Неказахи о казахах

Nekazahi o kazahah Культура

Обычно в Дом дружбы мы привыкли приходить, чтобы вместе отметить праздник представителей того или иного этноса, чтобы глубже погрузиться в традиции, обычаи. Сегодня же на повестке дня – национальные традиции казахского народа, но представляют и описывают их представители этнокультурных объединений. Такое вот интересное мероприятие проходит в рамках проекта Ассамблеи народа Казахстана «Қазақтану».

На обновленной сцене оборудована юрта в разрезе. Все здесь организовано, как и полагается, но восседают на корпешках атырауские грузины.

Руководитель ЭКО «Иверия» Зураб Бобохидзе приветствует собравшихся и, пока девушки с подносами, полными шелпеков-баурсаков и других сладостей, обносят и угощают гостей, рассказывает о празднике Наурыз. Так, речь сегодня идет о предваряющем Наурыз празднике – Амал или Корису. Это своеобразная подготовка к главному празднику, люди ездят в гости к родственникам и поздравляют друг друга. Амал мерекесі издревле отмечался и в других частях Казахстана, но сохранился только в западных регионах. У казахов праздник Наурыз называют еще Ұлыстың ұлы күні (Великий народный день). Однако, кроме всего прочего, Наурыз также можно считать праздником любви и единения. Именно в этот день влюбленные дарили подарки и признавались в своих чувствах. Накануне девушки приглашали парней и угощали их специально приготовленным по этому случаю блюдом уйкы ашар из свежего мяса и молозива, которое, по поверьям, давало джигитам силу и помогало им одерживать победу на скачках и других спортивных состязаниях. Молодые мужчины не оставались в долгу, они приносили полюбившимся девушкам свои подарки, именуемые в народе «селт еткизер». Чаще всего это были украшения и парфюмерия.

Наурыз – день обновления природы и, соответственно, у людей это праздник обновления и очищения от грязи тела, одежды, дома от зла, ненависти, грехов. В этот день готовят главное угощение праздника – наурыз-коже – специальную праздничную пищу из семи продуктов. Огромный котел для наурыз-коже – также символ единства. В этот день соединяются сердца всех, люди обмениваются рукопожатиями, крепко обнимают друг друга. Обо всем этом поведал Зураб Гедеванович, но надо сказать, что его рассказ дополнялся представителями всех этнокультурных объединений, ибо Наурыз стал для нас всех светлым и радостным днем. А финалом грузинского представления стал огневой, давно полюбившийся всем зрителям кавказский танец.

А на сцену выходят представители татаро-башкирского этнокультурного объединения «Татулык». Ветеран общества Роза Хамиевна Шафиева рассказывает об обряде сватовства. «Татулык» представляет приезд сватов со стороны жениха и совершение обряда надевания сережек невесте – сырга салу. Этот обряд символизирует окончательный договор между сватами и назначение дня свадьбы. Сватовство – обязательная часть такого события, как казахская свадьба, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу». Роль сватов традиционно возлагается на близких родственников жениха, семья невесты предупреждается об их визите заблаговременно, обязана обеспечить щедрое угощение (конечно, если им нравится претендент). Однако за вход в дом девушки сваты вынуждены заплатить, так как женская половина семьи традиционно протягивает перед дверью аркан, который убирается только после того, как гости вручают хозяевам подарки: отрезы дорогой ткани, деньги. Атмосфера на праздничных обедах царит теплая и дружественная, во время трапезы обсуждаются различные темы, не имеющие прямого отношения к будущему бракосочетанию. Только когда обед близится к завершению, сватам разрешается перейти к цели своего визита. Сватовство, которым традиционно предваряется казахская свадьба, не обходится также без обряда обсыпания – «шашу». Делегаты со стороны жениха обсыпаются конфетами, печеньем, мелкими монетами, а родственницы невесты также могут заставить сватов пройти разные испытания, поучаствовать в веселом представлении. Уж что-что, а завести народ самодеятельные артисты «Татулыка» всегда сумеют.

Одним из самых древних и важных обычаев казахского народа является «бата беру» – благословение. Взаимопомощь и взаимоподдержка, так же, как и гостеприимство, являются характерной чертой казахского народа и благословение от чистого сердца – это гарантия того, что осуществятся все замыслы и мечты. Но, конечно, особо важно получить благословение от старшего, умудренного жизнью человека. Представители украинского объединения «Довира» показали, как дают бата молодой семье.

Старейшина корейского ЭКО «Тхоньил» Светлана Алексеевна Хан, рассказывая о традициях казахского народа, отметила уважительное отношение к старшим и трепетное отношение к детям. Как, например, в представляемом сегодня обряде «тусау кесу» – разрезание пут. Перед малышом выставляются разные «соблазны» в виде денежки, сладостей и пр. Наш малыш, смущенный многолюдьем, не сразу сделал свой выбор, но все же соблазнился яркими бумажками – взял деньги. И пусть его жизнь будет обеспеченной и счастливой! Все веселятся под аккомпанемент веселой песни в исполнении знакомого всем хора «Саранг», гостям раздаются сувениры, косынки, платки, шарфы – на память об этом знаменательном для дне.

…Было очень интересно. Трогало, что выступления искренние, исполнители от всей души пытаются представить традиции своих земляков полнее, глубже раскрыть гостеприимство, широкую душу народа, выросшего в Великой Степи.

Зрители, конечно, уже многое знают и сами, но и какие-то открытия сделали для себя. В частности, особое внимание привлек представленный славянским обществом «Светоч» обряд «курсак той». Эта традиция посвящена женщине, которая находится в положении. Просто потрясает, какое мудрое, трогательное отношение к будущей матери, к подрастающему поколению. При тех нормах семейных отношений, когда невестка стеснялась даже сказать сама свекрови о том, что ждет ребенка, и это делала золовка или кто-то еще из родных, об этом радостном известии не стеснялись оповещать весь аул. Вывешенный на юрту платок говорил о том, что здесь живет беременная и ей нужен покой. Каждый хотел прийти и сказать будущей маме доброе слово, одарить чем-нибудь вкусным. Это была общая радость. Да, мудрые люди, может, и не обучавшиеся в Оксфордах и пансионах, понимали, что главное богатство в жизни – это дети, твое продолжение. Живя в трудных и суровых условиях кочевья, они, тем не менее, всегда находили время и силы для заботы о детях. Женщины рожали столько детей, сколько им даровала судьба: «От рождения ребенка и дождя еще никто не разорился». В этой пословице выражена любовь к детям, которая проявлялась и в повседневной заботе о них, и в сплоченности семьи, и в стремлении сделать свой домашний очаг уютным. С самого раннего возраста дети вовлекались в трудовую деятельность, помогали в домашнем хозяйстве и ухаживали за более младшими. В народе говорилось: «Для отца и матери все дети одинаковы», «В доме без люльки уюта нет», «Дом хорош, когда в нем дети играют», «Дети – цветы души и глаз лучи», «Без детей в доме нет счастья», и лишь с появлением ребенка семья укреплялась и обретала счастье. Уже создавая семью, молодожены понимали, что они должны будут воспитать достойных наследников, которые будут им опорой в старости и продолжат традиции их рода. И разве не этой народной мудростью мы все должны руководствоваться?

 

Любовь МОНАСТЫРСКАЯ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна