Территория истории

Территория истории Культура

«Современные казахи – потомки древних саков, гуннов и тюрков, что еще с незапамятных времен сотрясали Вселенную грохотом копыт своих аргамаков. Казахи – народ, унаследовавший и сохранивший на земле предков большую отчую юрту Тюркского мира. Это истина, подтвержденная памятниками древности, письменами, сохранившимися на серебряной чаше из Иссыкского кургана, руническими надписями эпохи Тюркского каганата из долин Орхона, Енисея и Таласа».

Нурсултан НАЗАРБАЕВ,

Президент Республики Казахстан

 

Мы, казахи, основали весь мир, построили города, стояли у истоков всех цивилизаций, включая ацтеков и майя. В этом мнении я утвердился, прорыскав полдня в Интернете в поисках информации для реферата по истории для школьницы-дочки.

Но не успел возгордиться сим фактом, как узнал (оттуда же), что это действительно сделал один народ, только вот ошибочка вышла в названии, оказывается, самые великие – кыргызы. Огорчился, конечно, но, думаю, ничего, все же братья по крови – тюрки. Но снова меня ждало разочарование, оказалось, я не учел мнений таджиков, армян, грузин, славян.

Один «историк» договорился до того, что хан Батый — это великий русский князь Ярослав, к которому обращались «батя». Дальше – больше: первые города в Китае построили русские (не славяне даже), и Чингис хан был русским…

Самое печальное, что распространяют такие теории люди известные, и не только в узких кругах, облаченные научными регалиями, кандидаты и доктора наук. Неистребимо желание людей подняться над себе подобными, и если это не получается сделать собственными силами, то всегда готова к услугам история, которую можно переделывать бесконечно, в угоду себе или власть предержащим.

Для нашей республики, история независимости которой насчитывает всего лишь 26 лет, знание своих корней особенно важно, на том простом основании, что это и есть тот фундамент, на котором построено наше молодое государство. И знания эти, собственно, нужны не только казахам, но и каждому гражданину нашей многонацио­нальной Родины.

Именно поэтому «ПК» предлагает совершить небольшой экскурс в прошлое. Может кому-то поможет. Любой ныне существующий народ вправе гордиться своим прошлым. Конечно, в истории каждого из них есть страницы великих свершений, но также и тяжелых поражений. Но ведь это не повод переписывать свою историю, нужно принимать ее такой, какая она есть.

Беспокойная Великая Степь

Понятие «қазақ» в тюркских языках присутствует издревле. В архоно-енисейских надписях есть слова кагана: «Если бы я не казаковал, откуда бы взялось богатство моего народа». Исходя из этих слов можно предположить, что казаковать означало воевать ради добычи, наживы, разбойничать. Казак – добытчик. Казаками называли группу людей, отделившихся от рода, племени, орды, не признающих власти хана или вождя, живущих автономной жизнью и следовавших правилу «Ер азығы жолда», то есть «пища воина в дороге, в пути».

Ханство Абулхаира первого средневековые историки называли улусом Узбека, по имени одного из самых могущественных ханов Золотой Орды, а население степи от Иртыша до Жаика – кочевыми узбеками. Вот от него и отделились султаны Керей и Жанибек со своими последователями в пределы Моголистана. Тут необходимо отметить, что этническую основу кочевых узбеков составляли нынешние казахские роды Среднего и Младшего жузов: аргыны, кипчаки, найманы, байулы, алимулы, жетіру. А территорию Моголистана, современное Семиречье, населяли роды Старшего жуза: жалаиры, албаны, суаны, дулаты. Выходит, что с султанами в Моголистан ушла основная часть среднего жуза, кроме части кипчаков, которые присоединились позже. Им дали прозвище – казаки, отделившиеся, бродяги. Большинство родов Младшего жуза остались на своих местах, но с уходом Абулхаира на юг, на территорию современного Узбекистана, они признали над собой власть казахских ханов. Лишившись поддержки большинства степных племен, Абулхаир с остатками своих приверженцев был вынужден уйти в Маверенахр, поэтому до сих пор среди казахов жива поговорка «Өзбек өз ағам», то есть современники четко различали разницу между узбеками, кочевыми племенами, составлявшими войско Абулхаира, а впоследствии его внука Мухамеда Шайбани, и местным среднеазиатским населением – сартами (автохтоны, оседлое персоязычное население, близкое к современным таджикам). Казахское ханство как самостоятельное государство было создано во второй половине XV века. И первые сто с лишним лет воевало с потомками Абулхаира, которые, завоевав Среднюю Азию, основали Бухарское ханство на остатках империи Аксак Темира за обладание присырдарьинскими городами: Сауран, Сайрам, Сыгнак, Отрар и др. Война эта закончилась разгромом Абдулла хана и взятием Тауекел-бахадур ханом Ташкента и Самарканда. В дальнейшем два ханства сосуществовали в относительном спокойствии, бывали стычки и замирения, но до большой вой­ны дело не дошло.

Испытание джунгарами

Самыми страшными годами в истории казахов были двадцатые годы восемнадцатого столетия. С джунгарами казахи соседствовали почти три века: воевали, мирились, объединялись, сватались. Но то, что кому-нибудь из двух кочевых государств, последних на евразийском пространстве, суждено исчезнуть, было продиктовано самой историей. И если до сих пор война шла с переменным успехом, стороны ограничивались взаимными набегами, разными по своим масштабам, то вторжение 70-тысячной конницы контайчи Сыбана Раптана на казахские земли ранней весной 1723 года имело совсем другой характер. Война приняла характер геноцида, выбор был ограничен: победить или погибнуть. Свою роль сыграли и две империи – Китай и Россия. Обширные земли, природные богатства, само географическое положение Казахского ханства предопределили отношение могучих соседей к казахам. Китаю была более выгодна победа казахов, так как воинственные джунгары регулярно тревожили империю дерзкими набегами. Россия вела свою особую политику. Казахские степи являлись воротами для русских купцов в богатые страны Востока, и, в первую очередь, Индию. Присоединить к себе хотя бы часть Степи была заветной мечтой великого Петра. Главное, от столкновения двух кочевых народов обе империи ничего не теряли, зато при удачном стечении обстоятельств приобретали многое. Одним словом, война была неизбежна, и она началась.

Наследники хана Тауке оказались людьми слабыми, безвольными и несостоятельными. В решающий момент в степи не нашлось чингизида, способного объединить все роды и жузы против захватчиков. Первая, ударная волна джунгарского нашествия оказалась ужасной. Роды Старшего жуза и часть Среднего бежали. Бежали в панике, побросав имущество, стада, в ряде случаев оставляя в руках врага немощных стариков и детей. И только партизанские отряды отдельных батыров Малайсары, Баяна, Богенбая, Кабанбая и других помешали стремительному маршу конницы контайчи и дали возможность хану Младшего жуза Абулхаиру (не путать с Абулхаиром первым, о котором уже шла речь выше) собрать ополчение и остановить дальнейшее продвижение врага. Это дало возможность разрозненным родам казахов консолидировать свои силы, избрать военачальников.

Много преданий осталось в народной памяти от тех лет. Как всякая другая война, эта выявила своих героев. Главную роль в отражении нападения джунгар в начальном периоде безусловно сыграл Абулхаир. Являясь ханом только Младшего жуза, да и то не всего, он сумел собрать вокруг себя всех батыров со всей степи. Он сумел упредить военные действия калмыков, родственников джунгар, которые к тому моменту уже проживали в низовьях Волги, и по договоренности с Сыбан Раптаном должны были ударить с запада. Под предводительством Абулхаира казахи дали первое генеральное сражение джунгарам при реке Буланты. Местечко Кара сиыр с тех пор называется Қалмақ қырылған – место массовой гибели калмыков (джунгар). И второе, крупное сражение, ставшее началом конца джунгар, возглавлял хан Абулхаир. И снова казахи, вооруженные луками, копьями и саблями, взяли верх над имевшими огнестрельное оружие захватчиками. К сожалению, в это время умер считавшийся старшим ханом всех трех жузов Болат, сын великого Тауке хана. Первым претендентом на престол не без основания считался Абулхаир, не скрывал своих амбиций и другой сын Тауке Самеке. Но курултай выбрал сына Болата Абильмамбета. Самеке и Абулхаир посчитали себя обойденными и увели свои войска. Таким образом, благоприятный момент был упущен, и война затянулась.

Соседей не выбирают

В конце концов плоды столк­новения джунгар и казахов пожинали другие. Цинская империя Китая, видя, что джунгары достаточно обескровлены, ранней весной 1757 года предприняла карательный поход на них. Победа была достигнута неожиданно быстро и легко. Ослабленное междоусобицами и обескровленное бесконечной войной с казахами Джунгарское ханство стало легкой добычей китайцев.

Империя Цинь не удовлетворилась простым подчинением грозного соседа, она подвергла местное население поголовному физическому истреблению.

Россия, искусно манипулируя ситуацией, добилась того, что Абулхаир добровольно попросил российского подданства для себя и для подвластных себе казахских родов.

Часть уцелевших джунгар бежала, в том числе в пределы казахской степи, под покровительство султана Абылая, ставшего к тому моменту центральной политической фигурой Казахского ханства. Абылай охотно принял беглецов, ибо понимал, что ситуация с недавним противником может повториться, причем с казахами в роли жертвы.

Очень умный и дальновидный Абылай вел политику, которую ныне принято называть многовекторной. Одновременно приняв подданство и России, и Китая, он сумел на деле сохранить свой суверенитет и правил как самостоятельный государь. Он заставил притихнуть среднеазиатские ханства, которые зашевелились было после ликвидации джунгарской угрозы, минимизировал вероятность набегов со стороны калмыков, башкир и яицких казаков.

В заслугу Абылай хану также ставятся победы над джунгарами на заключительном этапе войны. Эпоху Абылая называют также эпохой казахского рыцарства. Герои казахско-джунгарской войны из простонародья увидели в нем подлинного патриота своего народа, личность сильную и волевую, способную возглавить сопротивление. Поэтому в решающий момент рядом с ним нашли свое место все авторитетные батыры того времени: Малайсары, Баян, Богембай, Кабанбай, Райымбек, Олжабай и многие другие, а также главный идеолог ханства, названный впоследствии трибуном Абылая – Бухар жырау.

Гордиться историей

Почему я так подробно остановился на сравнительно коротком отрезке истории Казахского ханства? Ведь более приятные для повествования страницы остались позади, а впереди не менее славные подвиги в борьбе за независимость и не менее трагичные эпизоды этой борьбы. Просто именно в этом периоде моменты, которыми мы вправе гордиться, соседствуют с теми, которых мы должны избежать в будущем.

Разброд в обществе, соперничество за власть между султанами, причем принимали в этой борьбе участие по разные стороны баррикад знаменитые бии и батыры, привели к катастрофе. Кого винить в великих бедствиях 1723-1725 годов, как не самих себя. Лишь оказавшись на грани исчезновения, общество нашло в себе силы объединиться, мудрость, чтобы поставить интересы всего народа выше личных.

Хочу вернуться к началу повествования. Каждый народ вправе гордиться своей историей хотя бы потому, что существует. Сколько великих цивилизаций исчезло с лица земли. Лишь те, кто на этом пути сохранили мудрость мысли, крепость духа, воинственность, дошли до наших дней. Казахи, как и любой другой народ, участвовали и участвуют в создании цивилизации, и мериться мускулами, сравнивать прошлое, ставить себя выше других – дело, как минимум, смешное. Нельзя обижаться на свое прошлое, как и идеализировать его. История должна быть правдивой и служить настоящему, чтобы строить будущее. Нельзя прошлым величием оправдывать преступление сегодняшнее. «Где же воины, кто говорил: весь мир – мой? Их похитила смерть, скрыла земля. За кем остался тленный мир?» (Огуз-наме)

Сегодняшняя независимость досталась нам довольно легко, без кровопролития, без раскола в обществе, можно сказать в подарок. Но ведь это не значит, что мы не должны ее ценить. Сейчас, как никогда, важно сохранять единство, защищать независимость, а ответы, как это сделать, в нашем прош­лом. Надо изучать свою историю не поверхностно, а глубоко. Как-то русский поэт и писатель Георгий Марков, приехав в Казахстан, побывал на писательском пиру (дело было в Советские времена). Его удивило, что окружавшие его литераторы – элита нации, интеллигенция – ничего не знают о кипчаках. Тогда он написал:

«…а я одинок за столом –

кипчаков живые потомки

забыли о славном былом.

Но русская муза готова,

склоняясь на пыльный гранит,

прочесть половецкое слово

на жаркой груди пирамид».

Да, в советские времена было не принято, может быть даже опасно чрезмерно интересоваться своей национальной историей. А теперь каждый жаждет показать, какой он патриот, и из одной крайности общество ударилось в другую. Понятно желание каждого иметь великую родословную, но при поиске своих корней надо исходить из объективных источников. К сожалению, сегодня история зачастую служит политике, и даже самые трезвые умы порой не могут устоять перед соблазном чуть-чуть поправить прошлое своего народа.

Кайрат САТАЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна