Камыш на миллион

rfvsi Актуально

Похоже, в Атырауской области найдено еще одно природное сырье, добыча которого не требует больших финансовых вложений: его много, и из него можно производить экологически чистую продукцию, ориентированную на экспорт. Все это о камыше, произрастающем в основном в прибрежных водно-болотистых зонах. Только в Курмангазинском районе площадь камышовых зарослей составляет 206 тысяч гектаров. А производить из него можно и корма для животных, и топливные гранулы, и высококачественную бумагу.

Мука, доска и кирпич

Рашид Кабдешев – руководитель крестьянского хозяйства «Бахыт» – планирует строительство комплекса по выпуску камышовой продукции. У него есть земельный участок площадью 114 га, где расположены жилой дом, столовая и хозяйственные постройки, снабженные электричеством. Участок находится на окраине села Курмангазы (бывшее Ганюшкино), вдоль автотрассы. Предприниматель ищет инвесторов на строительство завода по производству гранулированной витаминизированной травяной муки (ГВТМ), топливных гранул и древесно-полимерного композита, так называемого жидкого дерева.

Бизнесмен уверен, что, вложив в проект всего 3 млн. долларов США, можно запустить производство, которое поможет области покрыть потребности во многих товарах.

«У нас, в Атырауской области, тонна комбикорма стоит 88 тысяч тенге. А годовая потребность в кормах – 49 тысяч тонн. Комбикорм привозной и не всегда хорошего качества, отсюда и большая гибель молодняка. Гранулированная витаминизированная травяная мука, произведенная из камыша, поможет полностью решить эту проблему», – считает Р. Кабдешев.

По его словам, с одного гектара зарослей камыша можно собрать 18-20 тонн камыша. Даже если под производство отдать только 100 тысяч га, то получается 1 млн. 800 тысяч тонн сырья. При рациональном использовании это неиссякаемый источник бесплатного сырья. Выкошенная трава вырастет до необходимого состояния в течение 3 лет.

Инициатор проекта говорит, что по содержанию кормовой единицы ГВТМ приравнивается к таким концентрированным кормам, как пшеница и кукуруза. Травяная мука из камыша хранится свыше шести месяцев, очень удобна для перевозки. Для изготовления 1 тонны ГВТМ расходуется 3 тонны зеленой массы.

Помимо этого на комплексе планируется производить топливные брикеты, которые по теплотворной способности не уступают мазуту и углю. Они могут быть непопулярны здесь, в Атырауской области, но будут иметь большой спрос в других, не газифицированных регионах республики, и даже отправляться на экспорт.

Третий, не менее интересный продукт, который можно производить из камыша, это древесно-полимерный композит (ДПК).

«Это аналог натурального дерева. Сейчас он очень популярен в США, Европе и Японии. В 2005 году товарооборот по ДПК в США составил 2,5 млрд. долларов», – делится предприниматель.

По всем функциональным данным ДПК, можно сказать, в одном ряду с деревом. Он пилится, режется и сверлится так же, как натуральное дерево. Им даже бассейны можно обшивать. Не требует покраски и не высыхает на солнце. Из него можно делать половые доски, оконные рамы и т.д.

– «ДПК состоит из измельченного камыша, полиэтилена и небольших химических добавок. Он экологически чистый и безотходный. Если отходы дерева выбрасываются, то отходы ДПК можно сдать обратно производителю, то есть мне. Я его измельчу и обратно пущу в производство. Полиэтилен я бы покупал у нашего химзавода, который планируется построить на Карабатане», – говорит Р. Кабдешев.

Еще один продукт, который предлагает бизнесмен производить из камыша, строительный кирпич арболит. По теплоизоляционным характеристикам он надежнее минеральной ваты и пенопласта.

«После пяти лет использования минвата и пенопласт теряют 25% своей теплопроводности, через 10 лет – 50%, а через 15 лет требуется полная их замена. У арболита минимальный срок службы 90 лет. 30 см арболита по теплоизоляции приравнивается к одному метру кирпичной стены. Не горит, не трескается. Пилится, режется, идеально держит гвозди и шурупы. Легче обычного кирпича», – утверждает Р. Кабдешев.

Он говорит, что сейчас в России такой кирпич применяют при строительстве жилья по госпрограмме. Состоит арболит из измельченного до 3-5 см камыша, цемента и химической добавки, для нейтрализации сахара в сырье.

«Если запустить все эти производства, то, не имея леса, мы можем экспортировать древесину, не имея пшеницы, обеспечивать себя комбикормами. Мы можем покрывать свои потребности в строительном кирпиче и пиломатериалах. Все это производится на одной площадке, скашивается одним и тем же оборудованием. То есть не требует больших расходов», – уверен предприниматель.

По его словам, все, что он предлагает, давно производится в России и Европе. Где-то выпускают ГВТМ, где-то – топливные гранулы. На сегодня есть договоренность о поставке комбайна из Германии, оборудования из России. Нужна лишь финансовая поддержка проекта.

 

Дорогая бумага

Своим мнением о проектах, связанных с производством продукции из камыша, с нами поделился региональный представитель АО НК «Kazakh invest» Азамат Асылбеков. В частности, он рассказал, что сейчас идет поиск инвестора на финансирование проекта по выпуску из камыша целлюлозы, из которой далее будет производиться офсетная, обойная и ламинированная бумага. То есть речь идет об очень дорогой продукции.

«Мы провели исследование, которое показывает, что в СССР когда-то было 6 млн. га камышовых полей, из них 2 млн. приходилось на страны Центральной Азии, в основном на Казахстан. Одни из самых больших зарослей расположены на территории Волжской низменности, в районе, где Волга впадает в Каспий. На реке Кигач, куда мы недавно ездили с китайскими инвесторами, есть очень хорошие запасы камыша», – поделился с «ПК» представитель Kazakh invest.

Проект оценивается, примерно, в 150-200 млн. долларов. Сейчас стоит задача привлечь инвестора, который построит здесь завод, будет производить целлюлозу, качественную бумагу и будет экспортировать в страны Центральной Азии, Европы и даже в соседнюю Россию.

А. Асылбеков поделился мнением и относительно проектов по выпуску топливных брикетов, ГВТМ. По его словам, в Европе, куда можно было бы экспортировать топливные гранулы, с каждым годов вводится все больше объектов альтернативной энергии – ветряные и солнечные электростанции, источники геотермальной энергии.

«Их становится больше, и цена на электроэнергию падает. Дошло до того, что Дания, благодаря ветростанциям, сегодня не только полностью себя обеспечивает электричеством, но и экспортирует. То есть в Европе спрос на брикеты начал падать. Хотя в целом в мире немало стран, которые до сих пор используют дорогой газ и уголь», – говорит эксперт.

Он также сообщил, что сейчас на маленькие проекты инвесторы не заходят. Их интересуют идеи, реализация которых оценивается не меньше 15-20 млн. долларов. С другой стороны, в частности, нет точных данных о спросе и предложении рынка комбикормов по Казахстану.

Сейчас Kazakh invest привлекает международные консалтинговые компании «Прайс Уотерхаус» и «Делойт» для проведения исследования. Они проанализируют проекты, проведут исследования рынка, изучат спрос и предложения, подготовят бизнес-планы.

«Эти исследования стоят очень дорого. Этот вопрос Kazakh invest берет на себя, поскольку инициаторы проектов не в состоянии оплатить услуги аналитиков», – отметил А. Асылбеков.

Кроме того, национальная компания будет представлять эти проекты на международных форумах. Уже подготовлены 50 казахстанских проектов, которые разосланы в посольства Казахстана за рубежом. Возможно, кого-то заинтересует производство бумаги или кирпича из камыша, который, кстати, у нас считается сорняком, и иногда его даже сжигают.

Дулат ТАСЫМОВ

Фото: sputniknews.kz

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна