому. У нас в проводимой внутренней политике страны в целом и, в принципе, видение хорошее. Но надо признать, не все законы и подзаконные акты реально работают для людей. Народ Казахстана ждет хороших реформ, чтобы жить в процветающей стране. Чтобы Казахстан на мировом уровне занимал достойное место и чтобы мы ориентировались на дальнейшее развитие. Стоит признать, сейчас народ беспокоят определенные экономические моменты. Экономика зависит от грамотно выверенных политических решений, которые будут приниматься на законодательном уровне.
– Президент Касым—Жомарт Токаев провозгласил концепцию «Слышащего государства». Можно ли сказать, что вместе с реформами 2022 года начала меняться модель поведения и риторика власти в Казахстане? В чем это проявляется, на ваш взгляд?
– Концепцию «Слышащего государства» я, как гражданин этой страны, понимаю так: это когда правительство, министры, акимы, Парламент слышат каждого из нас. Когда любой человек может высказаться о насущных проблемах. И сегодня мы можем открыто говорить о волнующих нас вопросах, есть государственные профильные институты, изучающие эти обращения, озвученные проблемы и предложения граждан. Есть грамотные общественники, занимающиеся этими вопросами, не нарушая при этом основы законов нашей страны, которые делятся своими мыслями, помогают людям в разрешении каких-то назревших проблем общества. Учитывается народное мнение, проходят общественные и публичные слушания, всенародные референдумы по тем или иным вопросам. То есть Президент, принимая решение, опирается на мнение и мысли народа. Вот в этом и вся суть «Слышащего государства».
Да, есть проблемы. А где их нет? Они имеются и в развитых странах. Однако есть определенные рычаги и инструменты, с помощью которых эти проблемы можно решать. Так, механизмы принятия решений, часть властных полномочий постепенно передаются на места, в регионы. Сейчас, к примеру, идет кампания по избранию сельских и районных акимов. Это отличная практика, значит, многие проблемы можно будет решать на местах. И люди на определенном участке, на небольшой территории, в малых аулах избирают специалистов, которых они знают. Это и есть новая модель поведения и риторика власти, чтобы добиваться конструктивных изменений, отвечающих веяниям времени, ведь идеи, мысли, выбор людей дают, в конечном счете, положительный результат. Конечно, здесь может быть полемика, порой острая, но это нормально. Я смотрю различные телепрограммы и вижу: сейчас много грамотных политиков, появились новые лица. Они не боятся аудитории, смело высказывают свои идеи и предложения, не избегают каверзных вопросов. Иначе говоря, налаживается обратная связь, ведь каждому важно быть услышанным. Это тоже есть инструмент «Слышащего государства».
– Президент страны внедряет в обществе концепцию «Адал азамат» («Ответственный гражданин»), в которой честность, справедливость, ответственность – жизненные принципы осознанного гражданина. Как, по вашему мнению, это связано с идеей построения «Справедливого Казахстана»?
– Концепция «Адал азамат» мне близка по духу. Казахи говорят: «Әділдікпен шешілсін, таза жолмен жүріңдер», то есть пусть всё решается по справедливости, и надо идти честным путем. Когда нарушается законность, нормы поведения, когда прерывается связь человека с базовыми нормами, когда преступаются нормы морали и этики, когда не считаются с принципами справедливости, честности, ответственности, то это не есть правильно. Сейчас, к примеру, идут выборы в молодежный кадровый резерв в госслужбу. Ребята хотят делать карьеру, и это хорошо, это социальный лифт в жизни каждого молодого человека, поступающего на госслужбу. Но всегда надо иметь в виду – в будущем это глубокая ответственность и за свое поведение, и за принятые решения. И никогда нельзя забывать – сегодня наше главное зло в Казахстане — это коррупция. Это болезнь, подрывающая устои нашего государства, нормы законов и морали. Да, коррупция есть и в процветающих государствах, но не надо на них кивать. Тем не менее, в Казахстане есть подвижки в борьбе с коррупцией, это и справедливые судебные решения, и принятие законодательных норм, то есть открываются возможности для защиты прав рядовых граждан законным путем. Это напрямую связано с идеей построения «Справедливого Казахстана». Там, где есть место законности, справедливости и ответственности, будет и процветающее государство.
– Политические реформы Касым—Жомарта Токаева базируются на формуле «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Что бы вы могли сказать об изменениях в балансе власти в Казахстане?
– В любом государстве первый руководитель должен быть авторитетом. Если руководитель хороший и знает свое дело, то, значит, это хорошая компания. Он собирает грамотную и профессиональную команду. Если формула «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство» будет работать по тем нормам и законам, которые озвучены и приняты на законодательном уровне в стране, то, думаю, это даст возможность стране развиваться дальше и лучше. На мой взгляд, Правительство должно быть подотчетно Парламенту и Президенту. Только в такой связке будут эффективно проходить политические реформы, которые ждет народ Казахстана.
Одним из важных пунктов в формировании нормального общества является воспитание любви к Родине у подрастающего поколения. Однако, заметила, многих граждан в нашей стране слово «патриотизм» стало раздражать. А ведь патриотизм, когда ты желаешь своей стране процветания, стабильности для своей семьи, близких, общества, предприятия, где ты работаешь. Вот когда понятия «патриотизм», «справедливость», «ответственность» дадут право народу на участие в политических реформах, то эти слова перестанут быть пустыми раздражителями общества. И тогда намеченные реформы состоятся.
Тимур КАЗИЕВ



