Дорогами времени

Дорогами времени5 Общество

Откровенно говоря, в рассказы старожилов нефтяной столицы о том, что давным-давно у нас затевался трамвайный проект, верилось с трудом. Но каково же было наше удивление, когда на запыленных полках областного архива «ПК» нашла документы, подтверждающие это.

Итак, в сегодняшнем выпуске мы продолжаем тему общественного транспорта.

На трамвайном пути

Листая документы Гурьевского облисполкома депутатов трудящихся за 1958 год, посвященные проблемам городского транспорта (вот ведь действительно вопрос, не сходящий с повесток дня всех времен и народов!), мы наткнулись на следующие интересные предложения народных избранников:

«Строительство городского трамвая.

Единственным видом городского транспорта является автобусное движение, что на сегодня не обеспечивает обслуживание населения пассажирскими перевозками. Возникла необходимость строительства городского трамвая.

Устройство трамвайных путей в Гурьеве позволяет. Проектируемый постоянный мост через Урал делается с учетом пропуска по мосту двух полос автомобильной нагрузки, двух путей трамвая и двух тротуаров.

Энергетическая база имеется (с пуском ТЭЦ завода синтезспирта)».

Вот такое оригинальное и даже смелое предложение об открытии трамвайной линии выдвинули депутаты нашего города времен пятидесятых. К сожалению, в архиве мы больше не нашли документов, где бы эта тема поднималась еще раз. Судя по всему, проекту не суждено было сбыться. А мы на минуту представили — как бы по нашему городу ходили трамваи с вагоновожатыми…

— Что-то не припомню, чтобы трамваи в Гурьеве хотели запустить, — говорит жительница Роза. — Вот троллейбусы – да. Хотя, может, у администрации действительно были планы на трамваи, кто их знает. А вот наша семья, в принципе, и автобусами-то в те годы не пользовалась – пешком ходили. Город тогда был совсем невелик….

 Магистраль на Астрахань и аэровокзал

С середины 50-х гг. прошлого века одним из популярных видов транспорта для гурьевчан становится железнодорожный. Железная дорога в то время набирает обороты, в основном многие пользуются веткой «Гурьев-Кандагач». И надо сказать, наши земляки сильно рисковали: она была незавершенной.

«Участок железнодорожной линии «Гурьев-Кандагач» протяженностью 520 км, сданный во временную эксплуатацию в годы Великой Отечественной войны (1942 г.), оказался полностью незаконченным и по настоящее время (материалы 1959 года. Авт.). Путь на всем протяжении линии уложен на балласте из мелкого песка. В результате сильных ветров происходит выдувание балластной призмы из-под шпал, которые остаются на глиняной насыпи. В период дождей получаются выплески, и образуются перекосы пути, угрожающие безопасности движению поездов…». Конечно, потом дорожными строителями были предприняты меры по решению этого вопроса, и гурьевчане стали пользоваться этой «железкой» постоянно.

Архивные материалы свидетельствуют и том, что железную дорогу на Астрахань строили на протяжении нескольких десятков лет.

Вот что сообщают секретарю ЦК КП (б) К тов. Круглову и председателю Совмина КазССР тов. Ундасынову в «Докладной записке по вопросу о благоустройстве города Гурьева» секретарь Гурьевского обкома КП (б) К тов. Галиев и председатель Гурьевского облисполкома депутатов трудящихся тов. Шарипова (1948 г.).

«Почти единственной постоянно действующей связью города с республикой и другими частями СССР является железная дорога «Гурьев-Кандагач». Река Урал и море для связи с Астраханью и другими портами Каспия не используются: устье реки Урал в паводки сильно заносится, и пароходы не могут входить в реки.

Нужна железная дорога «Гурьев-Астрахань». Эта дорога помимо народно-хозяйственного значения явится крупным шагом в улучшении бытовых условий трудящихся Гурьева».

Строительство этой железнодорожной ветки было включено в план мероприятий на 1949-1950 годы.

Читаем «Материалы и предложения по вопросам транспорта, связи, дорог и коммунального хозяйства» за 1958-й:

«Предусмотреть планом и завершить в 1959-1960 годах начатое в годы Великой Отечественной войны строительство железной дороги «Гурьев-Астрахань».

Железная дорога «Гурьев-Астрахань» протяженностью 350 км является одним из важнейших железнодорожных участков, соединяющих Северный Кавказ и Азербайджанскую ССР с Уралом, Сибирью и Средней Азией; осталась (незавершенной. Авт.) с периода довоенного времени и находится на консервации.

Настоятельно надо решить вопрос о немедленном завершении постройки железной дороги «Гурьев-Астрахань».

Стройке этой железнодорожной ветки даже был присвоен номер 8/108. Однако появлялись все новые и новые задачи, и проект часто откладывали. Линия от ст. Аксарайской до ст. Гурьев была сдана лишь в 1970 году.

«Магистраль на Астрахань была открыта, — вспоминает железнодорожник Василий Горбунов. – Однако значительная доля приходилась не только на пассажирские, но и на грузовые перевозки, погрузочные операции, поэтому большое внимание стали уделять механизации и автоматизации трудоёмких процессов, внедрению автоматизированным систем…».

Тем временем гурьевчане обращают внимание и на доступность воздушного транспорта. Облисполком в 1958 году предлагает главному управлению гражданского воздушного флота СССР «построить в Гурьеве бетонированную площадку для посадки самолетов, аэровокзал, обстановку для ночных стартов. Наладить аэросвязь Гурьева с другими городами…».

Редакция благодарит Атырауский областной архив за помощь в создании публикации.

Уважаемые читатели! Напоминаем вам, что любой из вас может предложить тему в рубрику «Старый город» либо самолично написать статью об интересном событии, памятнике, районе вашего детства. Ждем ваши отзывы и предложения на почте: pricom.kz@mail.ru с пометкой «В «Старый город».

Подготовила Надежда ШИЛЬМАН

 

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна