Внимание учителям

Послание Президента «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» нашло широкую поддержку среди населения. Оно и понятно, ведь главное содержание документа – улучшение жизни людей. 

По сути, каждое новое Обращение Президента страны к казахстанцам давно является этапным рубежом развития нашего государства и стратегически важным документом. Нынешнее Послание посвящено в основном социальной теме. Глава государства уделяет особое внимание образованию – от дошкольного до вузовского. Один из приоритетов – воспитание молодого поколения.

Президент Нурсултан Назарбаев этот вопрос держит под постоянным контролем. На подготовку специалистов в высших учебных заведениях, на профобучение учащихся в школе, для трехсменных школ, замену образовательных учреждений поручил Правительству на 2019-2021 гг. предусмотреть дополнительно 50 млрд тенге. Будет пересмотрена система оплаты труда воспитателей и других сотрудников детсадов. Новость о том, что тяжелый труд работников этой сферы, целый день занятых с детьми, наконец-то получит заслуженную оценку, порадовала всех. 

В моем личном архиве сохранилась республиканская газета «Қазақстан мұғалімі» №27 (2115) от 1 июля 1988 года. Директор школы «Боран» Маркакольского района Восточного Казахстана, народный учитель СССР, покойный Курмаш Нургалиев на VI съезде учителей Казахстана поднимал вопрос о том, что в педагогические институты поступают выпускники с низким уровнем среднего образования, окончившие школу на «удовлетворительно». Как это возможно? Какое образование в будущем могут дать специалисты, с трудом окончившие вузы…

Действительно, в чем причина того, что вузы выпускают педагогов с низкой профессиональной подготовкой? Мы попытались найти ответ на данный вопрос. Глава государства подчеркнул, что в системе высшего образования будут повышены требования к качеству подготовки в учебных заведениях, отметив, что основной критерий успешности вуза – трудоустройство выпускников. Не секрет, что имеет место подготовка невостребованных кадров. Например, по республике количество частных и государственных вузов по подготовке юристов, финансистов, журналистов превышает разумные пределы. К сожалению, после окончания альма-матер они исчезают как вода в песке. Оставшиеся мечутся в поисках рая. Кочуют из учреждения в учреждение, не могут найти себе применение. Здесь стоит отметить низкий уровень работы по профориентации в школе. Елбасы и в этом вопросе показал свою предусмотрительность: «Уже в средней школе важно проводить профессиональную диагностику и ориентацию детей на наиболее востребованные специальности».  Не секрет, что в советский период учителя имели высокий авторитет, они были представителями высокооплачиваемой передовой интеллигенции. Они отдавали себя делу воспитания учеников. У детей не было много свободного времени, потому что они с утра до вечера находились в школе на дополнительных занятиях, в спортивных залах, в различных кружках. Родители поддерживали учителей, которые для всех являлись непрекословным авторитетом. Учителя направляли их при выборе профессии – кому какую специальность выбрать, кому в институт, кому в среднее специальное учебное заведение.

 А что мы видим сейчас? После получения аттестата родители любыми средствами стараются устроить своё чадо в университет, некоторые берут для обучения кредит. И следующего ребенка тоже отдают на платное обучение. А потом испытывают финансовые затруднения всей семьей. Студенты-троечники обивают пороги деканатов и ректората. Кое-как получив диплом, стараются найти легкую работу или денежную. К примеру, есть парни-учителя, которые хотят работать в нефтяной сфере. Есть и те, кто работает охранником на местных рынках или менеджером в различных торговых домах. Поэтому, чтобы стать настоящим педагогом, нужно иметь не просто диплом, а призвание, смелость. Перед тем, как переступить порог педагогического вуза, необходимо спросить себя: «Для чего я выбрал эту специальность? Готов ли я работать с детьми? Пойдут ли за мной мои ученики?».

Ответив на свои откровенные вопросы, приобретаешь уверенность. И лишь тогда, возможно, настанет такое время, как было в прошлом столетии, когда 70-80 процентов учителей составляли мужчины.

Один из главных моментов нового Послания – вопрос о статусе педагога. Забота Елбасы о судьбе учителей вдохновляет. Как говорил поэт Магжан Жумабаев: «Если встретятся шесть алашевцев, то самое почетное место занимает  учитель». Пришло время отдать дань уважения этой почетной профессии. «Закон «О статусе педагога» должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок и несвойственных функций», сказано в Послании. Учителя перестанут играть роль массовки на различных мероприятиях. Здесь хотим обратиться к представителям СМИ, чтобы они содействовали поднятию престижа педагога, учителя, наставника, в руках которых будущее страны, будущее нации. Должны быть социальные ролики, демонстрирующие роль учителя. Мы должны поставить учителя на постамент, постараться сделать эту работу престижной. Чтобы в школу пришли работать люди, любящие детей и свою профессию.

Пожалуй, имеет смысл разработать нормативный акт, предусматривающий ответственность родителей. Если учителя в школе обеспечат детей качественным образованием, а родители дома научат милосердию и человечности, казахстанское общество станет здоровым, динамичным, конкурентоспособным.

Кылышбай СУНДЕТУЛЫ,

председатель общественного объединения «Атырауская областная организация казахстанского отраслевого

профсоюза работников образования и науки»,  кандидат исторических наук

Administrator