Хотим работать!

Хотим работать Бизнес

 

Инвалидам по зрению I, II групп найти работу сложно, в центре занятости для них в первую очередь рассматривают заявки в специализированном предприятии – учебно-производственном предприятии Атырауского филиала Казахского общества слепых (КОС). Однако из-за нехватки заказов на свою продукцию оно не может удовлетворить потребность в рабочих местах людей с проблемами зрения.

Быть полезным обществу

На предприятии работает давно сложившийся коллектив, многие – более 30 лет. Одна из них – инвалид по зрению I группы, 47-летняя Болдык Кабдешева. Врожденная катаракта с детства позволяет женщине видеть лишь на 10 процентов. Мы застали ее за тем, что в перерыве она читала по смартфону, держа его очень близко к глазам.

– Современные смартфоны, куда можно загрузить специальные программы, озвучивающие весь телефон, очень удобны для нас, – говорит она. – Но для этого нужны хорошие телефоны и ноуты с сильными процессорами. Те, что нам дают в горсобесе, не поддерживают такие программы.

Ее муж Ерболат Муханбетов тоже работает на УПП, изготавливает картонажные изделия. У них большая семья: четверо детей и уже растут 12 внуков. Почти все дети живут отдельно. Проблемы со зрением есть у старшего сына, он видит на 60 процентов. По мнению мамы, в свое время стеснялся носить очки, может, от этого пошло ухудшение зрения. Сейчас проблемы со зрением испытывает и младшая внучка, родившаяся раньше срока. Возможно, это наследственность, говорит Болдык.

– В УПП у нас сдельная оплата труда, в зависимости от объема работы. Я, как швея, получаю 5-6 тысяч, когда работы больше – 10-15 тысяч. У мужа зарплата побольше – 25-30 тысяч, когда есть работа. А если нет заказов, мы дома ждем вызовов. Помогают пособия по инвалидности, мы, как инвалиды I группы, получаем чуть больше 54 тысяч. Хотелось бы, конечно, повышения пособия, чтобы оно соответствовало сегодняшним ценам. Поэтому живем очень экономно. Вкладом в семейный бюджет является и оплата сыну и снохе, как индивидуальным помощникам, которые нас с мужем везде сопровождают.

В Болдык нам понравилась ее легкость в общении, открытость, уверенность, позитивное отношение к жизни. Она жалеет, что не получила никакого образования после обучения в интернате для слепых и слабовидящих детей в Алматы. Однако многое умеет, к примеру, хорошо печет, имеет сертификат тайского його-массажиста и понемногу практикует, когда ходит к клиентам. Хорошо было бы создать свое ИП и кабинет массажа, но для этого нужны большие средства.

А еще она с детства хорошо поет, хотя и не имеет музыкального образования. А пока с удовольствием участвует в различных вокальных конкурсах среди людей с особыми потребностями, к примеру, пару лет назад стала дипломанткой республиканского конкурса «Екі жулдыз». Еще одним серьезным увлечением Болдык является спорт. Раньше с мужем занимались легкой атлетикой, много времени она уделяла плаванию. Часто участвовала в различных соревнованиях, так, в 2016 году заняла второе место на спартакиаде по плаванию среди ветеранов.

– Так что скучать мне не приходится, – говорит Болдык. – Если надо, посижу с внуками, хожу по гостям, в бассейн, читаю в нашей библиотеке для слепых и слабовидящих или слушаю аудиокниги онлайн. Собираюсь изучать английский – один хороший человек предложил учить меня бесплатно. Нужно просто занимать себя чем-то, только так можно не думать о проблемах, ведь их никто не решит, кроме меня. И по возможности быть полезным обществу.

Хотелось бы, чтобы и общество, в свою очередь, предоставляло такую возможность людям с особыми потребностями.

Требуется заказ

Из 44 человек, работающих на предприятии, 38 – инвалиды по зрению I, II групп. Здесь функционируют два швейных цеха и один матрасный, цех по изготовлению одеял, картонажный, мебельный. Правда, последний на данный момент не работает из-за отсутствия заказов. К сожалению, большое предприятие, где в советское время было много производственных цехов, складских помещений и оно стабильно работало, ныне находится в плачевном состоянии. В здании 60-летней постройки ни разу не проводился капитальный ремонт. В этом году отремонтировали крышу здания, к радости сотрудников и работников.

На сегодняшний день предприятие выпускает продукции на 50-60 млн в год, хотя имеет возможность производить в три раза больше. Главной проблемой УПП вот уже несколько лет является нехватка объемов заказов. А ведь именно от этого зависит зарплата работников с проблемами зрения и возможность трудоустройства большего количества людей.

Этому мешает ценовая конкуренция. Выиграть тендер на общих основаниях для УПП – задача нереальная, поскольку мелкие ИП перебивают цены. А стоимость производимой здесь продукции в 1,5-2 раза выше рыночной, потому что качество продукции высокое, соответствующее специальной технологии, принятым стандартам.

У УПП есть свои клиенты, которым нравится их качественная продукция, к примеру, ряд небольших строительных фирм, но их мало. Некоторые детсады и школы по госзакупу раз в год приобретают здесь продукцию. Вот и все объемы.

– Если хотя бы в разрезе города организации обращались к нам, зарплата рабочих возросла бы, – говорит мастер швейного цеха с 35-летним стажем Сауле Басарова. – Ведь наше предприятие необычное, мы внушаем людям с проблемами зрения, что они нужны обществу, что их труд ценен и важен. Чтобы они чувствовали себя полноправными членами общества.

Жанат ШАЯХМЕТОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна