ОТНЯТАЯ РОДИНА

Отнятая Родина Общество

Тема депортации народов в Казахстан не перестает волновать наших граждан. Возможно, понадобится еще не одно десятилетие, чтобы полностью осмыслить и дать правовую оценку событиям, происходившим в первой половине ХХ века в СССР.

На днях в нашу редакцию обратился наш постоянный читатель Савелий Тупович, который прислал небольшой рассказ, посвященный памяти атырауских болгар. Автор родился в 1928 году в Крыму, его с семьей — отцом, матерью, двумя сестрами — в 1944 году переселили в Макат. «Мне было тогда 16 лет, — вспоминает Савелий Саввич, — если война началась в июне 1941 года, то уже в августе был оккупирован весь Крым». Людей вывезли и оставили в далекой казахстанской степи. В тот год семья Туповичей похоронила несколько детей — голод и болезни не щадили никого, тяжело сегодня вспоминать пенсионеру эти тяжелые дни, слезы наворачиваются на глаза.

Савелий Саввич начал свою трудовую деятельность с разнорабочего, он рассказал, как строили жилье в Доссоре, школу, баню. Освоил навыки шофера, механика. Думал ли он о возвращении на Родину? Конечно, да. Но незаметно проросли болгары корнями в казахскую землю — здесь похоронены родители, трудятся и живут дети-внуки. Поэтому только временами накатывает волнами ностальгия, вспоминается далекий благодатный Крым. И чтобы помнили болгары о своих корнях, Савелий Тупович посвятил им свой рассказ, который он собирал буквально по крупицам — материалы присылали племянники, ныне проживающие в России, собственные воспоминания

Через 1300 лет в Фанагорию возвратились болгары

В течение долгих лет татары и болгары, депортированные из Крыма, упорно добивались права возвратиться домой.

Таманский полуостров в течение многих веков тяготел к Восточному Крыму. Так было в античные времена Боспорского царства. В средневековье здесь было основано древнерусское Тмутараканское княжество, а позже Таманский полуостров вместе с обширными землями к северу от реки Кубань входил в состав Крымского ханства.

С середины 1950 годов Тамань возобновил с Крымом родственные узы: сюда начинают прибывать семьи возвращающихся из ссылки татар, болгар, а также греков и армян, депортированных в 1944 году. В Крым их не пускали, они селились вокруг него. Так появились они в Запарожской и Херсонской областях Украины и Краснодарском крае. Многие из них, как и татары, поселились на Тамани. Один из первых приехавших сюда болгар Марк Бастанжиев (1909-1999 г.г.) рассказывал о том непередаваемом чувстве радости, когда он впервые после стольких лет ссылки смог на берегу Таманского залива воочию увидеть Крым. Для них, изгнанных с родины, это было жизненно важно. Ведь отсюда они могли на пароме поехать в Крым, побродить по Керчи, увидеть родные могилы, дома, в которых жили уже другие, чужие люд

Ночь депортации

Что же произошло в ту страшную для крымских болгар ночь депортации 26 июня 1944 года? Вспоминает жительница поселка Сенного Анна Попучиева, 1932 г.р.: «С вечера в наш дом в Марфовке направили на ночлег двух солдат, которые вскоре после полуночи куда-то ушли, а в три часа утра вернулись, приказывая всем членам семьи быстро собраться. Брать разрешили лишь самое необходимое. На грузовиках всех отвезли на железнодорожную станцию в райцентр Маяк-Салынь (сейчас поселок Приморское) Ленинского района Крыма. Дальше в теплушках долгие три недели ехали до Кемеровской области, а после нас развозили по бездорожью на бричках в разные совхозы». Запомнилось Анне Дмитриевне одно: будто вымершая деревня с заколоченными окнами, через которую они проходили, где встретили женщину, сказавшую им, что все жители попрятались, потому что им сообщили, что будут вести изменников.

Мария Перонко (1929 г.р.) добавляет такую запомнившуюся ей деталь: депортация произошла на следующий день после того, как в Марфовку из Семи Колодезей (ныне райцентр Ленино) привезли для перезахоронения членов подпольной организации, убитых фашистами во время оккупаци

Где живут болгары

В Кемеровской области как могли хранили родной язык, однако на людях старались разговаривать по-русски, каждый спецпоселенец ежемесячно должен был отмечаться у коменданта, без его разрешения нельзя было даже покинуть пределы своего населенного пункта. Замуж старались выйти за своих болгар, но при заключении брака спецпоселенкам фамилию менять не разрешали. Так, до настоящего времени Мария Степановна носит девичью фамилию Перонко, а ее муж — болгарин Трофим Москотов. Корни большинства болгар, живущих сейчас в Темрюкском районе, — в Марфовке. В Краснодарском крае живут болгары, чьи корни — в селах Желябовка (Нижнегорский район), Кишлав (сейчас Курское Белогорского района), в старом Крыму. На Таманском полуострове болгары живут в поселках Виноградном, Прогрессе, Сенном, станциях Тамань и Запорожской Темрюкского района, в селах Молдаванском и Экономическом Крымского района и в Приморско-Ахтарске.

В Сибири болгарки старались выйти замуж за своих, потому и возвращались семьями. Родным языком они пользовались исключительно в кругу семьи, и то лишь, когда все собеседники — болгары. Есть правда, семьи, в которых даже молодое поколение знает язык предков, например, семья Валентины Дербе. Как рассказывает Валентина Афанасьевна, ее покойная бабушка-долгожительница Харитина не просто учила своих детей и внуков языку, но и знала много песен, привезенных из Крыма, и даже обладала даром уникального болгарского горлового пения. Эти песни они с сестрой Марией полжизни «настаивали» внутри себя в душе, пока недавно не почувствовали непреодолимое желание начать петь, и создали семейный вокальный дуэт.

Жительница Краснодара Валентина Каражева, 1942 г.р., тоже из таких немногочисленных энтузиастов. Родом она из Желябовки, где болгары выращивали виноград и табак. В рамках Краснодарской краевой общественной организации «Болгарская община «Шипка» она создала группу депортированных крымско-кубанских болгар, которая, по ее замыслу, будет заниматься изучением быта, языка и фольклора именно этой ветви болгарского народа, по крупицам собирая болгарские черты, оставшиеся еще во многих семьях.

Возвращенная память

А еще остается память. Память о том, как утром в рождественский сочельник мать пекла хлеб с розочками-узорами, а отец, поклонившись три раза, поднимал его над головой, ломая на две половины, и смотрел, какая часть больше: если левая, то будет хороший урожай ячменя, а если правая — то пшеницы. Как на Рождество дети ходили сурвакать (колядовать), а их одаривали конфетками и мелочью. Как на второй день Рождества, называвшийся Бабиным днем, женщины ходили с мылом и полотенцем к сельским повитухам. А на Иванов день, 20 января, Собор Иоанна Крестителя, мужчина должен был искупать чужого ребенка, становясь ему как бы вторым крестным отцом, и тот ребенок затем каждый год относил ему кулич (кулак), завернутый в платочек, и они трижды обменивались такими куличами.

В VI-VIII веках Таманский полуостров входил в состав Великой Болгарии, а Фанагория, находившаяся на месте сегодняшнего поселка Сенного, была его главным городом.

Считается, что именно отсюда в 681 году хан Аспадук повел болгар на их новую родину — Балканы. Вот так, тринадцать веков спустя, замкнулся круг истории, и болгары вновь вернулись на Таманский полуостров на древнюю землю Фанагории.

По результатам всероссийской переписи населения 2002 года, в Краснодарском крае проживают 3138 лиц болгарской национальности. Это второй показатель среди российских регионов (больше 3430 человек проживают лишь в Тюменьской области).

Савелий ТУПОВИЧ,

житель г. Атырау

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна