Преступление и воспитание

Еще лет десять назад профессор Университета Вирджинии (University of Virginia, USA) Эндрю Кауфман нашел альтернативный и, на его взгляд, более эффективный способ преподавания классической литературы в своем вузе. Он придумал необычный совместный курс для своих студентов и несовершеннолетних преступников из местной тюрьмы. На таких занятиях и те, и другие живо обсуждают проблемы, поднимаемые в… русской литературе! Какие же споры разгорались вокруг гоголевской «Шинели» и чем поэзия Лермонтова так близка трудному американскому подростку?

Наиболее интересные обсуждения возникали вокруг рассказа Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», поскольку многие из заключенных пережили смерть ближних. Довольно неожиданной оказалась их реакция на «Шинель» Гоголя. Большинство из них считает, что Акакий Акакиевич сам виноват в своей слабости. Ему нужно было быть жестче и учиться выживать в жестоком мире. Самое интересное в том, что молодые зеки проецировали эту точку зрения на свою собственную жизнь: в том, что оказались в тюрьме, они винят только себя. Особо «цепляют» их и строки Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью…».

Совсем недавно образовательный блог «The Washington Post» поместил статью Сьюзан Сврлуга под названием «Почему студенты Университета Вирджинии читают русскую литературу в тюрьме». «В «Живых мощах» Тургенева студентам и заключенным запало в душу то, что решив найти радость в жизни, люди могут выдержать немыслимое, — пишет Сьюзан Сврлуга. — 20-летний заключенный Джозеф Митчелл признался, что обязательно вспомнит этот рассказ, когда жизнь станет еще тяжелее: «Чтобы не забыть, я, может, такую татуировку сделаю».

Напомню главную мысль «Живых мощей»: человек всегда должен думать о благополучии окружающих. Собственные мучения и страдания кажутся пустяками, когда в душе беспокоишься только о близких.

Нет, я не предлагаю немедленно последовать примеру профессора Кауфмана и запереть наших нерадивых студентов в «каталажке», чтобы под лязг дверей и окрики надзирателей они вместе с зеками прониклись страстной любовью к литературе. Құдай сақтасын! Просто напомню, что их родители (т.е., мы) родились и выросли в самой читающей стране в мире. Привычка к серьезному чтению – такое же достояние государства, как высокий уровень образования или низкий уровень преступности. Обрести ее трудно, но утратить легко. Судя по тому, как мало наша молодежь интересуется художественной литературой, я сделал вывод: восстановление поголовья серьезной читательской публики – общегосударственная задача на ближайшие десятилетия. А заокеанский образовательный проект – лишь очередной пример того, как настоящая литература пробуждает стремление к добру и милосердию даже у рецидивистов.

Согласно недавнему рейтингу Index Translationum ЮНЕСКО, Федор Достоевский, Лев Толстой и Антон Чехов – писатели, наиболее часто переиздаваемые в мире. Надеюсь, в будущем они станут самыми читаемыми и перечитываемыми именно нашей, казахстанской, молодежью. Как и завещал великий Абай в своем «Қара сөздер» в «Слове двадцать пятом». Перечитайте.  

Болат АБУОВ

Administrator