СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ ПОПРОШАЙКИ, ИЛИ ЛЕГКО ЛИ ПРОСИТЬ МИЛОСТЫНЮ?

Сколько зарабатывают попрошайки или Легко ли просить милостыню Общество

Для горожан стали привычными встречи с попрошайками в разных частях города. Люди по природе своей жалостливые и милосердные, и редко кто пройдет мимо, не подав милостыню. Но что заставило выйти их на улицу с протянутой рукой? Нужда? А может быть, для них это выгодный бизнес? И так ли просто для человека выйти на улицу и просить подаяние? В этом попыталась разобраться наш корреспондент.Каждый день мы видим попрошаек: и на базаре, и на улице, и на вокзале, они стали неотъемлемой частью как больших, так и маленьких городов. И с каждым годом их не становится меньше.Как обстоят дела на атырауских улицах с попрошайками? Кто они на самом деле, и каков их «заработок»? Легко ли руку протянуть за милостыней? Об этом мы и попытались узнать.

ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО — БИЗНЕС?

Проходя по городу, часто можно встретить попрошаек с протянутой рукой. Своим жалостливым видом и какой-то посудой или картонкой для сбора денег они всячески стараются привлечь внимание прохожих. Самым доходным местом для них в Атырау является рынок «Дина», где их особенно много. У каждого попрошайки здесь свое место «работы». Тут и местные, и приезжие, для которых просить милостыню стало привычным занятием. С утра до вечера в жару и в холод они стараются собрать как можно больше денег, несмотря даже на то, что в одной точке могут стоять сразу несколько попрошаек. Как нам удалось узнать, заработку попрошаек на базаре могут позавидовать многие жители Атырау: в среднем — 150 тысяч тенге в месяц. Согласитесь, такие деньги в руках держали далеко не все честные работяги.

Итак, нашим первым собеседником стал 62-летний Николай В., приехавший в Атырау три месяца назад из Шымкента. Одетый в лохмотья старик сидит в коляске возле заправки неподалеку от рынка.

— Живу с внучкой в мкр. Алмагуль. Внучка работает продавщицей на базаре, а меня утром оставляет здесь, вечером забирает. Все собранные деньги отдаю ей. Вот таким образом за день можно собрать 6-7 тысяч тенге. Конечно, очень трудно стоять под солнцем. Но приходится. Внучке надо помогать, — жалуется старик.

Как выяснилось, у старика есть диплом сварщика, 30 лет трудового стажа и собственная однокомнатная квартира в Шымкенте.

— А что вас вынудило попрошайничать?

— 10 лет назад умерла жена. Дочка в Уфе. Остался один. Вот это, наверное, и повлияло. Сейчас помогаю внучке и правнуку. А осенью обратно уеду в Шымкент, но там денег мало выходит. За один день только до трех тысяч тенге можно заработать, — завершил разговор с нами наш собеседник.

Думается, этот человек попрошайничество превратил в своего рода бизнес, приносящий неплохие доходы.

На базаре основная часть попрошаек — это граждане Узбекистана и Таджикистана, или, как их еще называют, «люли», которые бесцеремонно увязываются за прохожими и выпрашивают деньги, непременно упоминая Бога, который обязательно отблагодарит нас за милосердие. Под стать им и их назойливые дети, просто не дающие прохода на улицах. Сотрудники полиции стараются разгонять их, но все безрезультатно. Исчезнув на какое-то время, они вскоре вновь появляются на своих местах.

— Пока им не дашь денег, они от тебя не отстанут, даже если вежливо откажешь. Я на базаре работаю уже больше 5 лет. Особенно в летнее время их много, — жалуется Айсулу апай.

Мы поговорили с 9-летней Соней, недавно приехавшей из Узбекистана вместе с родителями и маленьким братишкой. По ее словам, они живут в палатке в районе железнодорожного вокзала.

— Здесь люди очень добрые. Мы сюда приезжаем только на летнее время. Папа остается в палатке. А мы с мамой каждое утро отправляемся на базар. В школу я не хожу. А на заработанные деньги покупаю братишке молоко, — рассказывает Соня.

А женщины-попрошайки пытаются вызвать жалость другими способами. Они выпрашивают милостыню с грудными детьми на руках, которые почему-то все время спят.

По этому поводу в народе «гуляют» разные истории. Говорят даже, что якобы для того, чтобы ребенок спал весь день, его накачивают водкой или наркотиками, чтобы не кричал и не мешал. Разумеется, когда мы расспрашивали об этом у самих попрошаек, они отказывались что-либо говорить на эту тему.

В целом, у атыраусцев к попрошайкам отношение неоднозначное: многие знают про их бизнес, а с другой стороны, как отказать в помощи женщине с плачущим ребенком или старику в коляске. Наши люди очень сердобольные, поэтому не могут пройти мимо просящих милостыню.

— Конечно, стараюсь помогать тому, кому меньше повезло, чем мне. Особенно жалко детей, которым с детства приходится просить. По моему мнению, надо помогать таким людям. Я периодически подаю милостыню, так как уверен, что эти люди нуждаются в помощи, а не зарабатывают таким образом. Я вообще считаю, что если ты помог кому-то сегодня, то завтра эта помощь вернется к тебе в двойном размере, — поделился своими мыслями Данияр.

— Попрошайничество для многих стало обычной работой. Подаю милостыню очень редко, потому что многие из них взрослые люди, которые в состоянии заработать своим трудом, — говорит Акмарал.

— Среди них есть действительно нуждающиеся, но есть и мошенники, манипулирующие на чувствах людей, — заявляет Бибигуль.

Так что, может быть, и есть такие попрошайки, которые действительно просят на хлеб или на лечение. Но, к сожалению, очень трудно их определить среди огромного количества «бизнес-попрошаек».

СОВСЕМ СКОРО!

По поводу ситуации с попрошайками на улицах города мы обратились за разъяснением к сотрудникам городского УВД. По их словам, сегодня в Казахстане нет закона, предусматривающего определенное наказание за попрошайничество.

— В Уголовном кодексе нашей страны наказания для попрошаек не существует. Если они — мигранты, то сообщаем в миграционную полицию, а если они местные, то делаем предупреждение, проводим профилактические работы, а больше мы ничего не можем сделать, — проинформировал старший инспектор отделения участковых инспекторов полиции отдела административной полиции УВД города Атырау Абзал Алипкалиев.

Впрочем, возможно, скоро за попрошайничество будут наказывать. Недавно эта тема обсуждалась в Мажилисе Парламента РК.

— Раньше в Казахстане не было наказания за попрошайничество, но в новой редакции Административного кодекса такая норма появилась, — сообщил мажилисменам начальник Департамента миграционной полиции МВД РК Серик Саинов. По его словам, это поможет навести порядок с попрошайками.

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

Чтобы написать эту статью, мне мало было просто поговорить с попрошайками. Поэтому решила испытать на себе, каково это — просить милостыню. Для начала попыталась создать соответствующий образ, чтобы вызвать жалость у людей. Что одеть? Рваные джинсы и изношенную футболку? Закутаться с головы до ног? Или одолжить у кого-то инвалидную коляску? Но, подумав о том, что на подобный шаг человека может толкнуть безысходность, а не намеренное выколачивание денег, да и актрисы на день из меня точно не выйдет, я решила выйти в обычной одежде. Вышла вечерком, так как в это время на улице многолюдно. А для полной уверенности попросила помочь своих подруг (ну, хотя бы морально). Азы попрошайничества начала осваивать в парке Победы, где обычно отдыхает молодежь.

…На остановке возле парка Победы стоят двое ребят лет двадцати, почти мои ровесники. Мне было страшно и стыдно, но набравшись смелости, подошла к ним и дрожащим голосом сказала, что не местная, в сумочке ни копейки, а надо срочно на другой конец города, денег на такси нет. Молодые люди без раздумий протянули 400 тенге. Поблагодарив их, пошла дальше. После нескольких попыток попросить помощи чувствую, что уже начинаю привыкать к этой роли. Я была приятно удивлена тому, насколько атырауские жители добрые, чувствительные и доброжелательные. Каждый из них старался подать даже, как мне казалось, свои последние деньги. В основном подавала молодежь. И в итоге за два с половиной часа у меня собралось пять тысяч шестьсот пятьдесят тенге, которые мы с подругами отнесли в мечеть.

Уяснила для себя одно — чтобы протянуть руку и попросить, надо решиться и побороть гордость, а потом уже все равно.

ОБМАНЫВАТЬ — ГРЕХ!

По словам главного имама Атырауской области Батыржана Мансурова, есть хадисы, в которых попрошайничество причисляется к развратным и греховным деяниям.

— Попрошайничество в исламе — негативное явление. А еще пророк Мухаммад говорил: «Попрошайничество для того, кто не нуждается в этом (то есть он просит не потому, что ему нечего есть, пить или надеть), будет позором на лице его в Судный День».

Просто сидеть день-деньской с протянутой рукой, если человек абсолютно здоров… Такой образ жизни для него — большой грех, — считает имам.

Подавать или не подавать милостыню — это личное дело каждого. Но нельзя не согласиться с тем фактом, что далеко не все просящие действительно нуждаются. Поэтому, прежде чем подавать, лучше подумать, на что ты даешь человеку деньги.

 Ляззат САЛИМОВА,
фото Самата КАЙРЖАНОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна