О СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Религия в Казахстане сейчас переживает период возрождения. Время атеизма постепенно уходит, и общество начинает понимать, что без религии тяжело сохранить человечность, ценности и нравственные устои в современном мире. Однако люди понимают, что сделать это возможно только с помощью традиционных верований и взглядов, которых испокон веков придерживались наши предки.

Сосуществование разных верований, культур в одном государстве при межконфессиональном и межэтническом понимании должно стать жизненным принципом сегодняшнего поколения молодых людей.

Основным принципом для достижения межконфессионального и межэтнического понимания должно стать воспитание толерантности в молодежной среде.

Нетерпимость — проблема общечеловеческая, присущая многим обществам. В первую очередь нетерпимость проявляется в семье, в школе.

Поэтому необходимо выявлять проявления нетерпимости на любом уровне с целью предотвращения трансформации нетерпимости в полыхающий конфликт.

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления.

Толерантность — уважение, правильное понимание многообразия культур мира. Толерантность — гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но политическое и правовое желание.

Толерантность — не снисхождение, потворство, а, прежде всего, активное отношение, которое формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, уважения прав человека, она не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе — в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Сегодня религия остается фактором, который объединяет и раскалывает гражданское общество. Ненависть и религиозная нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям других приводили к кровопролитным войнам, расколу государственного строя и наций.

Религиозная нетерпимость является основным ресурсом в руках враждующих государств, поэтому на сегодняшний день осуществляются миссионерские миссии, которые преследуют политические цели.

Проблема религиозной толерантности очень важна для обеспечения безопасности государства, нации и современных обществ.

Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции общества. Отсутствие религиозной толерантности может привести к расколу государства, исчезновению нации.

Религиозная толерантность — это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждая религиозно-конфессиональная общность следует своим религиозным убеждениям и признает право других.

Религиозную толерантность можно разделить на два основных вида — позитивный и негативный.

— Позитивный вид — принятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей других.

— Негативный вид — безразличие к религиозным взглядам и ценностям других.

Религиозная толерантность в отношении других верующих обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных конфессиональных групп. Однако из двух видов религиозной толерантности больше предпочитается позитивный.

Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта, в отношении которого она проявляется.

1. Толерантность в отношении к другим верующим (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист);

2. Толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве);

3. Толерантность к сектантским движениям (толерантность сектантских движений друг к другу);

4. Толерантность между верующими в Бога и неверующими (атеистами).

И в заключение хотелось бы сказать, что воспитание толерантности имеет огромное профилактическое значение в осуществлении деятельности по защите молодежи от негативных проявлений в религиозной сфере и является эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, т.е. с обеспечения осуществления этих прав. Необходимо учить молодежь помнить не только свои права, но и обязанности.

А.Б. Ахметбеков,

ведущий научный сотрудник Международного центра культур и религий

Роль религии в патриотическом воспитании современной молодежи стран снг

Патриотизм — одно из самых главных ценностных качеств, которое формирует Гражданина своей страны.

В связи с этим особую актуальность приобретает патриотическое воспитание граждан республик СНГ.

Патриотическое воспитание — было и есть одно из самых приоритетных направлений деятельности современных государств и его общества со своим будущим — молодежью.

Патриотизм исконно и ныне в современном обществе понимается как преданность и любовь к своей Родине, к своему народу, гражданственность и служение на благо полиэтнических и поликонфессиональных государств бывшего Советского Союза. Ведь общеизвестно, что каждое человеческое сообщество из глубины веков проносит свою общинную ментальность, чтобы передать ее своему подрастающему поколению.

Потому, следуя вековым заветам своих предков и всего человечества, казахстанский, российский, узбекский и другие народы стран СНГ во главу угла ставят вопросы сохранения и обеспечения одних из главных основ духовного единства любого демократического государства — мир и согласие, толерантность и солидарность, краеугольным камнем которых является патриотизм.

От степени осознания всеми молодыми гражданами  республик СНГ  патриотической идеи зависит благосостояние мира  в постсоветском пространстве, сплоченность общества и его стабильная поступь в новом третьем тысячелетии.

Все эти объективные факторы, в которых аккумулирована надежда старшего поколения на свою молодежь, обусловливают особую важность становления и развития эффективной системы патриотического воспитания.

Современная трактовка патриотизма в большей степени связана с эмоциональным миром человека. Его духовно-нравственной основой является понятие «Родина».

Собственно само это емкое и красивое слово «Родина» раскрывает духовную суть, смысл, основу патриотизма, а также содержание патриотического опыта народа, его ценности.

Сегодня  патриотизм, отражая и защищая интересы народа, общества и ориентируя индивидов в своем гражданском поведении на выполнение правовых норм, стимулирует их одновременно на консолидацию через освоение патриотического опыта, который закреплен в моральных нормах, обычаях, традициях, фольклоре, ценностях жизненного мира, выработанных народом, его культуре.

Специфика патриотического воспитания подрастающего поколения определяет место этого направления в общей системе воспитания молодежи современности.

Сегодня государства СНГ нуждаются в том, чтобы патриотические традиции и ценности были усвоены гражданами  и стали индивидуальными и групповыми поведенческими программами.

Именно поэтому особо возрастает роль религии в патриотическом воспитании молодого поколения.

В последнее время роль религии в обществе значительно возросла. Ее влияние охватывает практически все сферы общественной жизни. Все больше молодежи приходят к религии в поиске идеалов, духовно-нравственных ориентиров, ответов на вопросы.

Взаимодействие молодежи с религиозными организациями должно осуществляться в рамках нормативно-правовых актов.

Соприкосновение молодого человека с религией должно быть направлено на создание благоприятных условий духовно-нравственного, патриотического, гражданско-смыслового соизмерения человека с культурно-историческим прошлым, ценностями ушедших поколений, результатами их смысло-ценностной созидательной деятельности и самоотверженности при защите своих республик.

В связи с этим необходимо активизировать сотрудничество молодежи с религиозными организациями:

— в области укрепления национально-культурных и конфессиональных отношений;

— в сфере профилактики этнического и религиозного экстремизма,

— в плане предотвращения межэтнических и межрелигиозных конфликтов;

— в области формирования веротерпимости и уважения к представителям различных вероисповеданий;

— оказывать поддержку религиозным организациям, реализующим социально значимые программы и проекты, развивать и поощрять волонтерское движение.

Таким образом, использование религиозного потенциала в духовно-нравственном становлении и формировании молодых людей обусловливает воспитание в них чувства патриотизма.

Приобщение современной молодежи к воспитательному потенциалу гуманистических ценностей традиционных религий позволит подрастающему поколению быть готовыми к созиданию достойного настоящего и будущего своей страны.

 

Д. Есенова,

научный сотрудник Международного центра культур и религий

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна