ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ИХ ДЕЛАМ

Атыраусцы продолжают обсуждать важное событие в восстановлении исторической справедливости, выявлении белых пятен в истории — обнаружение захоронение трех сынов казахского народа, репрессированных и казненных в 1938 году. Как и режиссер Еркин Ракишев, они считают, что здесь, на месте бывшего спецобъекта НКВД под названием «Коммунарка» в Московской области на 24-м километре Калужского шоссе, непременно должна быть установлена стела или хотя бы мемориальная доска с именами трех выдающихся деятелей Казахстана — Турара Рыскулова, Султанбека Кожанова и Назира Торекулова. А можно и мемориал создать, ведь это кладбище 6,5 тысячи жертв политических репрессий. И нужно, чтобы имена всех стали достоянием потомков.

— Как библиотекарь, — говорит заведующая областной детской библиотекой Гуляим Баймурзина, — я всегда призываю читателей знакомиться с жизнью замечательных людей через труды наиболее компетентных исследователей их творчества и жизни. На мой взгляд, о Тураре Рыскулове сегодня таковыми являются три монографии московского историка, профессора В. М. Устинова. Его последнее сочинение «Турар Рыскулов» вышло в издательстве «Казахстан» в 1996 году. В этом историко-публицистическом исследовании автор представляет своего героя как человека разносторонних интересов и трудной судьбы, благожелательного и разумного государственного деятеля, ученого, историка, экономиста, публициста, обществоведа и дает хронику его жизни и деятельности. С годами богатейшее творческое наследие этих великих политиков и мыслителей приобретает в моем представлении все больший интерес и значение. Фактически они являются летописцами своего исторического времени. И хотелось бы, чтобы все труды, письма, тексты лекций их были изданы и чтобы каждый гражданин мог ознакомиться с их мыслями, их взглядами на вопросы экономики, охраны окружающей среды, национального вопроса — того, что и сегодня волнует нас… Их творческое наследие, безусловно, имеет непреходящее научно-практическое значение, так как оставленная ими обширная информация может служить современному поколению основой для понимания, анализа и предотвращения повтора той ушедшей трагической эпохи.

— Я считаю, что это были даже не столько блестящие политики, сколько талантливые экономисты, — говорит крупный организатор производства, ветеран рыбной промышленности Каиржан Алиев. — Меня всегда поражало, что в таком молодом возрасте они брались за ответственнейшие посты и прекрасно справлялись с этим. Видимо, им помогали молодой энтузиазм, задор, но, кроме этого, и блестящая образованность и эрудиция. Например, деятельность во главе правительства Туркестана Турара Рыскулова. На этом посту он быстро и эффективно реализует меры экономического возрождения края на основе новой экономической политики (НЭП). Ускоренно проводились земельно-водные и налоговые реформы, благодаря чему бедняцко-середняцкая часть жителей кишлаков экономически окрепла. Он ставит вопрос об экономическом районировании, что предполагало создание и прикрепление к промышленным центрам сельских местностей и вообще сельского хозяйства. При осуществлении этой меры, с одной стороны, создается пролетариат, с другой — облегчается выработка самого сырья, добываемого в этих окраинах. Проводя экономический анализ положения крестьян в Туркестане, Турар Рыскулов делает вывод о том, что условия ведения хозяйства сельских жителей края требуют наделения землей и доступа к поливной воде. Он блестяще руководил регионом, за что в возрасте 28 лет был назначен руководителем Совнаркома — Совета народного хозяйства. И нам еще предстоит оценить его вклад в становление государства. Экономическое образование получил и Назир Торекулов, что потом нашло отражение в его деятельности по укреплению культуры и экономики края и сближению СССР с Саудовской Аравией. Султанбек Кожанов, казалось бы, человек интересы которого направлены в совсем иную сферу, – культуру, просвещение – внес весомый вклад и в развитие экономики. Будучи командированным в Ташкент, организовал там сельскохозяйственную академию. Понимая значение хлопкоперерабатывающей промышленности для региона, в 1929 году образовал Средне-Азиатский хлопко-ирригационный политехнический институт, был его первым директором. В 1929-1931 годы работал директором Средне-Азиатского хлопкопрядильного комбината.

Студент Виктор Найденов говорит, что с огромным интересом прочел биографию Турара Рыскулова, жизненный путь которого вызвал у него гордость тем, что такие люди были и творили историю страны. И он хотел бы больше узнать и о двух других общественных деятелях, которые захоронены вместе с ним, – Султанбеке Кожанове и Назире Турекулове. Кстати, его смущает разное написание фамилии: в разных источниках есть и Тюрекулов, и Тюрякулов.

Полагая, что многим его ровесникам интересно больше узнать о видных общественных деятелях, мы предлагаем краткие очерки об их жизненном пути. В «Прикаспийской коммуне» за 20 октября мы уже рассказали о жизни и деятельности Турара Рыскулова, сегодня расскажем о Назире Торекулове и Султанбеке Кожанове.

Национальная энциклопедия характеризует Назира Торекулова как выдающегося политического и общественного деятеля, языковеда и дипломата. Первый Посол Советского Союза в Саудовской Аравии Назир Торекулов (действительно, есть несколько вариантов написания его фамилии, но все же в большинстве документов он проходит, как Торекулов, этого будем придерживаться и мы) родился в 1892 году. Он блестяще окончил Кокандское коммерческое училище, в 1914-1916 годах учился на экономическом факультете Московского коммерческого института. В политической жизни многонациональной Туркестанской Республики Назир Торекулов занимал одно из главных мест. В числе первых представителей местных национальностей он был избран первым секретарем Центрального Комитета Компартии Туркестана, возглавлял ЦИК Туркестанской Республики, народный комиссариат просвещения. Выдающиеся политики, общественные деятели Т. Рыскулов, С. Кожанов, М. Тынышпаев, Х. Досмухамедов, понимая все сложности государственного строительства в стране с низкой грамотностью и придавая большое значение просвещению народа, открыли в Ташкенте первое казахское высшее учебное заведение. У истоков этого дела стоял Назир Торекулов. Находясь на высоких должностях, он принял много решений не только по политическим, но и по вопросам культуры. Усвоение общечеловеческих ценностей и уважение к ним он сочетал с традициями своего народа. Будучи председателем Туркестанского ЦИКа, он принял решение о переносе выходного дня с воскресенья на пятницу.

В 1922-1926 годах Назир Торекулов работал в Москве, возглавлял Центральное издательство народов СССР, занимался научно-педагогической работой. Читал лекции в Коммунистическом университете трудящихся Востока, некоторое время был проректором этого учебного заведения. В 1928 году, в возрасте всего 36 лет, его назначили уполномоченным представителем СССР в Королевстве Саудовской Аравии. В дипломатической практике тех лет было редкостью, чтобы на такую ответственную должность назначили человека такого возраста. Через два года он стал первым послом-казахом СССР. Быть советским послом в стране, которая удивляла мир не только запасами нефти, но и духовным богатством — это было очень ответственно. Даже выбор посла для этой страны сам по себе был проявлением политики. Учитывалось и его мусульманское происхождение, способности и уровень образованности, а также то, что он получил образование и работал в Туркестанской автономии. Восемь лет он представлял за границей гигантскую державу. Сближение государств в значительной степени зависит от умелой политики послов. Назир Торекулов был высококвалифицированным дипломатом. За короткий срок полпред не только отлично освоил арабский язык, что позволило ему во время переговоров обходиться без переводчика, но также изучил культуру и фольклор народностей, населяющих Королевство Саудовская Аравия. В деятельности Назира Торекулова как посла проявились его незаурядные организаторские способности. Он блестяще подготовил и провел десятидневный визит в СССР наследника короля Саудовской Аравии принца Фейсала. Результатом визита явилось улучшение торгово-экономических и других отношений. Также он способствовал укреплению дружественных отношений с Афганистаном, Турцией, Ираном, Ираком, Сирией, Иорданией. Прекрасное владение языком, знание уклада и обычаев страны пребывания снискали ему уважение дипломатического корпуса.

Но в своей стране за поддержку, которую Назир Торекулов оказывал алашординцам, таким великанам мысли, как А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Жумабаев, его обвинили в национализме. Действительно, Назира Торекулова вполне можно причислить к деятелям Алаша, которые неизмеримо много сделали для народа в начале прошлого века. Он всем сердцем чувствовал, сколько бедствий принесет народам Туркестана колонизация. Эти мысли он открыто высказывал в статьях и докладах, напечатанных в изданиях, выпускаемых в Ташкенте, Москве. И царское правительство, и большевики признавали Туркестан только в качестве сырьевого придатка России и не были заинтересованы в его культурном становлении. Он одним из первых страстно разоблачал все препятствия, чинимые на пути прогрессивных преобразований в Туркестане. В 1937 году он был репрессирован. 28 января 1958 года его реабилитировали. В 2001 году вышла в свет книга известного дипломата Т. Мансурова «Аравийская эпопея полпреда Назира Торекулова». Его имя носят школы в Шымкенте, Туркестане, Шолаккоргане. В городе Туркестан существуют музей и общественный фонд имени Назира Торекулова. Это только малая толика того уважения и поклонения, которое заслуживает он и его товарищи по несчастью, которые за короткие свои жизни столько сделали для процветания страны, так жестоко обошедшейся с ними.

Государственный и общественный деятель, поэт-публицист, ученый Султанбек Кожанов — уроженец Южно-Казахстанской области. Окончил Туркестанскую русско-туземную начальную школу, Ташкентскую учительскую семинарию, прослушал курс в школе марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б). Политическую деятельность начал с подпольной молодежной организации «Кеңес», в которой в основном были учащиеся семинарии. В 1917 году в Ташкенте вместе с Мустафой Шокаем, К. Ходжиковым, К. Болганбаевым, С. Акаевым выпускал газету «Бірлік туы». Активно поддерживал Туркестанскую (Кокандскую) автономию. Являясь членом центральной комиссии по борьбе с голодом, организовал с 1918 года специальные места для голодающих в Туркестанском, Созакском, Жанакорганском, Кызылкумском, Шиелинском районах. В 1919-1920 годы — заместитель председателя Сырдарьинского уездного комитета, председатель Туркестанского уездного исполнительного комитета, Сырдарьинского областного революционного комитета. В конце 1920 года был назначен народным комиссаром внутренних дел Туркестанской Республики, в октябре 1921 года — народным комиссаром просвещения. В области просвещения требовал преподавания на языке местного населения. Внес значительный вклад в развитие печати и национального театра Туркестана. Организовал выпуск газеты «Ақ жол», был ее первым редактором. Уделял особое внимание состоянию сельского хозяйства. В 1922-1924 годы он — секретарь центрального комитета Туркестанской коммунистической партии, заместитель председателя исполкома, член бюро Средне-Азиатского ЦК РКП(б). Султанбек Кожанов отличился как государственный деятель в период национально-регионального размежевания в Центральной Азии. В ноябре 1924 года был назначен вторым секретарем Казахского обкома Российской коммунистической партии большевиков (РКП(б)), а с февраля 1925 года – вторым секретарем Казахского крайкома. Имя Султанбека Кожанова вписано в историю Казахстана золотыми буквами за его беспрецедентный по величию поступок – именно он был автором идеи переноса столицы Казахской ССР из Оренбурга в Кызылорду. Именно он с группой лучших представителей казахской интеллигенции того времени заставил признать казахов, заменив определение нации степняков «киргиз-кайсаки» на «казахи». В 1925 году в ноябре Султанбек Кожанов был приглашен в ЦК ВКП(б) и в должности ответственного инструктора по национальностям республики был направлен на Кавказ, в 1928 году — в Ташкент, где организовал отделение Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ). В 1929 году образовал Средне-Азиатский хлопко-ирригационный политехнический институт, был его первым директором. В 1929-1931 годы работал директором Средне-Азиатского хлопкопрядильного комбината.

Поражает многогранность его интересов и способностей. Султанбек Кожанов был не только видным государственным деятелем, но еще поэтом, публицистом, педагогом, автором школьных учебников. Были изданы его книги «Есептану құралы» («Пособие по арифметике»), «К 10-летию Туркестанской Советской автономии» и др. В его творческом наследии имеются также многочисленные критические, острые и полемические статьи, опубликованные под псевдонимами «Тоқпақ» (колотушка) и «Замандас» (современник), которые посвящены судьбам литературного языка, терминологии, алфавита местных национальностей.

Такой яркий, разносторонне образованный, талантливый человек, имеющий на все свой собственный взгляд, конечно, далеко не всем был по нраву. Сталин называл его «Чингисханом Средней Азии», а Ленин укоризненно говорил о нем: «Очень горячий киргиз». 16 июля 1937 года Кожанов был арестован. Он был осужден за национализм – поплатился за название новой столицы «Кызылорда». В слове «орда» Сталин усмотрел чуть ли не националистический призыв…

В 1957 году выдающийся политик и организатор был реабилитирован. В дни празднования 80-летия со дня провозглашения Кызылорды столицей Казахстана в центре города были установлены памятники трем славным сыновьям казахского народа – Султанбеку Кожанову, Темирбеку Жургенову и Мустафе Шокаю. В Алматы и Шымкенте есть улицы, носящие имя Султанбека Кожанова.

Так пусть же и место вечного упокоения этих славных сынов Казахстана будет увековечено.

Подготовила Любовь МОНАСТЫРСКАЯ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна