ФИИР: «ДОРОЖНАЯ КАРТА БИЗНЕСА-2020»

«Прикаспийская коммуна» продолжает информировать читателей, а в первую очередь бизнесменов и тех, кто намеревается открыть свой бизнес, о реализации масштабной Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны. В рамках этого документа предусмотрена реализация еще четырех программ. Это — «Производительность-2020», «Инвестор-2020», «Дорожная карта бизнеса-2020» и «Экспортер-2020». Мы подробно рассказали о программах «Производительность-2020», «Экспортер-2020». Сегодня разговор пойдет о «Дорожной карте бизнеса-2020». Об основных направлениях этой программы по просьбе редакции сообщили в управлении предпринимательства и промышленности, ответив на все вопросы, возникшие у наших читателей.
• Цели программы «Дорожная карта бизнеса-2020»
Основная цель программы — обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. Задача — поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортоориентированных производств. Срок реализации — до 2020 года. Программа «Дорожная карта бизнеса-2020» разработана для реализации Послания Президента страны народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года.
Программа является логическим продолжением реализации дорожных карт 2009 и 2010 годов. При этом акцент смещается на посткризисное развитие, сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. Государственной программой предусматривается ускоренное развитие несырьевых секторов экономики. При этом наряду с реализацией крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, инициаторами которых являются национальные холдинги, системообразующие компании топливно-энергетического комплекса и металлургической промышленности, приоритетом государственной программы является развитие малого и среднего предпринимательства для создания современных производств с перспективой развития их экспортной ориентированности. В том числе, разумеется, и в Атырауской области. Такие инструменты, как гарантирование кредитов и субсидирование процентных ставок по кредитам, являются достаточно популярными и применяются с целью развития и поддержки того или иного сектора экономики.
• Основные проблемы, сдерживающие инициативы предпринимательства, прежде всего, малого и среднего, в развитии новых производств
Это, в первую очередь, доступ к финансированию и высокая стоимость заимствования, неразвитость индустриальной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки предпринимательства. Кроме того, сохраняется большая долговая нагрузка у предприятий, образовавшаяся в предыдущие годы, что ограничивает их инвестиционную активность. Согласно программе предполагается адаптация и использование инструментов поддержки предпринимателей, таких как субсидирование и гарантирование кредитов, сервисная поддержка, подведение производственной инфраструктуры и подготовка кадров.
• Целевые индикаторы программы «Дорожная карта бизнеса-2020»
Основные целевые индикаторы — это удешевление кредитов на общую сумму не менее 400 млрд тенге ежегодно. К 2015 году: увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП до уровня не менее 12,5%; увеличение доли несырьевого экспорта до уровня не менее 40% в общем объеме экспорта; увеличение объема несырьевого экспорта до уровня не менее 43% от объема совокупного производства обрабатывающей промышленности; увеличение производительности труда в обрабатывающей промышленности не менее, чем в 1,5 раза. Количественные показатели индикаторов до 2020 года будут определены по результатам реализации первого этапа программы, с последующим внесением дополнений.
• Направления программы «Дорожная карта бизнеса-2020»
Решение задач осуществляется по трем направлениям. Это — поддержка новых бизнес-инициатив; оздоровление предпринимательского сектора; поддержка экспортоориентированных производств.
• Особенности первого направления — поддержка новых бизнес-инициатив
Оно предусматривает оказание государственной поддержки при реализации проектов в несырьевых секторах экономики в соответствии с приоритетами Государственной программы. Государственная поддержка в рамках первого направления реализации Программы заключается в субсидировании процентной ставки по кредитам банков для реализации проектов; частичном гарантировании по кредитам банков, направленным на реализацию проектов; развитии производственной (индустриальной) инфраструктуры; сервисной поддержке ведения бизнеса; подготовке кадров, молодежной практике и организации социальных рабочих мест. Участниками первого направления могут быть предприниматели, реализующие или планирующие реализовать инвестиционные проекты в приоритетных секторах экономики.
• Условия субсидирования процентной ставки
Субсидирование ставки вознаграждения банка осуществляется по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства. Сумма кредита, по которому осуществляется субсидирование процентной ставки, не может превышать 3 млрд тенге для одного заемщика. Срок субсидирования составляет от 1 года до 3 лет с возможностью дальнейшей пролонгации до 10 лет. Заявитель должен обеспечить участие в реализации проекта собственных средств не ниже 15% от общей стоимости реализации проекта.
• Механизм субсидирования процентной ставки
— Заявитель обращается в банк. Банк проводит оценку финансово-экономической эффективности проекта, и, в случае положительного решения, направляет уведомление заявителю о готовности кредитовать проект. Заявитель с положительным решением банка обращается к координатору программы на местном уровне, который выносит данный проект на рассмотрение. Проект рассматривается на соответствие критериям программы, и принимается решение по возможности (или невозможности) субсидирования. Далее координатор программы на местном уровне направляет перечень одобренных проектов в соответствующие банки с условиями субсидирования, а также финансовому агенту. По проектам, имеющим положительное решение банков, заключается договор субсидирования, в рамках которого финансовый агент и участник программы выплачивают банку соответствующие части ставки вознаграждения.
• Условия предоставления гарантий по кредитам банков
— Гарантия предоставляется только по кредитам, выдаваемым для реализации новых проектов, а также по реализуемым проектам, направленным на модернизацию и расширение производства. Сумма кредита, по которому осуществляется гарантирование, не может превышать 3 млрд тенге для одного заемщика. Размер гарантии не может быть выше 50% от суммы кредита. Максимальный срок кредита, по которому выдается гарантия, не может превышать 10 лет. Гарантирование не может осуществляться по кредитам, выдаваемым на пополнение оборотных средств, за исключением случаев, когда финансирование оборотных средств осуществляется в рамках кредита на приобретение или модернизацию основных средств, но не более 20% от суммы кредита. Заявитель должен обеспечить участие в реализации проекта собственных средств не ниже 15% от общей стоимости реализации проекта.
• Условия предоставления поддержки в рамках развития производственной инфраструктуры
Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры будет заключаться в подведении недостающей инфраструктуры и может осуществляться для проектов, направленных на модернизацию и расширение производств, как для отдельных проектов индивидуально, так и в рамках организации промышленных площадок. Выделение средств может быть направлено только на строительство и реконструкцию следующей инфраструктуры: дороги, канализация, теплоснабжение, водопроводы, железнодорожные тупики, телефонизацию, электрические подстанции, линии электропередачи. Выделение средств должно осуществляться на основании технико-экономического обоснования или бизнес-плана на строительство или реконструкцию. Стоимость строительства (реконструкции) инфраструктуры не должна превышать 50% от стоимости проекта в случае подведения инфраструктуры для отдельного проекта. Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры должно соответствовать генеральному плану развития населенного пункта.
• Второе направление программы — оздоровление предпринимательского сектора. Меры поддержки
Второе направление программы направлено на оздоровление предприятий несырьевого сектора экономики. В рамках оздоровления может оказываться следующая поддержка. Это субсидирование должнику процентной ставки по уже имеющимся кредитам банков и на новую задолженность в рамках одной кредитной линии, которая возникает после одобрения проекта. Рассмотрение вопроса предоставления должнику отсрочки по погашению налоговой задолженности в бюджет (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты) без начисления пени, которая теперь предусмотрена в установленном порядке в Налоговом кодексе. Участниками второго направления программы могут быть предприниматели, работающие в приоритетных секторах экономики. Не могут быть: предприятия металлургической промышленности, осуществляющие переработку минерального сырья и включенные в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу; предприятия, не согласившиеся раскрыть полную информацию по финансово-экономическому состоянию, кредитам и иной задолженности; предприниматели, не согласовавшие план финансово-экономического оздоровления с кредитором.
• Меры поддержки экспортоориентированных производств
Третье направление реализации программы направлено на поддержку предпринимателей, экспортирующих продукцию на внешние рынки. Государственная поддержка будет оказываться через субсидирование процентной ставки по уже имеющимся кредитам банков. Участниками третьего направления программы могут быть предприниматели, экспортирующие более 10% производимой продукции во всех секторах экономики, за исключением горнодобывающей промышленности, предприятий металлургической промышленности, осуществляющих переработку минерального сырья. Сумма кредита, по которому осуществляется субсидирование процентной ставки, здесь не может превышать 3 млрд тенге для одного заемщика. Срок — от 1 года до 3 лет с возможностью дальнейшей пролонгации до 10 лет. Размер субсидирования с 2011 года составляет 70% от ставки вознаграждения банка.

Страницу подготовил
Виктор СУТЯГИН