Цифровая культура начинается с критического мышления
В послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию» говорится о том, как цифровые технологии стремительно меняют глобальный рынок труда.
Я хотела бы поделиться своим мнением о том, каким должно быть обучение искусственному интеллекту в образовании. Я убеждена, что обучать работе с нейросетями нужно не только студентов, но и самих педагогов. Без этого ИИ в школах и вузах останется просто модным словом, а не инструментом, который помогает учиться и развиваться.
Главное — научить критическому мышлению. Дети не должны бездумно копировать ответы из чата. Они должны уметь проверять факты, сопоставлять источники, делать выводы. ИИ может ошибаться, поэтому важно выработать привычку подтверждать любую информацию официальными данными, учебниками, научными статьями. Это и есть настоящая цифровая грамотность будущего.
Кроме того, искусственный интеллект должен быть не заменой чтению и воображению, а его продолжением. Пусть дети читают книги, обсуждают их, а потом используют ИИ, чтобы глубже понять сюжет, задать вопросы, найти альтернативные интерпретации. Так технологии развивают мышление, а не убивают его.
Обучение нейросетям в образовании — это не просто освоение инструментов, это развитие умения думать, фильтровать и создавать новое. Именно с этого должна начинаться цифровая культура в школах.
Виолетта Чуреева,
основатель школы цифровых профессий Digital Ai school



