ПЕВЕЦ РОДНОЙ СТЕПИ

70 лет тому назад, в 1941 году, увидело свет одно из лучших произведений известного казахского писателя, нашего земляка Габдола Сланова — роман «Дөң асқан». В 1958 и 1965 годах роман был напечатан в переводе на русский язык под названием «Степь да степь».
Юбилейная дата невольно подтолкнула меня к размышлению о творчестве этого талантливого писателя, заставив на мгновение остановиться, задуматься. Я задалась вопросом: пользуются ли спросом сейчас книги Габдола Сланова? Интересуются ли современные читатели его творчеством? А если да, то какие чувства вызывает творчество писателя? К сожалению, ответ был скорее отрицательным, чем положительным. Как это ни печально, но большинство из нас уже не находят времени на чтение произведений Габдола Сланова. Я думаю, что это несправедливо. Ведь его творчество – часть культурного наследия не только жителей Атырауской области, но и всего народа Казахстана. Конечно, время изменилось, и оно вносит свои коррективы. Но не стоит думать, что сюжеты и идеи его произведений уже несовременны. Это далеко не так. В этом я убедилась сама, вновь перечитав их, проведя параллели с сегодняшним днем. В итоге я открыла для себя нового Сланова. Во всех своих произведениях писатель поднимает вечные темы, которые никогда не устареют: любовь, дружба, верность, справедливость, доброта, патриотизм. Поэтому я и хочу заострить внимание читателей на его романе «Дөң асқан», который написан рукой большого мастера слова.
«Каждый настоящий писатель по природе своего дарования – историк. Он – орган памяти народа», — это мнение Олжаса Сулейменова. Роман «Дөң асқан» привлекает глобальной исторической темой и достоверностью. Благодаря мастерству писателя мы вспоминаем великие исторические мгновения, пережитые нашим народом. Габдол Сланов запечатлел одно из самых драматических событий в истории казахского народа – мобилизацию казахов на тыловые работы 1916 года, поднят целый исторический пласт — рост классового самосознания перед Октябрьской революцией. В историческом прошлом эти события, по моему мнению, не застывают, вызывают наш постоянный интерес. Видимо, это потому, что писатель дает нам огромную пищу для размышлений, оставляя за нами право самим заглянуть в те далекие дни.
…Во всяком случае, меня лично очень интересует судьба народа в начале и середине ХХ века. Конечно, Габдол Сланов – художник советского времени, когда существовала одна, не допускающая существенных разночтений, трактовка этих событий. Поэтому в романе присутствует идеализация большевиков, их вождя Ленина. Но это не умаляет художественную ценность этого полновесного, содержательного произведения. Отличительные черты его романа «Дөң асқан» — ярко выраженный национальный колорит, глубокая правдивость и убедительность. Он несет в себе чувство неразрывной связи художника с родной землей и жизнью народа. Этот роман, словно озаренный грозовыми отсветами предреволюционных лет, наполнен любовью к родной земле.
Символично и неслучайно название романа: «Дөң асқан» — казахская народная песня. По замыслу автора, это любимая песня главного героя Сахи, который постоянно ее напевает.
«Скорбь ли тронула сердце джигита,
Боль утраты ль засела в груди,
Степь родная была б не забыта,
Степь родная всегда окрылит»,
— поется в народной песне «Дөң асқан».
Если Жусупбек Аймауытов в романе «Қартқожа», рассказывая о событиях 1916 года, передает упадническое настроение народа, панику и ужас, то Сланов показывает решительные и мужественные действия казахов против царского режима и местных притяснителей народа: баев, мулл, волостных правителей. Автор прославляет человека из народа, труженика, борца за правду и справедливость. Один из главных героев романа Сахи – самозабвенно любящий искусство, пение, преданный дружбе, любви, с обостренным чувством справедливости. Центральный женский образ – Мать. Капия, обладающая добротой, искренностью, самоотверженностью – символ казахской женщины, любящей жены, матери. В начале романа Капия робкая, нерешительная, а к финалу становится иной мужественной, решительной, стойкой. Не одинаковы положительные герои произведения, но всем им присущи общие черты – это неразрывная связь с жизнью и бытом родного народа, ярко выраженный национальный характер. Мастерски подбирая слова для описания мучительной, трудной жизни своих героев — Таната, Салимы, Керея и других, автор не оставляет читателя равнодушным, вызывая горячее сочувствие и сострадание. Предельно скупыми средствами лепятся образы героев наблюдательным художником. Например, только одним штрихом он показал образ бая Сапака, жадного алчного человека: «Как только подавали мясо, Сапак бесцеремонно выбирая куски пожирнее и побольше и глотал их целиком, почти нежеванными». Тонко и выразительно воплощен образ Кауесета – образованного казаха, который отверг интересы народа и выбрал иной путь – личного обогащения, наживы, выгоды, рабского поклонения перед царскими чиновниками. Подлые поступки лицемера и эгоиста Кауесета, предательство и двуличие Кабылбая вызывают чувство отторжения и омерзения.
«Дөң асқан» — эпическое полотно, где показаны быт и культура казахского народа начала ХХ века. Описание состязания борцов, скачек, традиции аменгерства, айтысы – все это вызывает неподдельный интерес у читателя.
Габдол Сланов эмоционально и живописно передает сцены лечения матери Салимы муллой Калыкпаем, критикуя невежество и темноту. Мулла заставляет бедную женщину, больную лихорадкой, съесть вонючего жука, а потом и лягушку. Поняв, что эти средства ей не помогли, он вспоминает, что «больного малярией надо неожиданно толкнуть в глубокую воду». Его попытка заканчивается смертью женщины. Мастерство художника настолько велико, что содрогаешься, видя перед собой эту нелепую и ужасную картину. Таким образом, перед нами проходит целая галерея колоритных персонажей, с интересными судьбами и потрясающими характерами.
Габдол Сланов — тонкий лирический художник. В его описании природы столько поэзии и музыки. Вот как он описывает утреннее пробуждение природы: «Брызнули солнечные лучи, и вокруг Ниета рассыпались новые звуки — звуки степного утра. А через минуту уже не было ни лысых, желтых холмов, ни голубоватой, светящейся росой, травы – всюду только оранжевые потоки солнца».
В романе присутствуют любовные истории. Убедительно показана и настоящая мужская дружба.
Обдумывая прочитанное сквозь призму сегодняшнего времени, я начинаю понимать, что прикосновение к трагическим событиям в истории казахского народа дает нам, современникам, чувство духовного очищения и будит здоровое любопытство, интерес к познанию истории своей страны. Именно этому способствует роман «Дөң асқан». Думаю, что это особенно важно для новых поколений, которых мы хотим растить патриотами, горячо любящими свою Родину. И в этом ценность творения писателя. Сегодня важно воспитание истинных патриотов, достойных граждан своего Отечества. Призываю читателей заново открыть для себя произведения талантливого сына казахского народа Габдола Сланова. Да, в нашу жизнь вошли компьютеры, мобильные телефоны, интернет и многое другое, что отвлекает нас от столь полезной привычки, как чтение. Но ведь не зря говорят: кто много читает, тот много знает. И, чтобы избежать вовлечения в мутный водоворот бездуховности, сохранить свой внутренний мир от разрушения, мы просто обязаны взять в руки Книгу – источник Знаний.

Гуляим БАЙМУРЗИНА,
директор областной детской библиотеки

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна