Трасса Актобе – Атырау – граница с РФ: кто строит и кто платит

Во время недавней поездки съемочной группы ATPress.kz по строительным площадкам реконструкции автодороги Актобе – Атырау – граница с РФ (Астрахань) мы обратили внимание на большое количество подрядных организаций, занимающихся дорожно-ремонтными работами.

Почему ремонт одной трассы нельзя было поручить одному подрядчику, может ли изобилие желающих заняться ремонтом негативно отразиться на качестве дороги, а также некоторые другие вопросы редакция изложила в письменном запросе на имя председателя комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурого развития РК Сайранбека Бармакова.

Поддержали отечественного строителя?

Учитывая то, что ремонт дорог ведется в основном на заемные средства крупных международных финансовых институтов (МФИ), процесс отбора строительных компаний регулируется правилами международных торгов МФИ. От компаний требуется наличие значительного опыта, денежных средств и финансовой устойчивости. К таким критериям подходят строительные компании, способные осилить дороги протяженностью от ста и более километров.

«Однако данные условия подходят для крупных иностранных компаний, имеющих большой опыт, и тем самым ограничат участие казахстанских компаний, – говорится в письме из комитета автомобильных дорог. – В то же время в стране есть порядка 20-25 ведущих автодорожных компаний, которые имеют сравнительно небольшой опыт в реализации крупных автодорожных проектов. В связи с этим для того, чтобы казахстанские компании смогли участвовать и конкурировать на равных условиях с международными компаниями, участки были разделены на лоты протяженностью 40-45 км. Данные принятые меры по результатам проведенных конкурсов (на участок Кандыагаш – Макат) позволили порядка 15 казахстанским компаниям подать заявки на участие в конкурсе».

Как считают в комитете, этот «трюк» позволил отечественным компаниям участвовать в тендере на равных с зарубежными конкурентами, «что способствует поддержке и развитию отечественных дорожно-строительных организаций».

Подрядный расклад

В целом работы по Актюбинской области разделены на шесть участков. Там подрядными организациями являются:

— итальянская фирма «Todini Construzioni Generali S.p.A» (у нее два участка);

— азербайджанское СП «ОАО «Строительно-промышленная инвестиционная корпорация Аккорд»;

— западноказахстанское ТОО «Uniserv».

А на участок Актобе – Кандыагаш (два лота) проводятся конкурсные процедуры по определению подрядчика.

В Атырауской области работы по реконструкции автодороги разделены аж на десять участков. Здесь подрядчиками стали:

— китайская «Shanghai Construction Group Co., Ltd» (два участка);

— вышеупомянутое ОАО «Аккорд»;

— ТОО «Ак жол курылыс» из Мангистау;

— турецкая компания «Ant Insaat Maden Sanayi A.S.» (два участка);

— ТОО «СП Сине Мидас Строй» (два участка) из Актобе.

Кроме того, по двум отрезкам автодороги ведутся конкурсные процедуры, а по участку в обход города Атырау – разработка проектно-сметной документации.   
Что касается возможности возникновения разницы в параметрах автодороги из-за обилия подрядчиков, то в комитете заверили, что «требования действующих строительных норм и правил едины ко всем участкам». В целом, реконструируемая автодорога Актобе – Атырау – граница с РФ (Астрахань) запроектирована под параметры второй технической категории с двухполосным движением.

Расплачиваться будем 18 лет

Напомним, общая протяженность автомобильной дороги «Актобе – Атырау – граница с РФ (Астрахань), включая обход г. Атырау, составляет 897 км, из которых ранее реконструировано порядка 140 километров. Неотремонтированный участок длиной свыше 750 километров Правительство РК решило привести в порядок в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол», заняв при этом деньги у крупных международных финансовых институтов (МФИ). Ими стали Азиатский банк развития (АБР), а также Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Из открытых официальных источников известно, что на реконструкцию дороги Актобе – Атырау – граница с РФ выделено в общей сложности 142 млрд тенге.

Как поясняется в ответе на редакционный запрос, строительно-монтажные работы на участке «Актобе – Кандыагаш» (299 км) профинансированы АБР и республиканским бюджетом.

Реконструкция 89-километрового участка Актобе – Кандыагаш и 243 км Атырау – граница с РФ (Астрахань) с обходом г. Атырау реализуется на средства АБР, ЕБРР и республиканского бюджета.

Оба международных банка предоставили кредиты сроком на 18 лет, включая четырехлетний льготный период. Погашаться займы должны по графику из республиканского бюджета.


С миру по нитке…

Между тем дорожно-строительный «бум» в регионе набирает обороты. И долги тоже. На днях стало известно, что Европейский банк реконструкции и развития выдаст Казахстану еще один кредит в размере 260 миллионов долларов. Эти деньги пустят на реконструкцию 217 километров дороги «Атырау – Астрахань».

Вообще, протяженность трассы – 277 километров. И сейчас там ведутся работы на 60-километровом участке (от границы в сторону Атырау) за счет средств республиканского бюджета. На остальные 217 км денег не было, поскольку договориться о займе с Исламским банком развития (ИБР) по каким-то причинам не удалось. При этом ходили слухи о том, что банк отказал в финансировании якобы из-за высоких коррупционных рисков в Казахстане.

На это в комитете автомобильных дорог сообщили, что Правительство РК отказалось от привлечения заемных средств ИБР из-за того, что соглашение о займе содержит некоторые условия и требования, которые ущемляют права и интересы Казахстана. Речь идет, в частности, о «безоговорочном отказе от суверенного иммунитета», а также «юрисдикции на арбитражные и судебные решения». Значение этой специальной терминологии из области международного права в ответе комитета не поясняется. Хотя, впрочем, понятно, что банк любого уровня, выдавая кредит, никогда не останется в накладе и плотно связывает должника договорными обязательствами, страхуясь также на случай возникновения разного рода «проблем» с возвратом средств.

Каршыга КУШЕКОВ

Administrator