Ты помнишь, как все начиналось…

На улицах Атырау Новости

Этой осенью исполнилось пятьдесят лет прославленному в Атырауской области первому казахскому вокально-инструментальному ансамблю «Қызғалдақ».

Ансамбль создал известный в нашей области композитор, музыкант МухитденГаббасов, имя которого до сих пор помнит старшее поколение атыраусцев. Шестидесятые годы были расцветом популярных в Союзе ансамблей «Самоцветы», «Песняры», «Сябры», «Верасы». В Казахстане это был «ДосМұқасан», а самым популярным в мире – «Битлз». Ну как музыкальному человеку, у которого в голове только мелодии, удержаться от желания создать что-то похожее.

Мухитден родился и вырос в пос. Балыкши. Надо признать, что не одно поколение сильных музыкантов нашей области родилось и выросло именно в этом районе. Между собой они любят шутить, что все это стало последствием чрезмерного потребления черной икры и красной рыбы. Так вот, в селе Жумыскер был старый одноэтажный сельский клуб. Здесь и состоялись первые репетиции ансамбля, которому не случайно дали название «Қызғалдақ» – тюльпан. Этих весенних полевых цветов было очень много в степи. Их появление означает приход весны, пробуждение природы.

Надо сказать, что первоначально ансамбль был самодея­тельным – штатного расписания не было, инструменты и костюмы никто не покупал. МухитденуГаббасову вместе с единомышленниками ТемирханомДюсекеновым, СатымомБурышбаевым, АипкалиКохановым пришлось самим собирать инструменты. Вырезали из дерева корпус гитары, ввинчивали струны, потом красили их специальной черной краской для покрытия поверхности судоходного транспорта – все это было в Балыкши, по соседству с рыбкомбинатом, а там судов – целый порт. Гитары получались неплохими, исправно звучали, но вот каждый раз после репетиции приходилось тщательно стирать рубашки – краска не успевала высыхать. Музыканты сами мастерили барабаны и палочки для ударных инструментов. И даже такие инструменты кустарного производства прекрасно звучали в руках талантливых музыкантов. Ребята были одержимы идеей поднять ВИА на высокий уровень. Репетировали днем и ночью, могли даже заночевать в клубе, если домой идти далеко или на паром опоздали – тогда балыкшинского моста не было, поселок Балыкши и село Жумыскер соединял паром.

– Это было самое прекрасное время душевного настроя, лучших эмоций, романтики и влюбленности в дело, – вспоминает директор областной филармонии, заслуженный дея­тель Республики Казахстан ГадильДюсенгалиев, который вошел в состав «Қызғалдақ» в 1970 году, когда ему было всего 15 лет, и он только-только был зачислен в музыкальное училище. Ребята проведали, что есть такой талантливый парнишка, который может одинаково хорошо играть на многих инструментах, и позвали Гадиля в свой ансамбль. Как можно отказаться от такого предложения. – Тогда люди часто ходили друг к другу в гости, и позвать на обед друга или приятеля было делом обычным. Мы постоянно собирались на обед к Мухитдену и обсуждали музыку и репертуар даже во время еды. Это было очень удобно, так как мы жили в разных концах города. Работали даже в ущерб учебе, но наши преподаватели знали, где мы пропадаем, и закрывали глаза на наши прогулы.

Первые же гастроли в село ВИА «Қызғалдақ» были успешными. С самыми популярными произведениями лучших казахстанских композиторов ЕскендираХасангалиева, АсетаБейсеуова, СейдоллыБайтерекова, с работами самого МухитденаГаббасова «Ақжайық», «Қаракөздіқарындас» и другими песнями, которые были у всех на слуху, музыканты объездили все села нашей области, выезжали в другие города Казахстана и в г. Астрахань с концертами. Постепенно городской отдел культуры, видя, как поют, стараются ребята, купил им инструменты, костюмы. Неоднократно ВИА становился победителем областных конкурсов. Музыканты выступали на всех так называемых правительственных концертах местного масштаба, пели вечерами на дискотеках. И тогда были корпоративы, только назывались они по-другому – встречи с трудящимися. Особенно трудно было выезжать на отгонные участки – на автобусе «Кубань» по бездорожью, инструменты заряжались от аккумулятора, а сценой служил откинутый борт грузовика.

Позже в составе ансамбля появились музыканты Салават Сарсенов, Мурат Кажантаев, МанарбекАубекеров, его младший брат Жанибек, БолатКус­панов, Бакытжан Рахов. А художественный руководитель МухитденГаббасов уехал по приглашению в г. Шевченко, когда наши области объединили. Там он создал другой ВИА «Самал» и написал прекрасную песню «Шевченко шаттығы», которая сейчас называется «АқМаржанқала» и до сих пор является гимном города и позывным всех радио и телевизионных передач.

А в нашем ансамбле появились солистки АйсулуАйтказиева, НагимаЕскалиева (тезка и однофамилица народной артистки). В самом городе Гурьеве был ВИА «Огни Урала», в составе которого был и танцевальный коллектив. По их примеру при «Қызғалдақ» был создан танцевальный коллектив, которым руководила МнаураГабдушева.

Позже основные солисты, в том числе и Гадил Дюсенгалиев, поехали учиться в консерватории, в ВИА пришли новые ребята. Как и в каждом творческом коллективе, через какое-то время ансамбль пережил кризис, потом распался – кто-то решил создать свою группу, а кто-то поменял профиль работы.

И вот два года назад после открытия нового ДК Жумыскер, построенного практически на месте старого клуба, директор ДК ГабитКайрекешев создал новый состав «Қызғалдақ», подготовил концерт к 50-летию ВИА, на котором выступили прежние музыканты – ГадилДюсенгалиев, Муслим Аубекеров и другие ребята.

Зал был полон, как и много лет назад. Музыкантам подпевали, просили исполнить на бис. И на время выступления ансамбля зрители окунулись во времена своей молодости, юности, в добрые теплые воспоминания.

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна