817b9af3 e90b 4ae4 aa2d 882d80556438

Большая проверка на дорогах

Длиннющие многотонные фуры и легковые автомобили, кажущиеся на их фоне игрушечными. Люди в защитной одежде разных видов. Бронемашины. Автоматы. Цепь, поднимающая шлагбаум на автомобильной дороге. Такая картина сегодня на блокпостах, оборудованных на четырех точках нефтяной столицы и работающих круглосуточно. Контроль за въезжающими и выезжающими достаточно жесткий. В этом мы убедились, побывав на двух блокпостах.  

dsc 0111

Прикаспий живет по новым правилам с ночи 30 марта, с момента начала действия карантина. Постановлением главного санитарного врача региона были введены ограничения на въезды и выезды из города. Тогда же приостановили свою работу авто- и железнодорожный вокзалы. Отменили межрайонные, междугородние и международные автобусные рейсы. Аэропорт Атырау тоже приостановил все авиарейсы, за исключением правительственных и рейсов, согласованных с председателем Атырауской областной региональной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения. С 30 марта движение в город и обратно стали контролировать на блокпостах, установленных в направлениях Атырау-Астрахань-Караузек, Атырау-Орал-Алмалы, Атырау-Индер-Бесикты и Атырау-Доссор-Карабатан. Людям дали возможность до 2 апреля выехать из города или вернуться. В полночь город закрылся полностью. Но не для всех.

dsc 0009

                         Мышь не проползет

…Блокпост Атырау-Индер-Бесикты находится в 18 километрах от областного центра. С утра поднялся жуткий ветер, рвущий одежду и срывающий головные уборы. Была надежда, что погода сменится, но на часах уже 13 часов, а шквалистый ветер не думал стихать. Но погодные условия никак не влияют на действующий алгоритм проверок автотранспорта. Здесь работают по сменам четыре полицейских, три медика, семь военнослужащих, два СОБРовца.

Легковые автомобили, грузовые фуры, «ГАЗели» стоят по направлениям в город и из него. Подходим ближе. Бетонное заграждение, шлагбаум и знак «Стоп». Здесь работают полицейские, у них свои задачи охранять периметр, проверять въезжающие и выезжающие автотранспортные средства. С электронными планшетами в руках они опрашивают каждого подъезжающего водителя: спрашивают документы – удостоверение личности и техпаспорт на машину, спецпропуск, цели визита. Столпотворения людей и грузовиков или какого-то ажиотажа нет. В целом проверка не затягивается, все четко и слаженно. Для продовольственных товаров и товаров первой необходимости работает «зеленый коридор», поэтому после проверки документов, разрешений, а также температуры водителей, грузовики и огромные фуры пропускают.

– В одной смене четыре сотрудника, один старший по посту и три инспектора, работаем с 8 утра до 20 часов, – поясняет командир роты патрульной полиции департамента полиции Атырауской области Нысанбек Сатдарбеков. – По автомашинам с атыраускими госномерами проверяем разрешение на въезд или выезд по специальному мобильному приложению «Сергек блокпост». У транзитного автотранспорта делаем регистрацию в документе на проезд.

Кстати, свернуть какому-либо автомобилю, что называется, «налево» не удастся. Выборочно полицейские отслеживают маршрут движения, связываясь с другими контрольно-пропускными постами, выясняют, проехала ли машина или нет. Отклонений не зафиксировано.

Люди, работающие на блокпосту, к соблюдению мер безопасности относятся со всей ответственностью. 

– Обеспеченность средствами защиты полная. Через каждые полчаса обрабатываем руки дезинфицирующим раствором. Мы же документы у водителей и пассажиров проверяем, постоянная обработка обязательна, – говорит инспектор полиции Жасулан Даркенов. – Сегодня транзитом через Атыраускую область через наш блокпост проехали 20 фур с продуктами питания. Направляются из Актау в Уральск, из Атырау транзитом через Уральск и дальше в Россию. Или из России, в том числе из Оренбурга, других городов, к нам, в Атырау.

dsc 0063

 Сотрудники поликлиник, также работающие по сменам, проверяют проезжающих тепловизором марки «BOSCH». Среди медработников – Шынар Талгатова – медсестра поликлиники №4.

– Наша смена – 12 часов. Сегодня ни у кого из водителей и пассажиров повышенной температуры не выявили, – шквальный ветер буквально уносит слова медсестры, а я едва успеваю удержать свою кепку.

Медсестра направилась к следующему автомобилю. На пост подъехал атырауский грузовик с надписью «Даулет». Снова проводится стандартная процедура. Проверка документов, температуры у водителя и экспедитора.

– Моя работа связана с поставкой продуктов питания, сейчас мы едем в Индер, – делится мужчина, сопровождающий груз, спускаясь со ступеньки «ГАЗели». – На передвижение между населенными пунктами у нас есть спецпропуск. Везем муку, молоко. Люди ждут наши продукты.

Водитель с другой стороны автодороги, вышедшей из легковушки, протягивает полицейскому целую стопку бумаг.

– Отца везу, он болеет, проблемы с сердцем, еще у него сахарный диабет. Его должны положить в областной кардиологический центр, у нас есть направление, – показывает документы мужчина.

Он даже взял справку на …другую справку от врачей. В районном акимате засвидетельствовали, что сельчанина действительно везут в больницу. Подстраховался сын, на всякий случай, вдруг возникнут какие-то сомнения при проверке.

– Все в порядке, проезжайте, – дали добро полицейские.

За порядком на блокпостах смотрят представители Министерства обороны, войсковой части 41433.

– Охраняем периметр от несанкционированных акций, каких-то недоразумений и других моментов, – представитель войсковой части достаточно скуп на информацию и подробности своей работы раскрывать не стал.

dsc 0082

Экипировка военнослужащих впечатляющая, они полностью закрыты. Они – словно актеры из фильма об очередном апокалипсисе. Жутковато, надо признать.

Как оказалось, незаконно пересечь границу города люди пытались и не раз. Люди объезжали блокпосты, но потом полицейские поймали всех нарушителей и заблокировали пути объезда. Для контроля используются дроны и бинокли. Но шансов у нарушителей никаких. Перед нашим прибытием на блокпост мобильные патрули задержали нарушителя, пытавшегося через степную дорогу на легковушке пробиться в Атырау.

dsc 0016

                          «Я еду в Алматы!»

На другом блокпосту Атырау-Астрахань-Караозек проверяли фуры, следовавшие транзитом из Турции в Россию или Узбекистан.

– Из Турции везут немало гуманитарных грузов для других стран. Много машин с продуктами и другими товарами едет в Атырау из Астрахани, – доводит до сведения инспектор полиции Жасулан Искулов.

Медсестра поликлиники №1 Каным Исмахова со своей напарницей Рысты Исмадияровой обходят водителей и измеряют температуру, заполняют анкеты.

– У всех шоферов и пассажиров температура нормальная. Это наше уже четвертое дежурство, – рассказывает Каным Исмахова. 

В это время замечаем девушку в легкой курточке и кроссовках с чемоданом на колесиках. Она вышла из легковой машины и быстро-быстро с зажатым в руке удостоверением личности направилась к шлагбауму, за которым заветная дорога в направлении Атырау. Но не тут-то было.

– Стойте! Вы куда, – преградили путь люди в погонах.

Стали проверять документы. Выяснилось, молодка живет в селе Курмангазы Курмангазинского района, а прописана в Алматинской области. Так вот, она намеревалась из Атырау улететь в Алматы. Дескать, по работе вызвали. Как такое может быть? Разве она не в курсе карантина? Ясное дело, что спецрейс для нее точно не организуют.

– Да все они прекрасно знают, надеются, что вдруг получится проскочить, – убежден полицейский, старший лейтенант Ержан Кужакиев.

Понаблюдав за жизнью блокпоста еще немного, возвращаемся в центр города Атырау.

dsc 0032

              Стой! Предъяви документы!

В различных частях нефтяной столицы на дорогах тоже установлены ограждающие знаки, турникеты – своего рода мини-блокпосты. Ведется не менее строгий, чем на пригородных блокпостах, контроль за теми, кто выезжает на автомашинах. Посмотрим, как атыраусцы придерживаются условий карантина? Ведь с 17 апреля до 1 мая контроль за автотранспортом усиленный, использование личного автотранспорта для передвижения по городу запрещено. Предприятия, которым разрешили работать во время режима карантина, должны обеспечивать развозку персонала исключительно на служебном транспорте. Есть исключения для личного автотранспорта, но их сделали для машин, которые задействованы в доставке товаров для продуктовых магазинов, лекарств и медицинских изделий для аптечных сетей, онлайн-доставки объектов общественного питания – рестораны, кафе, бары, столовые.

– Каждый водитель автотранспорта должен иметь при себе все необходимые документы, подтверждающие разрешение на перевозку товаров, в том числе договор и справку из организации, адрес доставки, удостоверение личности, – говорит командир взвода патрульной полиции Усер Жангирхан. – Однако нарушений достаточно. Например, предъявляют справку, в которой написано, где человек работает, но не указаны марка машины и ее госномер.

Проспект Сатпаева. Патрули останавливают все автомашины без исключения. К слову, с 17 апреля на улицах города Атырау в круглосуточном режиме работают 40 патрульных автомашин, 40 пеших патрулей, а всего в обеспечении  режима ЧП в Атырау задействовано 700 полицейских. Носа не высунешь, как говорится. Буквально через пять минут появился нарушитель – водитель «Лады». Полицейские попросили показать разрешение на использование личного транспорта. Шофер развел руками.

dsc 0091

– Вы знаете, что действует карантин, – обратился к водителю Усер Жангирхан.

– К тете ехал, – мужчина, как виноватый школьник, опустил голову и сцепил руки за спиной. Он был в трико, в летних сланцах, надетых на теплые носки.

Разрешающих документов нет, значит, административного дела ему не избежать.

– Поедете с нами в опорный пункт, – сказал полицейский.

А водитель даже не скрывал своей досады, фыркнув со злости.

И мы направились в ближайший полицейский участок. Там на водителя составили протокол, а меру наказания определит суд в онлайн-режиме. От предупреждения, штрафа до ареста.

Светлана НОВАК

Фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА