Автобусный прорыв

Автобусный прорыв Актуально

20 автобусов получил в подарок город Атырау на день рождения. Новенькие автобусы Daewoo, только прибывшие в наш город с конвейеров автосборочного завода Daewoo Bus Kazakhstan в г. Семей, должны в определенной мере решить проблему общественного транспорта нефтяной столицы.

Стартовая двадцатка

 Напомним, автобусы Daewoo являются совместным проектом казахстанской компании ТОО «Семипалатинский авто­сборочный завод» и корейской — DaewooBusGlobalCorporation.

На презентацию автобусов собралось множество народа, начиная от людей в деловых костюмах до студентов. Аким города Алимухаммед Куттымуратулы  сообщил о том, что автобусы были приобретены на средства АО «БРК-Лизинг» и что на новых автобусах внедряется система электронного билетирования.

— Это только начало, в следующем году планируем закупить еще 200 автобусов. Таким образом, вопрос с городскими пассажирскими перевозками будет решен полностью. В текущем году устанавливаются 23 новые автобусные остановки, и эта работа будет продолжена. Призываю горожан, в особенности молодежь, бережно относиться к приобретенным автобусам и установленным остановкам, — отметил аким города.

 В свою очередь Жанар Ибрашева — заместитель Председателя Правления АО «БРК-Лизинг» отметила, что Атырау — это первый город, где в рамках госпрограммы закуплены автобусы оте­чественного производства. До конца года финансовый институт профинансирует закупку еще 100 автобусов. Так, с 2018 года АО «БРК-Лизинг» является оператором Программы лизингового финансирования по обновлению автобусного парка в рамках поддержки отечественных автопроизводителей.

К слову, презентованные автобусы имеют длину 11,5 метра, 21 посадочное место, 2 сидения для людей с ограниченными возможностями и рассчитаны на 75 стоячих мест.

Мы попросили горожан поделиться своими впечатлениями от поездки на новых автобусах в нашем кратком опросе.

Гаухар Денмент, студент ­2 курса Атырауского универститета нефти и газа: «Конечно же, старые автобусы есть старые. Там все болтается, шатается, скрипит, ощущаешь дискомфорт и неудобство. Я постоянно пользуюсь автобусами, и очень рада обновлению автобусов.

— Будете ли пользоваться новыми видами оплат по электронному билетированию? В частности, картами оплат, через смартфон?

— Да, безусловно. В университете нам уже объясняли, как осуществлять такие виды оплат, например, через QR-коды посредством мобильного приложения SMARTQala. Как только запустят это мобильное приложение, то сразу же скачаю себе на смартфон.

Сундет, 55 лет, железнодорожник: «Я часто пользуюсь общественным транспортом. Новые автобусы очень приятны своей новизной, чистотой, технической исправностью. Они добротные, большие, высокие. Ну что еще сказать? Главное, они ходят своевременно, не ломаются, люди уже не опаздывают на работу. Я обязательно куплю транспортную карту, стану ее активным пользователем, ведь это удобно и практично, не надо носить в кармане с собой кучу мелочи.

 Пенсионерка Вера Алексеевна высказала пожелание, чтобы сами горожане бережно относились к новым автобусам, не ломали, не царапали. Ведь их закупили для нас, чтобы удобно было ездить.

 Мы ехали в автобусе под руководством опытного водителя Марата Койадарова, имеющего служебное удостоверение «Үздік жүргізуші» Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан. Кондуктор Жумаганым Узакова сообщила, что постепенно привыкает к валидатору, говорит, что носить его на руке не очень удобно. И в скором времени для их носки закажут специальный кожух, так, по крайней мере, обещало руководство автобусного парка. А в скором будущем эта задача облегчится. В автобусах появятся стационарные терминалы приема платежей.

 

 Три миллиарда —

не предел

 Как известно, с конца 2017 года в нефтяной столице началась реализация Концепции развития общественного транспорта. И вот, можно сказать, что приобретенные автобусы явились первыми ласточками Концепции, направленной на модернизацию городских пассажирских перевозок. Руководитель областного управления автомобильных дорог и общественного транспорта Кайрат Нуртаев сообщил: «До конца года для нужд города будет приобретено 100 автобусов. Электронное билетирование внедряется посредством договора с частной компанией ТОО «SMART ЖКХ».

В свою очередь первый заместитель председателя АО «СПК «Атырау» Данияр Таханов проинформировал нас об аспектах финансирования проекта по закупу автобусов: «На сегодняшний день в г. Атырау принята программа по модернизации и замене автобусов в сфере общественного транспорта. Для чего АО «БРК-Лизинг» осуществил капитализацию проекта для организации и выдачи лизинга региону для покупки автобусов. СПК «Атырау» со своей стороны создала совместно с перевозчиком (ТОО «Айс Транс Холдинг» — Ред. ) новое предприятие для того, чтобы приобрести эти автобусы. По ходу внедряется электронное билетирование для вывода средств за проезд из теневого оборота. Далее, осуществляется субсидирование затрат перевозчиков, чтобы обновление автобусного парка не ударило по карману всего населения, и прежде всего для защиты интересов социально уязвимых категорий граждан. Вкупе все это дало возможность приобрести данные автобусы».

 Схема такова. «БРК-Лизинг» осуществляет лизинговую операцию автобусами, направляя средства напрямую отечественному производителю. Одним из главных условий лизинга является казахстанское производство, или казсодержание. Автобусы DAEWOO семейской сборки соответствуют этому требованию. В настоящее время стоимость покупки автобусов для г. Атырау составляет 3 млрд тенге, из которых АО «БРК-Лизинг» профинансировало в лизинг 2 млрд 550 млн тенге, 450 млн тенге выделено в качестве первоначального взноса АО «СПК «Атырау» как учредителя нового предприятия ТОО «Атырау-Автопарк». Возврат средств по лизингу будет осуществляться от оплаты за проезд и от объемов субсидирования перевозок местными органами исполнительной власти.

 

SmartQala в помощь

 «Проект реализуется на средства инвесторов, государство лишь выплачивает предпринимателю субсидии за кредит, выделенный на приобретение автобусов в рамках лизинга. В новом общественном транспорте уже установлена система электронного билетирования. Автобусы будут курсировать по маршруту №14, так как он в настоящее время является самым загруженным», — сообщил журналистам заместитель акима ­г. Атырау Мейрим Калауи.

 О том, как функционирует в автобусах система электронного билетирования, поведал нам генеральный директор ТОО «SMART ЖКХ» Сержан Акилбаев: «Внедряемая система называется SmartQala, мобильное приложение имеет одноименное название — SmartQala. Оно будет размещаться в магазине приложений Playmarket и в ближайшее время появится в App Store. Его можно будет скачать на любой смартфон. Мобильное приложение дает возможность 9 способов оплаты за проезд в автобусе. С транспортной карты, с банковской карточки, через смс, посредством QR-код, а также с баланса номера Билайна, по блютузу. В автобусах будут установлены стационарные валидаторы — терминалы приема платежей, а на руках у кондукторов будут находиться мобильные валидаторы. Установка стационарных терминалов в автобусах будет завершена только в ноябре».

Наверняка у молодежи, как активного пользователя общественным траспортом, современная форма оплаты через мобильное приложение SmartQala будет наиболее популярной. Как пояснил Сержан Акилбаев через мобильное приложение SmartQala посредством прикладывания QR-кода можно будет оплачивать за проезд тремя способами: 1. путем снятия средств с баланса телефона; 2. путем снятия средств с текущего Smart-баланса; 3. путем снятия денег с банковской карточки любого банка, если привязать ваши данные к мобильному приложению SmartQala. Транспортные же карты в ближайшее время станут продавать в торговых точках городах, где, как утверждают представители ТОО «SMART ЖКХ», можно будет пополнить баланс и зарегистрировать их как именные с привязкой ваших личных данных. Или же приобрести непосредственно у кондуктора и у него же через ручной терминал пополнить свой проездной баланс, как мы это делаем на телефоне. В перспективе баланс можно будет пополнять через терминалы Киви-кошелек.

Тимур КАЗИЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна