СОЗИДАНИЕ — ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В четверг в Атырау прибыл Верховный муфтий Казахстана Абсаттар Дербисали. Он принял участие в республиканской научно-практической конференции «Ислам – религия мира и созидания». Свои доклады на темы истории ислама в республике за 20 лет Независимости, распространения течений экстремистского толка, различной трактовке священных для верующих текстов представили известные эксперты, специалисты теологических дисциплин.
В свете ввода нового закона о религиозной деятельности и известных печальных событий, произошедших в Атырау, заместитель акима области Аскар Керимов, открывая работу конференции, отметил актуальность ее тематики. Но глава Духовного управления мусульман твердо подчеркнул, что сегодня мы подводим итоги 20-летия Независимости, а деяния преступников, какими бы идеями они ни руководствовались, никоим образом не имеют отношения ни к исламу, ни к какой-либо другой вере.
Как известно,Верховный муфтий Казахстана Абсаттар Дербисали является востоковедом, религиоведом, критиком, автором ряда книг, посвященных арабской, марокканской литературе, историко-филологическим исследованиям. И, приступая к своему выступлению перед аудиторией, он предложил отказаться от традиционного зачитывания длинных докладов и перейти в режим диалога. В качестве слушателей в зал Казахского драматического театра имени Махамбета были приглашены имамы, военнослужащие, депутаты и руководители управлений различных уровней, педагоги и студенты местных учебных заведений.
В первую очередь Абсаттар-кажы поприветствовал жителей Атырау, отметив, что это родина великих людей – батыра Махамбета, академиков Салыка Зиманова и Зейноллы Кабдолова, известного писателя Хамита Ергалиева.
— Я рад, что приехал в дни празднования двух важнейших событий в жизни нашей страны, — сказал он. – Это великий праздник верующих – Курбан айт и двадцатилетие Независимости Республики Казахстан. За 20 лет наша страна добилась многого – она известна в мире как толерантное, экономически стабильное и миролюбивое государство. Немало было сделано и в вопросе развития религии.
По словам муфтия, только в 1991 году в Казахстане насчитывалось 68 мечетей, размещавшихся в бывших зданиях клубов, магазинов, на сегодняшний день их число достигло 2500. «Это прекрасные мечети в Уральске, Актобе, Кызылорде и других городах. Некоторые могут вмещать до 5-10 тысяч верующих. В прошлом году новую мечеть в Актау открывали Абиш Кекильбаев и Фариза Онгарсынова», — отметил Абсаттар Дербисали.
— Об уважении к нашей стране, к нашему Лидеру говорит тот факт, что на открытие мечети в Актобе прибыл вместе с Нурсултаном Назарбаевым президент России Дмитрий Медведев, — отметил муфтий и поделился рассказом о том, как российский глава в качестве подарка вручил актюбинским священнослужителям ключи от автомобилей и просил имама во время праздничной проповеди передать слова искренних поздравлений всем казахстанцам.
Абсаттар Дербисали не раз сопровождал Нурсултана Назарбаева в различных поездках и является свидетелем множества интересных событий, которые определяют уровень доверия и уважения к Казахстану. К примеру, в одной из последних поездок в Саудовскую Аравию Главу государства у трапа самолета встречал лично король и наследные принцы, что само по себе говорит о высокой степени почтения, так как обычно иностранных гостей поручают привечать министрам или другим лицам ниже рангом.
В ходе беседы с ныне покойным принцем Султаном бен Абдель Азиз аль-Саудом, по рассказу Абсаттара кажы, Нурсултан Назарбаев поделился своими мыслями о том, что в Казахстане, на российском приграничье, нет мечети. В ответ Саудовская Аравия оказала безвозмездную финансовую помощь для строительства храма в Петропавловске.
Слушателей также заинтересовала история о посещении Главы государства мусульманской святыни Каабы. Узнав о желании Нурсултана Назарбаева, король Саудовской Аравии любезно предоставил самолет и отправил его вместе с Верховным муфтием в Мекку. «Верующие знают, что мечеть открыта в дни хаджа, а в другие дни вход туда строго воспрещен, — говорит Абсаттар Дербисали, — и максимум там можно задержаться минуты на три-четыре. Нам же дали возможность остаться на целых 45 минут! Нурсултан Абишевич обратился тогда к Всевышнему, прося о мире, благополучии и процветании Казахстана. Все его молитвы были о нас с вами».
Поднял Верховный муфтий и тему первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий, прошедшего в 2003 году в Астане, когда о Казахстане заговорили во всем мире, как о стране, сумевшей собрать за одним столом непримиримых представителей различных конфессий.
И подходя к проблеме распространения религиозных течений экстремистского толка, Абсаттар Дербисали привел в качестве примера Турцию, которой удалось выправить положение и сохранить баланс. По признанию турецкого главы духовенства, они ответили на действия горе-проповедников, сеющих раздор и смуту среди верующих, оригинальным способом – квалифицированными кадрами. И салафитов просто перестали слушать, потому что появились грамотные имамы, которые смогли ответить на все вопросы, помочь сориентироваться и не затеряться в псевдорелигиозной пропаганде.
— Да, у нас имеются прекрасные мечети, создаются условия, теперь дело за подготовкой хороших кадров, — отметил муфтий. – Сегодня в Казахстане открываются медресе в областных центрах. Только в Атырау работают около 40 имамов с хорошим образованием и квалификацией.
На настоящий момент одна из главных проблем Духовного управления мусульман Казахстана – финансирование, вернее, его отсутствие. По словам муфтия, СМИ и обществу необходимо пересмотреть свое отношение к духовенству и не обвинять его в том, что оно занимается прикарманиванием средств, поступающих от верующих. «Да, мы готовим хороших специалистов, отправляем в глубинки, но через некоторое время они отказываются от работы и уезжают, — рассказал Абсаттар Дербисали. – Потому что имаму тоже нужно где-то жить, питаться, платить за электричество, обучать детей в школах. А как это делать, если ему не платят зарплату?».
Данными обстоятельствами и пользуются противники, которые, если ДУМК выпускает одну книгу, в ответ тиражируют свои издания лучшего качества и в большем количестве. Но сейчас в этом направлении принимаются меры, скоро люди просто перестанут доверять проповедникам, насаждающим чуждые нам принципы, заверил кажы.
Не осталась без внимания и тема ношения хиджаба. Да, согласился Абсаттар Дербисали, казахские женщины испокон веков ходили с покрытой головой, но все же не закрывали лица. На днях в Астане прошел конкурс женской мусульманской одежды, на котором были представлены красивые ансамбли, позволяющие женщине выглядеть одновременно красиво, скромно и соблюсти традиции.
Как бы ни не хотелось Верховному муфтию Казахстана обращать внимания к проблеме экстремизма, все же ему пришлось дать комментарии по данному поводу. Вначале Абсаттар Дербисали заговорил о волне событий, произошедших в Атырау в начале текущего года, когда на мусульманских кладбищах были осквернены могилы. «Это просто вандалы, — охарактеризовал преступников муфтий, — и еще раз говорит о том, что ответственность за это должно нести в первую очередь само общество. Все ведь начинается в семье. Как можно обвинять акима или полицейского? Разве в обязанности акима входит слежка за вашим ребенком? Почему некоторые родители не знают, где ходит их сын или дочь в вечернее время, чем занимается, о чем думает, с кем общается? Не стоит искать виноватых, нужно искоренять это и начинать с себя».
Если доклад руководителя аппарата Духовного управления мусульман Казахстана Балгабека Мырзаева был содержательным и информативным, то выступление заведующего отделом этого же управления Смаила Сейтбекова получилось эмоциональным и интересным. Последний ответил на актуальные уже для всех вопросы, такие, как что значит традиционный для казахов ислам, кто такие салафиты или ваххабиты.
По мнению Смаила Сейтбекова, западный мир обеспокоен быстрым распространением ислама среди молодежи, и методом «черного» пиара, благодаря которому у обывателя складывается образ «мусульманин = террорист», пытается навести тень на представителей этой религиозной группы. «События, произошедшие в США 11 сентября, во многом определили отношение к мусульманам, — говорит он. – Миллионы верующих были запятнаны этим наветом, но кто-нибудь может сказать, что именно они были причастны к этим терактам? Почему, когда в Норвегии преступник расстреливает десятки невинных людей и затем признается, что не хотел распространения ислама среди молодежи, не говорится, что это было совершено на религиозной почве? Почему, когда идет многолетняя война между католиками и протестантами в Ирландии, мир не называет их христианскими экстремистами? Зато появились всякие неологизмы в виде исламского фундаментализма, ваххабизма, салафизма и всяких «измов», негативно влияющих на имидж нашей веры».
Ни одна вера в мире не призывает к насилию, уничтожению, убийству. Даже слово «джихад», означающее борьбу человека с собственными пороками, положительный итог которой должен привести верующего к самоочищению, превратилось в нечто страшное, коим можно пугать несведущих.
— Мусульмане, как известно, делятся на суннитов, кои составляют практически 90 процентов от общего количества, и шиитов, — пояснил Смаил Сейтбеков. – Мы, казахи, относимся к суннитам, придерживающимся ханафитской школы. Всего существуют четыре мазхаба, названных в честь своих разработчиков, это ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. Суннитские мазхабы не противоречат друг другу.
Салафиты — это те же самые ваххабиты, движение которых во многих странах мира признано сектой, хотя является официальной идеологией в Саудовской Аравии. Им присуще строгое следование своим принципам, заложенным в священных книгах, нетерпение к нововведениям, неповиновение же наказывается в самом строгом порядке. Ваххабиты, то есть, салафиты, считают свою веру исламом в чистом виде, которую пытаются насаждать в Казахстане. По их мнению, если имам не носит бороды, не ходит в такой же одежде, которую носили во времена пророка Мухаммеда, то он не настоящий.
— Я специально поинтересовался у своих арабских коллег, — говорит Абсаттар-кажы, — почему они не носят европейскую одежду, религия не позволяет, где об этом сказано? На что мне ответили, что это даже не дань национальным традициям, а необходимость. Вы попробуйте походить в пустыне в костюме, как через несколько минут ваши карманы будут набиты песком. А тут встряхнул свое платье и пошел дальше.
Возвращаясь к вопросу различий взглядов ханафитов и салафитов, в пользу первых говорит близость к нашим традициям. Если одни запрещают уважать или разговаривать с родителями, не принимающими их веру, и открыто осуждают веками соблюдавшиеся обычаи, то другие позволяют поминать усопшего, читать молитвы над их могилами, сооружать памятники покойным, поклоняться святыням.
В защиту ислама и с просьбой не обращать внимания на наветы выступил советник проректора Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» Рахымжан Алимбеков. «Как и любая другая религия, ислам призывает к миру, заботиться о ближнем, протягивать руку помощи обездоленным», — отметил он и добавил, что западный мир часто напоминает о тысячах жертв теракта 11 сентября 2001 года, но при этом закрывает глаза на гибнущих от голода жителей Сомали.
Подводя итоги научно-практической конференции, Верховный муфтий Казахстана Абсаттар Дербисали еще раз напомнил нам о главной ее теме – 20-летии Независимости нашей страны.
— За два десятилетия мы добились многого, в том числе и в вопросе возрождения религии, — обратился он. – Давайте беречь мир как зеницу своего ока. Пусть Всевышний хранит Казахстан, его граждан, его Лидера, дарует нам благоденствие и процветание.
Рабочий визит главы Духовного управления мусульман Казахстана продолжился посещением церемонии открытия пристройки к центральной мечети «Имангали», а вечером Абсаттар Дербисали отбыл в Астану.

Шынар ТЕКЕЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна