«Жить под одной крышей с Бауыржаном Момышулы – вот счастье и наказание!»

pernogoglg Выбор редакции

Зейнеп Ахметова, этнограф, писательница, встретилась с жителями Атырауской области. Вечер, организованный областным управлением по делам молодежной политики, стал событием, которого ждали с далекого 1999 года. Актовый зал АГУ им. Х. Досмухамедова не мог вместить всех желающих и был полон еще до начала встречи.

 

Незадолго до мероприятия в одной из школ города…

– А нам обязательно идти? – вопрошали старшеклассники.

– Обязательно. И приведите себя в порядок. Чтобы форма была идеальной. Галстучки, пиджачки… Девочки, соберите волосы и обязательно будьте в форменных юбках, никаких брюк! – суетилась учительница. Она была взволнована как никогда.

– Мы же идем в университет, кого вы хотите удивить? Там ведь студенты, молодежь, такие же, как мы, – привычно капризничали ученики. На что учительница, вдруг став непривычно торжественной и строгой, ответила:

– Если бы вы только знали, с КЕМ вы собираетесь встречаться!..

Впечатленные тем, каким тоном это было сказано, ученики притихли.

 

О похвале

Зейнеп Ахметова зашла в зал в сопровождении организаторов встречи без помпезности и шума. Узнаваемый образ – скромнаяапа в очках и платке, повязанном вокруг головы в виде чалмы. Ее представили. Зал аплодировал стоя. Молодежь, по большей части девушки – студенты, школьники, молодые семейные пары, люди старшего поколения – ровесники виновницы торжества, работники акимата. Все без исключения внимали каждому слову прославленной келин всенародного героя Бауыржана Момышулы.

– Похвала – как наркотик, услышав раз, хочется слышать все чаще и чаще. Поначалу как-то стесняешься, потом вроде как приятно, в следующий раз понимаешь, что приятно, затем ждешь похвалу, а после, привыкнув, возмущаешься, если похвала недостаточна, – прокомментировала Зейнепапа слова ведущего, который, впрочем, сказал вполне заслуженные эпитеты. Не скажу величие, но величина и значимость героини в нашем обществе переоценить сложно.

Не дожидаясь вопросов из зала, Зейнепапа сказала, что предпочитает формат беседы. Большой жизненный и профессиональный опыт, жизнь рядом с Народным Героем, который до последних своих дней не переставал учить, делиться мыслями, удивлять и размышлять, давали ей заслуженное право давать оценку многим событиям в современной жизни.

– Я спокойно отношусь к любой похвале в мой адрес, поскольку знаю, кому на самом деле адресованы эти громкие слова. Это вы не меня хвалите, и поэтому отсылаю их к ата. Образ моего свекра для сердца каждого казаха велик. И я несу миру те знания, которые передал мне он.

Бауыржан Момышулы. Его имя овеяно легендами. Мужественный полководец, стратег, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, всенародный любимец, не умевший и не желавший сдерживать своих эмоций в любой ситуации и с любым собеседником, слыл человеком резким, но справедливым. Таковым, по словам его келин Зейнеп Ахметовой, был и в быту.

Выросшей в семье, где придерживались правил традиционного казахского воспитания, даже ей было порой тяжело выносить взрывной характер свекра. Чем больше хотелось угодить, тем больше получала упреков.

– До слез обидно было порой! – признается Зейнепапа. – И плакала. Однажды что-то очень резкое прозвучало, и я тихонько, чтобы не показать своих слез, зашла в ванную и, включив воду, от души отревела. Наспех вытерев глаза, вышла. А тут он! Что еще скажет, с ужасом подумала я. А он спокойно так: «В следующий раз, когда захочешь поплакать, не стесняйся, плачь. Только не трать зря водопроводную воду». Нет, он не был бессердечным деспотом, к его характеру надо было иметь привычку. Хотя, не скрою, были моменты, когда хотелось сбежать к маме, громко хлопнув дверью. Но мое воспитание, слова о смирении, месте и поведении келин, которые не раз говорились в семье, не давали волю охватывавшим меня эмоциям. Это сейчас, по прошествии стольких лет, с улыбкой вспоминаю те времена. А тогда… Для молодой женщины это было тяжело. А ведь мне тогда было лет 25. Сейчас двадцатипятилетние девушки еще по дискотекам бегают!

 

Сложный выбор

Жить под одной крышей с Бауыржаном Момышулы – вот счастье и наказание! Каждый день решать головоломки, устраиваемые судьбой и самим Баке. Разные люди приходили к нему. Гости самых высоких рангов и рядовые граждане, с просьбой и за советом. Как себя вести с ними? Ведь буйный характер свекра не останавливался ни перед чем. И молодая Зейнеп терялась, а как ей себя с гостями вести. Но свекор, который всегда просил честно спрашивать все, что непонятно, поставил точку переживаниям. Он сказал: «Как бы я не относился к гостям, ты в этом доме келин и выполняй, несмотря ни на что, свои обязанности – готовь дастархан».

– Однажды к ата пришел посетитель. Из кухни слышу, ругается свекор. Громко. Решила послушать, когда же чай подавать, да и выяснить обстановку заодно. Прошла по коридору к кабинету, а тут дверь распахивается, и под истошный крик ата: «Пошшел вон!» выбегает испуганный гость. И сталкивается со мной. Я, не успев спрятаться, от растерянности ляпнула: «Шайішіңіз!». Вышедший за гостем ата как закричит: «Пошли вон отсюда! Оба!». В себя я пришла в подъезде у лифта. Рядом гость с ботинками в руках. Поборов испуг, вспомнила, что я «прежде всего келин и выполняю свои обязанности», и смело вернулась домой. Надо отдать должное ата, он был очень справедливым. Как бы ни кричал, он всегда находил силы и время признать, если был не прав. Правда, когда он впервые извинился, я чуть в обморок не упала…

 

«Бәкенің келіні»

Так, и никак иначе, воспринимают Зейнепапа. И это для нее высокая честь и большая ответственность. Выпускница КазГУ, журналист, писатель, она серьезно занималась этнографией. Официально обычаи и традиции казахского народа, которые в советское время были не в чести, представлялись лубочными картинками к историям о дикости кочевого народа. Отставив в сторону глубинный философский смысл каждого обряда, показывались лишь внешние проявления традиций, и в лучшем случае указывали на самобытность нации. Но время прошло, и сегодня  выходят в свет книги Зейнеп Ахметовой «Бабалар аманаты», «Шуақтыкүндер», другие.

И, тем не менее, в народе она, прежде всего, традиционная казахская келин.

– Чем я могу похвалиться? Лишь тем, что заваривала и подавала чай самому Герою? Сейчас я пожинаю плоды его уроков. Он говорил: «Всегда склоняй голову перед народом. Он все видит. Будь вместе с народом – елмен, жұртпен – и тогда ты не ощутишь одиночества. Правду говори». Он никогда не рассказывал о войне. Беседы были о жизни и быте казахов, о людях. Всегда любила слушать и торопилась записать его слова, – вспоминает Зейнепапа.

Рассказывает почти анекдотический случай. Одна продвинутая дама, ругая нерасторопную сноху, кинула той книгу Зейнепапа со словами: «Читай, какой должна быть настоящая келин!». На что получила дерзкий ответ: «Чтобы быть такой келин, как Зейнеп, должен быть такой свекор, как Бауыржан Момышулы!».

Смешно и грустно. Меняются времена, трансформируются ценности. Чтобы вернуть покорность невесток, должно вырасти поколение отцов, матерей, достойных почитания.

– Молодой женщине, будущей матери, нельзя носить слишком тесную одежду, узкие брюки. Это вредит здоровью будущего ребенка. Об этом надо говорить девочке с ранних лет, готовить их к будущему материнству, – говорит Зейнепапа. – Конечно, мода. И хочется соответствовать современным веяниям, но есть ведь время и место для брюк, джинсов. Не надо носить постоянно. Ну, хорошо еще – молодежь. А тут пожилые дамы обтянулись. Хочется иногда спросить их: «Вы себя в зеркало видите? Нет?» Стыдно же! И кого они чему научат?

 

Девушки и юноши. Аул и город

– «Я свою келин как дочку люблю!» – говорят иные. А я считаю, что у дочери и невестки, у каждой свое место и предназначение. Келин продолжит род твоего сына. А дочь – гость в доме. Эту истину стали забывать. И роль в семье у них разная. А как в старину дочь почитали! До семи лет бегает малышка, а в семь проводили обряд – прокалывание ушей, надевали первые серьги. Для чего? С этого возраста воспитывали в ней будущую келин, мать. Учили вести сообразно полу, надевали платья, плели косы. Кстати, платок носить никто не обязывал. Зато какие шапки им шились! На меху, с опушкой, украшенные бисером, вышивкой. «Қызғақырықүйдентыйым» – говорили в народе. Ни одно поучение не было лишним для растущей девочки.

Девочку берегли, и об этом заботились отец, братья, весь род мужской. Но современные девушки предпочитают быть похожими на мужчин: сигареты в руках, за рулем машины, даже брюки у мужчин отобрали! (смех в зале) Порой не отличишь. А романтика где? С другой стороны – уважая своих сестер, молодые люди с другими девушками ведут себя как с самками. За честь женскую в ответе мужчины, настоящие мужчины.

– Жен своих бьют мужчины, воспитать пытаются. И не помнят, что она из его ребра сделана. А что такое ребро? Это кость, если пытаться выпрямить, то она ломается. Так и с женщиной – можно только с лаской подходить!

– В ауле каждый знает, кто чей сын, чья дочь. И ведут себя люди соответственно, если уважают свой род. В городе же – свобода. Никто никого не знает. И тут надо каждому помнить, что ты «қазақтың баласы». И твое поведение отразится на всей нации. Когда убили нашего Дениса Тена, что сказали? Сказали: «Қазақтың баласы өлтірді»…

 

О религии и национальной гордости

– Не носили казашки черных платков и черных одеяний. Замуж выйдя, надевали платок. Черный платок на голове вдовы – знак траура. Любят у нас в крайности впадать. Одни готовы раздеться догола, другие с головой укутываются, надев арабскую одежду. И говорят, что казахи забыли Аллаха. Никогда этого не было. В народе говорят: «Құдайсызқұрай да сынбайды» («Без воли Всевышнего даже камыш не сломается»). И почитание духов предков – аруахов – наше исконное, из глубины веков идущая святость, вера. Мы, прежде всего, казахи. И чтобы быть мусульманином, не обязательно становиться арабом. Уж дошли до того, что детей учат говорить: «Я не казах, я мусульманин». Религия не может стоять выше нации, иначе мы потеряем все. Именно этого добиваются деструктивные религиозные течения.

…Говоря с молодежью, делясь с ней всей мудростью, почерпнутой из истории своего народа, Зейнепапа большую ответственность возлагает на отцов и матерей. Не зря говорят в народе: «Кривое дерево дает кривую тень».

Марта ОРЫНБАСАРКЫЗЫ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна