ЕЕ ПРИЗВАНИЕ — ДИРИЖЕР

Ее призвание дирижер Общество

Имя служительницы областной филармонии имени Н. Жантурина Саи Жумашевой на музыкальном горизонте вспыхнуло несколько лет назад. Она является одной из первых представительниц так называемой мужской профессии — дирижера. В преддверии Международного женского дня 8 Марта нам удалось встретиться с ней и узнать обо всех тонкостях профессии и ее секретных знаках «волшебной» палочки.

Сегодня слабый пол научился класть рельсы, мешать бетон, строить дома и выполнять порой непосильную работу, но несмотря на это, женщина за дирижерским пультом по сей день воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. Ведь дирижерство — это деятельность не столько музыкальная, сколько управленческая, организационная, вне зависимости от того, кто ею занимается — женщина или мужчина.

Мысль о профессии дирижера к нашей героине пришла не сразу. Сая Жумашева родилась в обычной казахской семье, среди ее предков не было выдающихся музыкантов. Ее малой родиной является поселок Доссор Макатского района. Как рассказывает Сая, будучи еще совсем ребенком, в пятилетнем возрасте, она приобрела первые навыки игры на домбре. А помог ей в этом ее родной брат Макы.

— Мне было пять лет, а брат учился в 6 классе, когда родители записали его в музыкальную школу, чтобы хоть чем-то его занять, потому что, как известно, в селе в те времена не было других занятий для школьников, — рассказывает она. — Я всегда с удовольствием слушала, как он дома наигрывает музыкальные мотивы, разучивает заданные в школе произведения. Просила научить и меня. Так что, когда родители привели и меня в музыкальную школу, у меня уже были определенные навыки игры на этом музыкальном инструменте.

А потом интерес к музыке перерос в настоящую любовь. Будучи ученицей, она активно участвовала в художественной самодеятельности, часто отстаивала честь родной школы в межшкольных музыкальных конкурсах. Все это придавало ей уверенности, она привыкала к сцене и зрительской аудитории. После девятого класса, благодаря своей настойчивости Сая поступает в Атырауское музыкальное училище (ныне музыкальный колледж имени Д. Нурпеисовой). Успешно закончив его, она продолжила учебу в Западно-Казахстанском институте искусств имени Даулеткерея. Здесь она приобретает сразу две специальности — домбриста и дирижера.

— На работу дирижера меня вдохновила мой преподаватель по дирижированию Гульзада Алимбаева, — рассказывает Сая. — Я всегда с удовольствием следила за ее работой. Она мне частенько говорила: «Вот «поваришься» в этой «кухне», невольно и самой захочется попробовать на вкус и свой «хлеб». Я попробовала, и мне понравилось, о выбранной профессии я никогда не пожалела.

Мне, как человеку, не имеющему музыкальных знаний, всегда было интересно, о чем «говорит» и какую роль играет «волшебная» палочка в руках дирижера? Этот вопрос я решила задать нашей героине. По ее словам, дирижерский жест выражает характер музыки: громче, тише, мягче, тверже. Движения палочки обозначают темп: можно дирижировать медленно, быстро, а можно показать и ускорение или замедление темпа игры. Также дирижер своим жестом передает вступление групп. С ее слов, каждый раз, взяв в руки очередное произведение, она представляет его звучание, вживается в него, пропускает через себя. Сая отмечает, что важно заразить идеей музыкантов, так как подчас произведения бывают очень сложными и нужно, прежде чем взяться за его исполнение, разложить его, как говорится, «по полочкам».

В этой профессии физическая выносливость имеет огромное значение, именно поэтому, возможно, многие женщины из мира музыки не решаются заняться этой деятельностью. «Два часа стоя на ногах дирижировать — это как перекопать огород в жаркое лето», — отмечает она. Кроме того, по ее словам, эта профессия требует знания большого количества произведений, специфики инструментов, владения мануальной техникой, безупречного музыкального слуха, обладания богатой фантазией.

Волевая личность со стальным внутренним стержнем, Сая согласна с фразой, что «Женщина — в первую очередь, хранительница домашнего очага». Хотя считает, что выполнение обязанностей матери, супруги, снохи требуют очень много времени, которого будет не хватать на профессиональную деятельность. Поэтому и получается, что для того, чтобы стать дирижером и удерживать позиции на поприще дирижерства, женщине порой приходится отказываться от рождения детей и от мысли о семье. Отдавая себя полностью своей профессии,  Сая осознает, что у нее не остается времени для личного счастья. Она еще не испытала радость материнства и счастье супружеской жизни. По ее словам, сочетать такую профессию с личной жизнью очень сложно. В гардеробе Саи нет необычных кокетливых женских штучек, украшений и коктейльных платьев. Она предпочитает одеваться строго и даже немного по-мужски.

«Судьба у всех по-разному складывается. Я, например, очень рада, что попала в эту профессию, потому что она творческая. В ней нет механического исполнения каких-то обязанностей. Среди огромного количества музыкальных произведений разных эпох ты постоянно открываешь в них для себя что-то новое. Это интересная, но, признаюсь, подчас весьма тяжелая профессия, потому что, помимо дирижерских навыков, приходится работать с большим числом людей, к которым требуется индивидуальный подход, знание психологии отношений. Когда ты выходишь на сцену и окидываешь взглядом оркестр, который с полувзгляда понимает малейший жест, взгляд дирижера — это высший уровень взаимопонимания — без слов — самое приятное для меня».

 

Динара КАНБЕТОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна