Как работает аварийная газовая служба, выясняла корреспондент «ПК»

Зима в Казахстане в этом году выдалась морозная. Буквально вчера Казгидромет сообщил, что она самая холодная за семь лет. Бураны бушуют в восточной, северной и центральной части республики. И даже на юге не жарко – до минус 30. В этом смысле, нам западникам, повезло, у нас пока все в пределах среднестатистических. Однако, зима есть зима, а значит, проверку на прочность она может объявить в любой момент. Именно поэтому коррес­пондент «ПК» побывал на предприятии, номер телефона которого – 104 – известен каждому. И не просто побывал, а устроился  слесарем в аварийно-диспетчерскую службу. Как это было?

Экстренный вызов

Как работает аварийная газовая служба? Вроде все очень просто – набираешь номер «104», говоришь, что в квартире (на объекте) ощущается запах газа, и через несколько минут приезжает «аварийка». Но чтобы на самом деле понять все тонкости и нюансы такой профессии, как слесарь аварийной бригады газовиков, нужно, как говорится, самому лично поработать хотя бы один день в аварийно-диспетчерской службе, пообщаться с мастерами, слесарями, водителями.

Разрешение на работу в «аварийке» Атырауского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» получила без проволочек. И начальник аварийно-диспетчерской службы предприятия Адилхан Ербатыр включил меня и фотокора в бригаду мастера Руслана Мурзагалиева.

В назначенный день прибыли на новое место работы в старой части города Атырау. В день прибытия на объект с нами провели вводный инструктаж и инструктаж по пожарной безопасности. После обязательной процедуры в ожидании выезда на вызов располагаемся в большой комнате диспетчерской с высоченными потолками, в окружении электронной карты автоматизированных газораспределительных станций, всевозможных схем, компьютеров. В этот кабинет вход посторонним категорически запрещен, так что для нового «сотрудника» сделали исключение.

Пока ждем, меня вводят в курс дела. Появление запаха газа в жилых зданиях, организациях бытового обслуживания нaceления, утечки газа из наружных и внутренних газопроводов, взрывы и пожары – это далеко не весь список извещений, по которым в обязательном порядке выезжают специалисты аварийной газовой службы. «104» несет свою службу круглосуточно, без выходных и праздничных дней, и в холодные зимние дни, и в жаркие летние, и в непогоду, которая, кстати, порой приносит дополнительные хлопоты работникам аварийной службы.

– Самая главная и основная задача аварийно-диспетчерской службы – выполнение работ по локализации аварийных ситуаций и аварий на объектах газораспределительной системы и газопотребления, устранение угрозы жизни населению и имуществу, а дальше ликвидация аварии с другими службами, в зависимости от сложности, – разъясняет Адилхан Ербатыр.

Больше становится тех, кто без согласования с газовиками решает «чуть-чуть копнуть», а в итоге повреждает газопровод и нарывается на серьезный штраф. А ведь стоит вызвать специа­листа и получить разрешение на земляные работы – и проблем не будет. Например, не так давно в центре Атырау при строительстве одного объекта газопровод среднего давления рвали аж два раза! 

– С момента поступления звонка на номер «104» записывается адрес, выясняется характер обращения, диспетчером АДС проводится краткий инструктаж о мерах безопасности, составляется заявка, и в течение пяти минут направляется бригада. На место вызова нужно прибыть не позднее 40 минут, – говорит диспетчер Айбек Кашкенов.

В аварийно-диспетчерской службе всегда наготове 3 новые автомашины «УАЗ». Бригады работают в четыре смены. Город для обслуживания поделен на участки, две машины задействованы в левобережной части, третья – в правобережной.              В день на каждую бригаду приходится примерно до 10 вызовов. Как нам рассказали, основная нагрузка на аварийные бригады приходится на отопительный сезон. При резких колебаниях температуры воздуха в сутки поступает до 70-80 вызовов, телефон буквально раскаляется.

– В авральном режиме работали в январе нынешнего года, – пояснили в диспетчерской. – При смене погоды часто выходит оборудование по подаче газа. 

Концентрация опасности 

На часах 9.51. Наш разговор прерывает телефонный звонок на мобильнике диспетчера. Житель частного дома в микрорайоне Оркен-2 сообщил о стойком запахе газа от газового распределительного шкафа, установленного во дворе. Значит, для нас есть дело.

В «аварийной» бригаде полагается работать в спец­о­дежде, я от правил не отступаю, споро надеваю протянутую мне толстенную утепленную спецовку, похожую на пуховик. Да, еще и водружаю на голову каску, без которой нельзя. Успеваю посмотреть на себя в камеру мобильника, не до зеркала, и бегу к машине. Авария! Быстрей!

В машине никаких лишних разговоров, полная сосредоточенность, лишь слесарь Виталий Дымов, держа в одной руке карту города, в другой –мобильный телефон, уточняет местонахождение дома. Всё, нашли. Спрыгиваем с высоких ступенек машины, захватываем рюкзак с приборами и инструментами и идем устранять проблему.

Перед нами внушительных размеров домовладение, просторный двор. На стене дома небольшой железный ящик желтого цвета – газораспределительный пункт. Едва сделала несколько шагов, как явственно ощутила сильный запах газа, поневоле отпрянула.

Из школьных учебников вспоминаю, что сам по себе природный газ не имеет цвета и запаха. Чтобы человек мог его почувствовать, в голубое топливо добавляют специальное вещество с очень специфическим и насыщенным запахом, и достаточно его небольшой концентрации в воздухе, чтобы это явно ощущалось.

Итак, нам надо локализовать очаг утечки газа, определить причину пропуска. Перекрываем вентилем. На регуляторе давления газа требуется проверить резьбу на герметичность. Намыливаем ее мыльным раствором из привезенной с собой бутылки. Пена стала надуваться и пузыриться, будто вода закипела. Значит, проблема в этом месте.

– Скорее всего, утечку газа спровоцировало ослабление прокладки на регуляторе давления газа, надо ее заменить. Сейчас будем откручивать трубу, – сообщают «аварийщики». 

В ту же секунду мелькнула шальная мысль, может, самой попытаться открутить? Но не стала даже заикаться об этом. Зачем? Слишком большой риск, такую работу должен выполнять только квалифицированный специалист. Мне можно только протянуть тяжелые гаечные ключи слесарю Виталию Дымову. Он делает свою работу деловито, аккуратно. Открутил трубу. Так и есть, на резьбе «присела» прокладка. Мы продолжаем молча наблюдать за процессом. Когда аварийная бригада выполняет заявку, все сосредоточены, ведь работать с газом нужно осторожно, соблюдая все правила безопасности.

– Оперативно приехали, я даже из дома не успел выйти, все быстро починили, – высказывается хозяин дома Аслан Жунусов.

– Это наша работа. Одни абоненты нас благодарят, другие, которым мы отказываем в ремонте, поступают наоборот, – делятся мои новые коллеги, когда мы сели в «УАЗик», попрощавшись с жильцом дома.

Как же так? «Аварийка» отказывает в устранении аварии? Но почему? Вот, к примеру, поступил один вызов из жилого микрорайона, там в одной из квартир возле газовой плиты ощущается запах газа. Оказывается, надзор за правильной работой газовых приборов в помещениях не входит в компетенцию диспетчерской службы. Устранять неисправность обязано предприятие, аттестованное в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области промышленной безопасности, с которым абонент заключил договор на обслуживание.

– Сфера профилактики и ремонта в многоэтажных домах передана в конкурентную среду, – объяснил мастер Руслан Мурзагалиев.

Отсюда нередко непонимание со стороны жильцов.

– Заявку выполнил. До связи, – экипаж сообщает диспетчеру, что освободился и готов выполнять следующее задание. 

На улице тепло и солнечно. Значит, и дежурство будет тихое? Мы возвращаемся в диспетчерский пункт. По дороге мне рассказывают истории вызовов. Например, жильцы звонят и утверждают, что в доме нет газа. Диспетчер начинает интересоваться, открыт или закрыт газовый кран. В ответ: «Да, открыт». При приезде бригады выясняется обратное.

Не обходится и без ложных вызовов. Нередко люди путают с газом запахи лакокрасочных и горючих материалов, поэтому звонят в «аварийку».

– Боятся газа. И страшных последствий, которые он несет при несоблюдении правил безопасности, – говорят мои «коллеги».

Однажды в службу «104» стали поступать звонки от жителей одного из домов по улице 8 Марта. Кто-то открывал газораспределительный шкаф и увеличивал подачу давления. В результате в квартиры жильцов газ попадал «объемный», что чревато опасными последствиями. Аварийная служба раз за разом выезжала на сигналы и регулировала давление до нормы. Однако, ситуация повторялась. В итоге поиском хулигана занялась полиция.  

Газ-контроль

…По прибытии в диспетчерскую узнаем, что практически следом за нами, но в поселок Бирлик выехала другая бригада слесарей – Нуртая Тастамбекова и Саната Исказиева, чтобы устранить утечку газа в частном доме. Звонили жители многоэтажного дома, у них в подъезде сильный запах газа. Диспетчер предупредил, что в этом случае «аварийная» имеет право только перекрыть поступление газа, а устранять аварию будет обслуживающая организация. 

В ожидании очередного вызова в диспетчерской продолжается рассказ о работе «104». Аварийщики рекомендуют не оставлять без присмотра работающие газовые установки. Отлучиться в соседнюю комнату, периодически контролируя плиту, допустимо, а вот уйти в магазин, оставив вариться суп, нельзя.

– Человек – сам хозяин своей жизни, самому надо быть ответственным, – убеждены сотрудники службы «104». – Далеко не у всех жильцов есть современное оборудование с системами контроля газа. Утечки газа могут привести к взрыву, пожару и гибели людей.

Например, в 2013 году в Атырау в результате взрыва газа во времянке у частного дома погибли три человека. Осторожность нужна и при пользовании газовыми котлами в частных домах. Их нельзя оставлять без присмотра более чем на сутки. Еще одна грубая ошибка людей – использование прибора после того, как он выработал все разумные сроки эксплуатации.

Следующая опасность – угарный газ, воздействие которого смертельно опасно для жизни. При концентрации выше 1,2 процента сознание теряется после двух-трех вдохов, человек умирает менее чем через 3 минуты. В целом, правила эксплуатации газового оборудования несложные, важно лишь их четко соблюдать, а также быть собранными.

– Если что, звоните нам, Светлана, – попросили в конце моего дежурства ребята из моей бригады.

– Нет, ребята, лучше уж вы к нам в редакцию приходите. Прочитаем лекцию моим коллегам, пусть и они знают, что с газом шутки плохи!

Светлана НОВАК

Administrator