ПРОБЛЕМА С ДЕФИЦИТОМ БЕНЗИНА РЕШАЕТСЯ СООБЩА

110928-01Цена на бензин марки АИ-92 и АИ-80 на заправочных станциях в октябре повышаться не будет. Правительство, пытаясь ликвидировать дефицит топлива в регионах Казахстана, закупает в Российской Федерации 50 тысяч тонн высокооктанового бензина. А в перспективе рассматривает возможность перерабатывать часть нефти в Китае на условиях толлинговых операций.
Вот основные республиканские новости последних дней, связанные с работой правительственных структур по нормализации ситуации на рынке топлива. Но, несмотря на интерес к этим новостям, для нашего читателя, конечно, важнее узнать о ситуации с бензином в родном регионе. И здесь тоже есть новости. На Атырауском нефтеперерабатывающем заводе вошла в строй действующих установка каталитического риформинга, на которой получают высокооктановый компонент для автобензинов. Это хорошая новость. А плохая, и это уже не новость, а, к великому сожалению, констатация факта – бензина на заправках так и нет. Но обо всем по порядку.
Дефицит топлива в регионе, как и практически повсеместно в Казахстане, продолжает сохраняться. В Атырау сеть заправок «Меркурий» вообще прекратила торговлю, убрав даже ценники. «Гелиос» отпускает бензин по талонам. Но даже так заправиться можно, лишь выстояв приличную очередь.
Не лучше обстоят дела и в сети заправочных станций «ҚазМұнайГаз Өнімдері». Хотя это по-прежнему единственная сеть, где при желании и, главное, наличии свободного времени можно заправить АИ-92.
— Горючее на нефтебазе у нас в наличии есть. На среду запасы АИ-92 составляли 1500 тонн, АИ-80 — 900 тонн и дизельного топлива – 750 тонн, — сообщила начальник отдела атырауского филиала АО «КМГ Өнімдері» Аманкыз Садакпаева.
Проблема же «ҚазМұнайГаз Өнімдері» прежняя: не хватает бензовозов, чтобы развозить топливо по заправочным станциям.
— Всего работают 11 бензовозов. Особые трудности связаны с доставкой топлива в районы. За несколько дней обе машины, отправленные в Сагиз, из-за бездорожья ломались, в понедельник на буксире пришлось возвращаться нашему заправщику из Кульсары. Машины ремонтируются – и обратно в путь. Если раньше в день бензовоз совершал один-два рейса с нефтебазы на заправку, то сегодня — и три, и четыре. Но люди ведь должны отдыхать! В августе нам помогала воинская часть, временно предоставив три машины. Сегодня вывозим топливо только своими силами. Успеть заполнить емкости на всех АЗС в тот промежуток времени, пока бензин в наличии, получается не всегда, — говорит Аманкыз Садакпаева.
Естественно, возникает вопрос: «Почему никто не попросит или, в связи с критической ситуацией, не обяжет привлечь к вывозу топлива на АЗС простаивающие машины «Гелиоса» и «Меркурия»? Пусть это и частные компании, но ведь какие-то рычаги давления на них должны быть.
Вопрос остается риторическим, поскольку попытки найти на него ответ успехом не увенчались.
Более позитивная новость пришла с нефтеперерабатывающего завода. Здесь с опережением графика начала работать установка каталитического риформинга, предназначенная для получения высокооктанового компонента автомобильных бензинов.
— На запущенной установке уже получаем бензин АИ-80. Чтобы нам выйти на максимальные объемы производства только бензина АИ-92, потребуется два дня. За это время температура постепенно будет увеличена с 470 до 500 градусов. Это и позволяет, если говорить простым языком, выпускать только высокооктановый компонент. Как мы и планировали, доля высокооктанового бензина должна увеличиться с 14 тысяч тонн в августе до 22 тысяч тонн в октябре, — говорит первый заместитель главного инженера АПНЗ Рустем Бисалиев.
Если говорить в целом по цифрам АНПЗ, то на конец сентября завод выйдет на переработку 3 миллионов 100 тысяч тонн нефти. А до конца года на предприятии планируют переработать 4 миллиона 470 тысяч тонн сырья.
— Пока в области сохраняется дефицит топлива, делается все, чтобы в первую очередь отправлять его в розничную сеть «ҚазМұнайГаз Өнімдері». На это ориентированы все давальцы нефти, — говорит Рустем Бисалиев.
К сожалению, даже этих возрастающих на АНПЗ объемов высокооктанового бензина вряд ли хватит, чтобы покрыть все потребности Казахстана в топливе. Понимание этого есть и в правительстве, на прошлой неделе дважды обсуждавшем проблему дефицита горючего. Разговор о топливе шел и в мажилисе парламента страны. Как сообщил министр нефти и газа Сауат Мынбаев, в ближайшие дни «КазМунайГаз» завезет 50 тысяч тонн наиболее дефицитного высокооктанового топлива из Российской Федерации. Стоимость этого бензина на заправках «ҚазМұнайГаз Өнімдері» будет такой же, как и на казахстанское горючее. Как пояснил Сауат Мынбаев, завоз бензина из России планируется с целью сдерживания инфляции в Казахстане в заданном коридоре. При этом ФНБ «Самрук-Казына» должен будет учесть возможные отрицательные финансовые результаты этой сделки через механизм корпоративного управления, поскольку, в связи с разницей в ценах на бензин в России и Казахстане, эта сделка будет убыточной для «КазМунайГаза».
Еще одно решение принято по Шымкентскому нефтеперерабатывающему заводу, где планировалось остановить часть производства для планового ремонта. Эту процедуру отодвинули на середину октября, когда, по заверениям министра, проблема дефицита будет решена.
Но в правительстве прекрасно понимают, что все эти меры половинчатые. Пока в Казахстане не будет создано достаточного количества перерабатывающих мощностей, дефицит с бензином периодически будет возникать. Поэтому Сауат Мынбаев предложил несколько неожиданный вариант. Сообщив, что Казахстан рассматривает возможность проведения толлинговых операций с Китаем, отправляя в эту страну дополнительно 1,5 миллиона тонн нефти. Весь выработанный бензин будет затем поставляться в Казахстан. Насколько жизнеспособна эта идея – покажет время.
Нам же, скорее всего, до середины октября особых улучшений ситуации с топливом на заправках ожидать не стоит. То, что горючее на АЗС к этому времени все-таки появится, по мнению специалистов, есть несколько причин.
Во-первых, интервенция в 50 тысяч тонн бензина из России поможет сократить дефицит топлива. Во-вторых, правительство пообещало, что стоимость АИ-80, АИ-92 и дизельного топлива в октябре останется на прежнем уровне. Как утверждают специалисты, это важное решение. Часть владельцев нефтепродуктов и АЗС элементарно придерживали бензин, ожидая отпуска цен с октября. Вечно держать горючее, неся убытки, им нет резона: а вдруг и в ноябре-декабре правительство не даст добро на повышение? Значит, заправки откроются, и в продаже появится дополнительный объем топлива. Да и обещания Атырауского НПЗ почти в два раза увеличить производство высокооктанового бензина тоже не замедлят отразиться на рынке.

Виктор СУТЯГИН
Фото
Амангельды МУТИГУЛЛИНА