Контролеры скоро вернутся

В феврале-марте в Атырау на автобусные линии вышли работники контрольно-ревизионной службы, занимающейся проверками на автобусах, где было внедрено электронное билетирование в рамках программы модернизации общественного транспорта. Но работа старой новой службы, заступившей на дежурство, почему-то не заладилась и к середине года почти что угасла.

Атырау является третьим городом по счету в стране после Нур-Султана и Алматы, где внедряется электронная форма оплаты за проезд в общественном транспорте, осуществляемая в рамках концепции модернизации общественного транспорта г. Атырау. Ее третий аспект – создание контрольно-ревизионной службы (КРС). В феврале текущего года контролеры вышли проверять маршруты №№2, 4, 5, 8, 12, 14, 59, 30, 30 «а», где было внедрено электронное билетирование. Сфера городских общественных перевозок, отвыкшая от билетов, вновь стала привыкать к ним, и этот процесс до сих пор продолжается. То ли менталитет не такой, то ли действительно не было действенных мер, чтобы приобщить население требовать билеты у кондукторов. В общем, не было стимулов покупать и требовать билеты.

Появление контролеров в красных жилетах с надписью на спине «Контрольно-ревизионная служба г. Атырау» поначалу вызывала переполох среди кондукторов и водителей и даже у пассажиров, но потом работа КРС медленно сошла на нет. Кстати, безбилетный проезд наказывается штрафом в размере 5 МРП (более 11 тысяч тенге), скажем честно, ощутимо для кошелька. Ведь, по идее, наказываться должен безбилетный пассажир. Так, в задачи контролеров входит выявление нарушений, прежде всего, невыдача билетов пассажирам кондукторами автобусов. Кондукторы, не выдающие проездные билеты, фиксировались, записывались их имена, номера автобусов, а составленные акты по их нарушениям в работе передавали в «Смарт Атырау» и автопарк. И работали, и работают они на тех автобусах, в которых есть валидаторы-терминалы, с помощью которых билетируют пассажиров. Цель – вытащить объем неучтенного «черного нала» в сфере городских общественных перевозок, обеспечить прозрачность финансовых поступлений и поднятие уровня сервиса. А это дополнительные средства, означающие в перспективе покупку новых автобусов, высокую зарплату работников автопарков, хороший сервис.

Но к концу весны не сказать, что контролеры исчезли, их даже стало значительно меньше по числу. По информации КГУ «Смарт Атырау», для проверки наличия билетов у пассажиров была организована работа КРС. А учредителем КРС в Атырау является частная компания в лице ТОО «SONUR Inc». На первом этапе в этой компании работало более 60 контролеров, которые вели ознакомление с работой контрольно-ревизионной службы, проводили рейды, проверяли наличие у пассажиров проездных билетов. Как выяснилось, на сегодня у компании имеются временные финансовые затруднения, в связи с чем состоялось сокращение штата сотрудников компании, в их числе контролеров, работающих непосредственно на автобусных линиях.

В скором времени, предположительно осенью текущего года, как проинформировало население города руководство КГУ «Смарт Атырау», ожидается введение дифференцированного тарифа на проезд в общественном транспорте. К примеру, проезд в автобусах повысится до 150 тенге для оплачивающих наличными, а те, кто пользуется транспортной картой или другими формами электронной оплаты, стоимость проезда останется прежней – 80 тенге. И вот тогда количество контролеров КРС будет увеличено, значит, станет рационально и эффективно содержать большой штат контролеров.

Со временем кондукторы в автобусах должны уйти в прошлое. Потому что в автобусах повсеместно будут установлены стационарные валидаторы для считывания оплаты за проезд, пока что их техническое состояние, конечно же, вызывает больше вопросов. И тогда роль и число контролеров возрастет, как в Нур-Султане и Алматы, которые с помощью специальных устройств будут осуществлять проверку пассажиров, заплатил или нет за проезд пассажир. Таким образом, состоится полный переход на безналичную форму оплаты за проезд, как и было задумано в рамках концепции модернизации общественного транспорта.

Тимур КАЗИЕВ

Administrator