Бизнес-скрининг не помешал бы

Бизнес скрининг не помешал бы Актуально

Приоритетные задачи, стоящие перед атыраускими аграриями, – глубокая переработка сельхозсырья, получение качественной конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и ее импорт за пределы региона и рес­публики для получения доходов обсудили на селекторном совещании, посвященном развитию сельского хозяйства под председательством акима области Нурлана Ногаева. Совещание было организовано совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и региональными властями.

Термин медицинский,

проблемы предпринимательские

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Эльдар Жумагазиев поднял два принципиальных вопроса, имеющих большое значение для развития АПК. Один из которых касается развития рыбной отрасли. В частности, он отметил необходимость разработки программы по развитию рыбной отрасли. Рабочая группа создана на площадке «Атамекена», и представители региона имеют возможность включиться в ее состав.

 Далее спикер проинформировал о важности аналитического сопровождения бизнес-процедур, иначе говоря, скрининга. И хотя термин этот воспринимается нами как медицинский, но, как оказалось, для бизнеса совершенно необходимый. Ведь у предпринимателей имеется масса вопросов, к примеру, такие: Какая продукция востребована? В каком объеме ее надо производить? Есть ли для этого возможности? Какие меры господдержки предпринимательства эффективны? И чтобы получить ответы на такого рода вопросы, нужные глубокие исследования и анализ.

 К сожалению, многие действующие госпрограммы, подчеркнул докладчик, были приняты в свое время без предварительного анализа данных и оттого неэффективны в реализации. Поэтому НПП «Атамекен» решила взять на себя эту задачу и совместно с госорганами детально отрабатывать те или иные вопросы по ведомственным госпрограммам. В качестве практического воплощения скрининга на деле был приведен пример с анализом перспектив развития агросектора в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области с 50 селами, 7000 личных подворных хозяйств (ЛПХ), 1673 сельхозформированиями. Этот район производит в среднем 48,1 тысячи тонн молока в год, а сам потребляет 6300 тонн, мяса производит 6500 тонн в год, а потребность – в 2150 тонн. Естественнно, производитель сельхозпродукции намеревается ее куда-то сдать и заработать деньги. Конечным потребителем катон-карагайцев является г. Зыряновск. Эти данные были получены путем изучения и анализа производственно-торговой цепочки так называемых молочного и мясного транзитов в указанном районе. Как пояснил Э. Жумагазиев, скрининг показал, что район – донор по молоку, мясу, меду. В районе только 13 процентов личных подворий (899 ЛПХ) входят в состав сельхозкооперативов (СХК). Потенциал увеличения состава сельхозкооперативов личными домохозяйствами составляет около 6000 единиц (85 процентов домохозяйств). Рекомендовано местным властям догрузить мощности кооперативов за счет увеличения количества участников личных подворий в СХК с 13 до 50 процентов и увеличения объемов реализации продукции с нынешних 157 млн. тенге до 450 млн. тенге. Это ведет к повышению занятости и появлению источников постоянных доходов на перспективу у 2200 личных подворий. Такая синергия различных госпрограмм поддержки агросектора, по замыслу аналитиков «Атамекена», могла бы на деле поднять его рентабельность, снижая возможные издержки.

 

 Как выйти из «тени»?

 Далее, в качестве примера был приведен Сарыагашский район Южно-Казахстанской области с населением в 327 тысяч человек. Скрининг района показал, что доля предприятий МСБ, работающих здесь в «тени», составляет 45,6 процента с валовым оборотом по предварительной оценке в 20,4 млрд. тенге и 1,6 млрд. налоговых поступлений, не поступающих в казну ежегодно. Конечно же, это большой показатель. Тут, безусловно, нужны стимулы, чтобы малый бизнес на селе вышел из «тени». И один из факторов того, почему он не хочет высвечивать все доходы и платить налоги, это к сожалению, его ценовая неконкурентоспособность. Наш сельхозпроизводитель даже в Южном Казахстане, с его мягким климатом, благодатными почвами, трудолюбивым и предприимчивым населением, неконкурентоспособен с узбекским. Для сравнения, к примеру, стоимость помидоров в ЮКО обходится потребителю в 270 тенге, а у соседей – в 180 тенге. Структура затрат при сельхозпроизводстве выглядит примерно так: стоимость электроэнергии в Узбекистане – 15 тенге, в Казахстане – 50 тенге; воды – 8 тенге и 28 тенге, соответственно; газ в три раза дешевле у соседей. Так что бизнес все заработанное с огромным трудом и затратами старается припрятать для будущего своего развития и существования. Ибо кредиты дорогие, а субсидии не всегда можно получить. НПП «Атамекен» изучает опыт Узбекистана и России и готовит предложение, как же помочь аграриям в наших экономических реалиях.

Чужой среди своих

Актуальным вопросом для Атырауского региона является лимит на вылов рыбы, и осетровых, и частика. Рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие субъекты давно стучат в колокола по поводу несвоевременной выдачи лимитов. Их выдают в самый разгар нереста рыбы, и рыбохозяйствующие субъекты не успевают осваивать выделенные лимиты. И только в текущем году при посредничестве и усилии областного акимата и депутатов Сената от Атырауской области лимит был выдан раньше прежнего срока, весенняя путина началась 1 марта. Тогда как ежегодно наши рыболовецкие хозяйства приступали к рыбной ловле 1 апреля. Создано обл­управление рыбной промышленности, которое должно вплотную заняться решением вопросов рыбного хозяйства в регионе. А проблем здесь накопилось достаточно, и они, в принципе, общеизвестны. Это и общее сокращение поголовья рыбы осетровых и частиковых пород, и заиленность горловины устья рек Урал и Кигаш – основных мест нерестилища, и загрязнение акватории Северного Каспия, где обитает и нагуливается рыба, и нехватка у республики производственных мощностей по разведению мальков и молоди, и сокращение лимита на вылов рыбы. Эти узловые проблемы были озвучены в ходе выступления исполнительного директора Республиканской ассоциации общественных объединений рыболовов и субъектов рыбного хозяйства «Казахрыбхоз» Азиса ШУТКАРАЕВА. В том числе связанные с морской рыбной ловлей. В свою очередь представители рыбодобывающих субъектов посетовали акиму области на то, что «Казахрыбхоз» затягивает вопросы с выделением лимита и сокращает объемы лимита из-за невыполнения показателей по вылову рыбы. На поверхность всплыли давние «болячки» рыбаков. Дело в том, что «Казахрыбхоз» на сегодня выполняет часть госфункции по распределению лимитов на вылов рыбы, которые в свою очередь определяет и спускает сверху профильный Комитет лесного хозяйства и животного мира Минсельхоза РК. К примеру, в соседней Астраханской области РФ субъекты рыбной отрасли получают лимиты на вылов рыбы сроком на пять-десять лет, а у нас эта история повторяется ежегодно. Не помешало бы и нам перенять этот положительный опыт. Рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия тогда смогли бы работать планомерно, видеть и строить стратегию развития своего бизнеса. Но, к сожалению, все письма, обращения, пожелания, предложения в вышестоящие инстанции, как от облак­и­­­мата, так и от самих рыбников о смене правил выделения лимита на вылов рыбы остаются пока на бумаге. Аким области попытался разрядить возникшие на совещании напряжение и разговор на повышенных тонах между руководителями рыболовецких хозяйств и Азисом Шуткараевым, пытавшимся оправдаться перед ними и главой региона. Глава региона встал на защиту интересов рыбников, пообещав обратиться к вице-премьеру – министру сельского хозяйства РК Умирзаку Шукееву с предложением об исключении лишнего звена в лице республиканского общественного объединения «Казахрыбхоз» при распределении лимитов на вылов рыбы.

Тимур КАЗИЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна