Отложенный рост

До 1 апреля 2026-го повышение тарифов на коммуналку откладывается. Но по закону обсудить заявку от предприятия-услугодателя нужно. В ТОО «Атырауские тепловые сети» состоялись публичные слушания проекта тепловой тарифной сметы на 2026-2030 годы. Организатор мероприятия – областной антимонопольный департамент.
К чему такая спешка?
Руководитель ведомства Арман Утегенов сообщил, что ТОО «Атырауские тепловые сети» по Правилам формирования тарифов представило заявку на утверждение тарифа на услуги по передаче, распределению и снабжению тепловой энергией на 2026-2030 годы. Срок ранее утвержденного тарифа на 2020-2025 годы истекает 31 декабря.
«…ТОО «АТС» представило заявку на установление предельного уровня тарифа на период с 1 января 2026 года по 31 декабря 2030 года», – прозвучало в обращении к собравшимся на публичные слушания.
Однако, как отметил Арман Утегенов, буквально за день до проведения этих слушаний, днем 16 октября правительство страны объявило о моратории на повышение тарифов монополистами, и вопрос повышения откладывается до 1 апреля 2026 года. И, тем не менее, согласно антимонопольному законодательству, процедура приема и рассмотрения заявки от предприятия-услугодателя с сопутствующим проведением публичных/общественных слушаний должна быть соблюдена. Общественники дружно возразили: «Это пустая трата времени. Раз рассмотрение тарифов отложили до 1 апреля следующего года, значит, их и надо было рассматривать в том периоде. Подозреваем, что здесь что-то таится. Либо это проводится для галочки, либо, сейчас проведя эти слушания, вы с 1 апреля введете в действие эти тарифы предприятия теплосетей. Закончится отопительный сезон, и потребители не заметят это существенное повышение, потому что отопительный период завершится. Но зато осенью 2026 года все увидят это», – в один голос твердили общественники. Больше всех проведению слушаний противился глава общественного объединения Aqiqat Газиз Габдуллин. Он обвинил руководителя департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Атырауской области Армана Утегенова в лоббировании интересов предприятий-монополистов: «Вы всегда на стороне монополистов. Когда же вы начнете защищать интересы рядовых граждан-потребителей? У нас в регионе систематически растут тарифы на комуслуги. Жизнь и без того дорожает. А тут еще и повышение тарифов», – не скрывал эмоций Габдуллин.
Согласно пункту 3 статьи 25 Закона «О теплоэнергетике» «Теплотранспортирующие субъекты осуществляют транспортировку тепловой энергии и (или) теплоносителя, а также реализацию тепловой энергии потребителям». Это изменение было введено 1 июля 2025 года. То есть с этого дня ТОО «АТС», помимо регулируемой услуги по передаче и распределению тепловой энергии, осуществляет регулируемую услугу по снабжению тепловой энергии. А, значит, начисление и сбор оплаты будет осуществлять не ТЭЦ, а АТС. Увеличение предельного тарифа на 2026–2030 годы обусловлено ростом материальных затрат из-за инфляции и увеличения цен на сырье, индексацией заработной платы для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда, увеличением стоимости услуг подрядчиков и обязательных мероприятий.
Руководитель ТОО «Атырауские тепловые сети» Алибек Темиргалиев рассказал, что необходимость повышения тарифа вызвана целым рядом факторов, и в первую очередь — значительным износом инженерных тепловых коммуникаций, сооружений, техники и оборудования.
– По данным на начало 2025 года, износ сетей составил 64,42 процента, зданий и сооружений – 98 процентов, насосов и электродвигателей – 76 процентов. Трубопроводы тепловых сетей, здания и сооружения находятся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии и требуют повышения темпов ремонта (замены) не менее чем в два раза, по сравнению с существующими. Особую тревогу вызывает состояние труб квартальных сетей горячего водоснабжения. Из-за интенсивной кислородной коррозии внутренних стенок трубы горячего водоснабжения эксплуатируются максимум 4-6 лет, в зависимости от толщины стенок труб. Ускорение износа теплосетей подземного исполнения связано также с коррозийным износом стенок трубопроводов из-за высокого уровня агрессивных грунтовых вод и отсутствия ливневой канализации и водопонижения. Ещё одной причиной повышения тарифа является ежегодный рост цен на основные виды материалов для ремонтных работ, – проинформировал А. Темиргалиев. – Быстро растущие цены на продукцию поставщиков, устанавливающих свободные цены, привели к резкому увеличению затрат и снижению физических объемов ремонта. Так, если в 2015 году было отремонтировано 22,8 км тепловых сетей, то в 2025 году — всего 16,3 км, при этом затрат стало больше.
Излишние затраты придется сокращать
– Для совершенствования производственных процессов в ТОО «Атырауские тепловые сети» ведется реализация инвестиционной программы, в рамках которой предусмотрен ряд крупномасштабных мероприятий по реконструкции и модернизации тепловых сетей, модернизации оборудования, энергосбережению и повышению энергоэффективности. Увеличение финансовых вложений в реконструкцию и модернизацию основных средств предприятия обуславливает повышение тарифа на передачу и распределение тепловой энергии. Сумма инвестиционной программы на 2026-2030 годы составляет 12 млрд 434 млн тенге. Реализация программы позволит снизить нормативные технические потери, износ тепловых сетей, а также повысить надежность и качество предоставляемых услуг, – довел до сведения участников слушаний А. Темиргалиев.
По итогам обсуждений были приняты предложения от общественности, в частности, от председателя областного филиала Народной партии Казахстана и президента ОО «Общество по защите прав потребителей» Балжан Досмухамбетовой: «Есть необходимость сокращения затрат по ряду пунктов (зарплата адмперсонала, аренда техники…) в проекте тарифной сметы на 2026-2030 годы».
О том, были ли приняты во внимание предложения общественников, руководство антимонопольного ведомства пообещало огласить в декабре уходящего года.
Тариф, который будет расти
Рост тарифной сметы ТОО «АТС» по годам выглядит следующим образом:
тенге/Гкал, без НДС
| Год | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 |
| Тариф на передачу и распределение тепловой энергии | 17 786,98 | 20 384,30 | 23 201,18 | 26 381,43 | 29 802,57 |
| Тариф на снабжение тепловой энергией | 10 042,17 | 12 177,49 | 14 002,35 | 15 120,85 | 16 439,08 |
| Среднеотпускной тариф на теплоснабжение | 27 829,14 | 32 561,80 | 37 203,53 | 41 502,28 | 46 241,66 |
Тимур КАЗИЕВ



