Маяк нашего прошлого

Маяк нашего прошлого scaled Культура

В рамках взаимодействия местных властей и НПО оригинальным и очень полезным, нужным проектом решили заняться активисты общественного объединения «Четвертая власть». Посетив святые места нашей области, они подготовят ролики с размещением в социальных сетях, по-современному, креативно преподнеся новому поколению историю края.

Первым пунктом поездки был Исатайский район. В нашей области что ни район, то обязательно кладезь народных легенд, молвы и преданий. И, конечно же, все это сопровождается памятниками старины.

Ее не всегда бывает видно  проезжающим по трассе Атырау-Астрахань, но значимость – бесценна. Это пограничная башня «Таскран», расположенная недалеко от села Аккистау, построенная в 1870 году как ориентир для рыболовов. В тот период XIX века морские воды доходили до самой трассы. Именно здесь, у башни, была граница двух местностей – Округ и Кульпин. Благодаря настойчивости и принципиальности правителя Макаша Бекмухамбетова царская администрация разрешила казахам в определенное время и в определенном объеме ловить рыбу. Как известно, в те времена, живя у моря, казахи не могли ловить рыбу из-за категорического запрета царской администрации. И этот запрет распространялся на всю территорию северного Каспия.

Житель Индерского района, грамотный и начитанный Айып-кажи Бекенов, который вслух читал для всего округа газету на русском языке, учился в Уфе и Казани, по просьбе Макаша построил маяк, консультируясь с Тумашем Жайык Орынбай, имевшим навыки архитектора. Макаш и Айып-кажи были ровесниками (құрдас), а у казахов ровесник – почти как родственник, свой человек. Башня более 8 метров высотой, состоит из глины и камыша, ее прокладывали слоями – слой глины, слой камыша, скрепляя веревками на хорошем фундаменте. Глину замешивали на конском волосе и кобыльем молоке. Всего понадобилось десять тысяч глиняных кирпичей и десять тысяч камышитовых циновок.

Старожилы рассказывают, что башня была сооружена по принципу египетской пирамиды, правда, малого формата. Но, что интересно, за эти полтора века башня сохранила свою форму. На самом ее верху горел маяк, служа рыбакам, уходящим в море, береговым ориентиром. А для двух территорий – Округа и Кульпина – границей.

Все это в деталях рассказал нам главный специалист Жанбайского сельского округа Адайбек Есекешев. В районе историю своего края хорошо знают даже молодые госслужащие, что очень радует. Кстати, сам Жанбай раньше имел другое название. Поговаривают, что в народе его называли Кызылбас. Возможно за то, что здесь в несметном количестве росла трава с красной макушкой. А возможно потому, что здесь хозяйничал русский офицер Николаев с огненно рыжими волосами.

Рядом с Жанбаем расположено село Манаш, где родилась и выросла Фариза Унгарсынова. В селе был большой дефицит питьевой воды. Дни и ночи проводили макашцы у колодца Карагай-кудук, где ведро воды набирали аж трое суток. Возможно, именно поэтому в одном из своих воспоминаний Фариза Унгарсынова признается, что в детстве мечтала стать министром водного хозяйства – хотела весь округ залить питьевой водой, чтобы и люди могли вдоволь напиться, и животных напоить. В селе Манаш недалеко от отчего дома Фаризы находилась школа, которую все называли не как иначе, как «кызыл шкель» (красная школа). На заре революции в селах стали открываться «красные юрты», а это была красная школа. Сейчас на этом месте принимает автовладельцев заправочная станция, ориентира, что это историческое место, нет. Все хранится в памяти неравнодушных людей. Один из них – руководитель отдела культуры и развития языков Исатайского района Мутигулла Насиханов, который также хорошо знает историю края и сможет рассказать о нем в деталях.

Село Забурунье Исатайского района – это родина святых людей. Всего на слуху имена девяти святых – Насу, Амангельды, Карлыгаш, Каймолда, Аккенже и других. Как видите, в числе святых были и женщины. Казахским женщинам, выросшим в условиях степной демократии, многое было подвластно.

Имена святого Зинедена и его сыновей Рыспая и Уалитхана хорошо знакомы и атыраусцам, даже за пределами области о них наслышаны. Все считают своим долгом остановиться на астраханской трассе у могилы Зинедена Курасулы и почтить его память. Зинеден ата был ясновидящим, костоправом, занимался благотворительностью, его знали как сильного волевого человека. Он с раннего возраста начал лечить людей. Его дар передался сыновьям, которые также были целителями, занимались благотворительностью, но уже в современной интерпретации – были спонсорами, меценатами, содействовали решению насущных проблем жителей района. В честь святого Зинедена в Исатайском районе назван аул, где он жил и лечил, а с недавнего времени и округ так называется.

Еще один объект, который посетили активисты общественного объединения «Четвертая власть», это мавзолей правителя Макаша Бекмухамбетова, расположенный в Курмангазинском районе.

Макаш-правитель родился в 1830 году на территории Букеевской Орды (ныне сельский округ Макаш Курмангазинского района). Свое начальное образование получил у сельского муллы, позже учился в Оренбургском кадетском корпусе имени Неплюева, по окончании которого получил чин унтер-офицера.
      Во времена царской России полный контроль над органами власти был сосредоточен в руках метрополии. Поэтому представителю другой расы и веры было неимоверно трудно взять на себя инициативу и осуществить свои задумки. Однако Макашу, который неустанно проявлял заботу о своих ближних и дальних соотечественниках, все же удалось стать одним из четырех казахов, вошедших в состав депутации внутренней Орды.

В 1896 году он вместе с местным акимом Утешкали Атаниязовым презентовал царю изготовленный из золота и обрамленный бархатом макет казахской юрты. Во время этой поездки они убедительно просили администрацию царской России спасти казахский народ от крещения и предоставить им возможность остаться в своей прежней мусульманской вере.

Макаш уделял большое внимание социально-экономическому развитию управляемого им региона. Особое значение он придавал развитию оседлого образа жизни, ориентации на европейскую культуру, русскоязычному обучению и в особенности обучению молодежи.

При прямом участии Макаша в вверенных ему округах развивалось рыбное хозяйство и земледелие, улучшилась торговля и товарообмен с ближними и дальними городами России. Об этом рассказали аксакалы села Макаш – председатель совета ветеранов Макашского сельского округа Курмангазинского района Утеули Касанов и пенсионер Жаннаткожа Сатканов.

– Это очень нужное и полезное дело – размещать в социальных сетях ролики с данными об исторических местах нашей области, – считает доктор исторических наук, руководитель клуба «Атамекен» Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова Аккали Ахмет, также принявший участие в этой поездке. – Если сделать фильмы интересными, то мы больше узнаем о бесценном наследии наших предков и сможем передать его подрастающему поколению.

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна