ЦЕНЫ НА БЕНЗИН ДИКТУЕТ РЫНОК

Вчера во второй половине дня пресс-служба министерства нефти и газа распространила информацию о повышении предельно-розничных цен на ГСМ. В августе они будут на уровне: бензин Аи-92/93 — не более 106 тенге за литр, бензин Аи-80 — не более 86 тенге и дизельное топливо — не более 90 тенге за литр.
Последняя новость стала завершающим аккордом в череде последних событий с нарушением установленного правительством июльского «коридора» предельных цен на бензиновом рынке республики. Весь июль автозаправки республики лихорадило, росли цены, пропадало топливо, закрывались АЗС. Напомним, с 1 июля текущего года министерство нефти и газа установило предельно допустимые цены на ГСМ на уровне: бензин марки АИ-92 – не дороже 102 тенге за литр, АИ-80 – не дороже 84 тенге, дизельное топливо – не более 87 тенге за литр.
Волна роста цен докатилась и до нашей области, во всех районах на АЗС подняли стоимость топлива, исключением стал лишь областной центр. Атырау состоит в реестре монополистов, которые регулируются Агентством по регулированию естественных монополий. По словам директора атырауского АРЕМ Балжан Досмухамбетовой, поданная заявка на повышение цен была ими отклонена.
Сложившаяся ситуация стала следствием роста оптовых цен на горюче-смазочные материалы. В наших условиях, когда в стране введено регулирование розничных цен, последние события с увеличением оптовых цен (которые, практически, сравнялись с отпускной розничной ценой) сделали этот бизнес убыточным. Стоимость топлива не изменилась лишь на продукты «Казмунайгазонимдери», где поставки осуществляются централизованно.
Продолжать бизнес и для независимых участников рынка стало нерентабельным, ведь они зарабатывают на разнице между оптовой и розничной ценой.
На наш взгляд, причина ценового кризиса имеет несколько составляющих. Вхождение в Таможенный союз предполагает стоимость товаров и услуг на одном уровне в странах-участницах, а российское топливо по стоимости значительно дороже казахстанского продукта, соответственно была сделана попытка искусственно сравнять цены. Доля российского топлива на казахстанском бензиновом рынке составляет 40 процентов. Из-за большой ценовой разницы поставки из России стали снижаться, этим воспользовались внутренние поставщики, которые стали спекулятивно повышать стоимость стратегического продукта. Определенную роль в этом вопросе сыграла остановка на плановый ремонт Павлодарского НПЗ и посевная кампания. Таким образом, нерегулируемая оптовая цена стала расти.
Сложившаяся ситуация стала толчком для стремительного развития событий на текущей неделе, правительство приступило к оперативным мерам по устранению критической ситуации. В понедельник стало известно о подписании Главой государства Закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Вступление в силу названного закона ожидалось, по мнению специалистов, данный документ должен разрядить ситуацию с кризисом на бензиновом рынке и исключить повторения дефицита бензина и скачков цен на нефтепродукты.
Тем временем уже во вторник появилась информация о том, что в ближайшее время правительство все же намерено поднять цены на бензин.
Как заверил министр нефти и газа Сауат Мынбаев, не будет непрогнозируемого скачкообразного повышения цен и дефицита. Оптовики будут отпускать бензин, дизтопливо в пределах розничных цен для того, чтобы розничные реализаторы также имели небольшую прибыль. Министр отметил, что отечественные АЗС, воспользовавшись повышением цен на нефтепродукты в России, также подняли цены. Но дисциплина будет налажена достаточно быстро, для этого есть правовая возможность. Отслеживать ситуацию будут Минэкономики, АРЕМ, министерство нефти и газа — это согласованное решение правительства.
В среду в этой бензиновой эпопее была поставлена точка. Посмотрим, как будут развиваться события дальше.

Алма ТУРГАНОВА