Будни локомотивного депо

110531-06За пульт самого высококлассного локомотива нельзя сесть по знакомству. К счастью, профессия машиниста — из разряда тех, где только труд с полной самоотдачей приносит успех в карьере. Благодаря этому железному правилу за безопасность перевозок на стальной магистрали можно быть спокойными: локомотив ведет профессионал. Есть свои «доки» и в атырауском эксплуатационном локомотивном депо.

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ
Вообще, только за то, что человек выбирает для себя профессию машиниста, им можно гордиться. Оказывается, чтобы занять место в тепловозе, нужно взять не одну ступень карьерной лестницы, как минимум дважды пройти обучение, сдать несколько экзаменов, тестов и, самое главное, обладать отменным здоровьем.
— Все машинисты, даже самого высокого класса, начинают с должности слесаря в ремонтных цехах, — рассказывает заместитель начальника депо Ерболат Кусниязов. — И только лишь «вкусив» все прелести слесарного дела, проработав до 15 месяцев на должности помощника, можно получить возможность отправиться учиться в специальный железнодорожный центр по подготовке машинистов. После возвращения с учебы, несмотря на несколько сданных экзаменов, будущему машинисту необходимо пройти тесты уже в родном депо. Кроме того, знания на практике проверят машинист-инструктор и инструктор по обучению, от которых зависит дальнейшая судьба локомотивщика.
Все это дает право на управление локомотивом. Но если вы думаете, что после этого вам доверят пассажирский поезд, то вы глубоко ошибаетесь. Оказывается, прежде чем повести пассажирский состав, необходимо успеть «прокатиться» в грузовых поездах.
— Да, начинать карьеру у нас тяжело, — говорит инструктор по обучению Самат Бекешов. — Зато структура железной дороги выстроена так, что каждый может подняться до самого верха. У всех одинаковые возможности. Другое дело, кто и как ими пользуется. Кто-то только к пенсии наконец получает высшую категорию, а кто-то проходит этот путь за минимальный срок — в 5—8 лет. Когда за плечами опыт ремонтника, помощника машиниста, работа на маневровых и грузовых видах движения, есть шанс перехода на пассажирское движение.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ПРАВИЛА
Сложная система ступеней на предприятии локомотивного хозяйства требует от человека максимум способностей, но одновременно является отличной практикой в жизни. Говоря простыми словами, в депо созданы все условия. Например, локомотивная бригада — помощник машиниста и машинист — закреплена и является неразрывным звеном. В специальном психологическом кабинете депо они проходят тесты на совместимость по множеству параметров. По словам психолога депо, учитывается даже хобби. Что немаловажно, в одной бригаде родственники работать не должны. Это строго запрещается. Разбить пару может только начальник депо или его заместитель. После каждого рейса локомотивной бригаде положено отдохнуть как минимум 16 часов для восстановления организма после тяжелого труда. Речь идет, конечно, не о физическом труде. Уже давно прошло время паровозов, исчезла профессия кочегара, которому нужно было закидывать в топку до 20 тонн угля за рейс. Да и сами локомотивы с каждым годом становятся совершеннее. Сейчас работа у машиниста скорее умственная: нужно уметь быстро сориентироваться в сложившейся ситуации и принять одно единственное верное решение.
Несмотря на все сложности, связанные с профессией, желающих попробовать себя за пультом локомотива не убавляется, а среди ста пятидесяти машинистов (в том числе по оборотному депо ст.Ганюшкино), которых, кстати, Самат Бекешов всех знает по фамилии и в лицо, есть даже династии: Джумагалиевы, Кожагельдиевы, Есенбаевы, Таутановы.
Рады в депо и новичкам. Каждый год предприятие пополняется все новыми помощниками машинистов, первозимниками. Как рассказал нам Ерболат Кусниязов, ежегодно в преддверии зимы, в сентябре-октябре, в депо проводится обучение первозимников. К ним относятся сотрудники, имеющие стаж работы в депо менее одного года, то есть те, для которых эта зима станет первой в трудовом смысле. Так молодых специалистов обучают согласно инструкции управлению автотормозами, рациональному вождению поездов, схеме тепловоза и самому главному — умению выходить из нестандартных аварийных ситуаций.
— Все мероприятия по подготовке первозимников, проведению осеннего комиссионного осмотра проводятся с главной целью — обеспечить бесперебойную работу тягового подвижного состава, — говорит Ерболат Кусниязов. — В частности, наше депо, его работники прилагают все усилия, чтобы подготовить тяговый подвижной состав к зимним перевозкам на должном уровне, ведь от этого зависит безопасность движения поездов в зимнее время.
На должном уровне на предприятии поставлен вопрос организации обучения и повышения квалификации машинистов и помощников. С понедельника по четверг инструктор по обучению Самат Бекешов в просторном помещении, где выставлены специальное оборудование, плакаты, наглядные пособия, проводит занятия для первозимников, число которых, кстати, составляет по депо 31 машинист и помощник-железнодорожник. А недавно в стенах депо 53 машиниста и 69 помощников прошли аттестацию, из них 7 машинистов первого класса и 46 машинистов второго класса. Систематически машинисты и помощники ездят на обучение в железнодорожные центры Актобе, Тараза, Караганды и Павлодара. К слову, сейчас 18 помощников находятся в данных учебных центрах. На данный момент из атырауского депо проходят обкатку 8 машинистов, из оборотного депо ст.Ганюшкино – 6 машинистов.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОПЫТА – ЗАЛОГ УСПЕХА
На железной дороге, будь ты машинистом первого класса или четвертого, тебя никогда не спишут за ненадобностью. Понятно, что с годами уходят здоровье, силы, а на смену приходит лишь опыт, которым поделиться с молодыми кадрами — дело чести. Таких «бывалых» железнодорожников начальство старается не отпускать. Переводят на работу попроще, но не менее ответственную – обучать молодых, только прибывших мастерству вождения тепловозом. Одни из самых опытных машинистов-инструкторов в депо — Николай Есенбаев и Жаксылык Таутанов.
Среди опытных машинистов хотелось бы отметить еще Бекбулата Джумалиева, проработавшего в депо уже 15 лет, из них в пассажирском движении более шести лет. После окончания школы он долго не думал – пошел учиться в Гурьевский железнодорожный техникум, затем поступил в КазАТК на специальность «локомотивное хозяйство». Без железной дороги не представляет свою жизнь.
— Когда в первый раз выехал, то испытал сильное волнение – вокруг никого кроме помощника. На протяжении всего пути мы с ним всегда находимся в напряжении. Понимаешь, что везешь людей, и ты в ответе за их жизни. Представьте себе только, в одном составе может быть до 18-20 вагонов с пассажирами. Чувство ответственности здесь ощущается вдвойне. Нужно постоянно следить за приборами. Помню в своей практике случай, когда, везя грузовой состав, по вине связистов неправильно сработал симофор, в результате случилось перекрытие сигнала, и мне нужно было применить экстренное торможение. Было страшно, но это, прежде всего, опыт, — отмечает машинист.
Оборотное депо на станции Ганюшкино является филиалом Атырауского эксплуатационного локомотивного депо. В их составе работают заместитель директора по эксплуатации Ерлан Тарихов, машинисты-инструкторы, ленторасшифровщики, работники медицинского пункта, нарядчики и дежурные по депо. Всего по Атыраускому локомотивному депо в пассажирском движении 6 тепловозов, в грузовом – 20 тепловозов серии 2ТЭ10МК, 16 тепловозов маневрового движения, и один тепловоз задействован в вывозном движении.

Айнур АБДЕШОВА
Фото автора

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна