БЕНЗИНОВЫЕ СТРАДАНИЯ ЗАКОНЧАТСЯ В ОКТЯБРЕ?

Бензиновые страдания автомобилистов Атырау и регионов области продолжаются. По-прежнему в городе большинство заправочных станций сети «Меркурий» и «Гелиос» или закрыто, или отпускает дизельное топливо и бензин АИ-80 по талонам. Изредко здесь появляется бензин марки АИ-95, но тоже, как правило, по талонам.
Руководство компаний «Меркурий» и «Гелиос» долгое время причину дефицита бензина на своих заправках объясняло отсутствием нужного количества цистерн для доставки ГСМ. Правда, после того, как антимонопольное ведомство, опираясь на факты, опровергло факт недостатка цистерн, возникла другая версия. «Гелиос» и «Меркурий» заявили, что казахстанские нефтеперерабатывающие заводы резко снизили объемы переработки нефти после принятия закона об упорядочении оборота нефтепродуктов. Главным же аргументом стало заявление, что высокооктановый бензин, завозимый из Российской Федерации, там стоит дороже, закупать и реализовывать его нерентабельно. После чего стоимость АИ-95 подскочила до 150-160 тенге за литр.
Казалось бы, теперь хотя бы эта марка топлива появится в свободной реализации. Однако, подняв стоимость высокооктанового топлива даже выше российской цены, операторы так его в свободную продажу и не пустили, теперь уже окончательно уйдя в глубокое подполье от ответов на все беспокоящие автомобилистов вопросы.
Чтобы заправиться в сети АЗС «ҚазМұнайГаз Өнімдері», необходимо выстоять длинную очередь, на что иногда уходит несколько часов.
— К сожалению, при всем желании мы не в состоянии обеспечить всех автомобилистов топливом. Да еще чтобы не было очередей. Хотя, поверьте, прилагаем для этого максимум усилий. Приведу такой пример. На этой неделе во вторник мы установили в Атырауской области немыслимый для нас раньше рекорд по реализации бензина, за сутки его было продано на 43 миллиона тенге. Это примерно в пять раз больше, чем до ажиотажа реализовывалось за день, — проинформировала главный менеджер сектора по реализации нефтепродуктов АО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» Аманкыз Садакпаева.
По словам Аманкыз Садакпаевой, компания задействовала все резервы. Но, учитывая ажиотажный спрос, естественно, доставить нужное автомобилистам количество бензина они не успевают. В качестве примера можно привести вторник этой недели, когда за сутки на АЗС АО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» было реализовано 420 тонн топлива различных марок – в несколько раз больше средней продажи за день до того, как начались перебои в «Меркурии» и «Гелиосе».
И все-таки, думаю, автомобилистов больше волнует ответ на вопрос «Когда, наконец, в нашей не только нефтеносной, но и еще имеющей свой перерабатывающий завод области, топливо можно будет залить в бак машины без проблем?».
В поисках ответа нашей газете удалось выяснить только одну позитивную информацию: «Гелиос» и «Меркурий» уже на этой неделе ожидают в Атырау несколько цистерн с бензином. Появится это топливо на рынке — вереницы машин на заправках «ҚазМұнайГаз Өнімдері» уменьшатся. Но будет ли эта поставка локальной или снабжение возобновится в прежних объемах — никто не знает. Поэтому люди, близкие к бензиново-нефтяному бизнесу, утверждают, что полной нормализации ситуации можно ожидать не раньше октября. По той простой причине, что правительство официально пообещало в сентябре не повышать стоимость литра АИ-92 выше 106 тенге. На октябрь правительство никаких обещаний нам не давало. Поэтому вполне вероятно, что компании, занимающиеся реализацией горючего, будут держать нас на полусухом пайке до тех пор, пока им не разрешат повысить стоимость самой востребованной марки топлива – АИ-92. И тогда сразу и на нефтеперерабатывающих заводах появятся необходимые объемы, и проблем с цистернами не будет, да и кивки в сторону России, где АИ-92 чуть дороже, прекратятся. А комментировать, по какой причине АИ-95, даже тот, что произведен в Казахстане, у нас уже сегодня дороже и имеет тенденцию к повышению, бензиновые короли попросту откажутся.

Виктор СУТЯГИН