СЛАБОЕ ЗВЕНО

Слабое звено Актуально

С каждым годом показатели выпускников школ в Атырауской области по итогам Единого национального тестирования все ниже и ниже. Соответственно у них уменьшаются шансы поступить в хорошие вузы страны и получить достойное образование. Мы попытаемся разобраться в этом и найти причины такого положения.

Результаты ЕНТ последних двух-трех лет дают реальную оценку состоянию образования в разрезе нашей области. А оно тревожное. Стало меньше отличников, зато существенно пополнилась армия двоечников. Причин много, а в итоге страдает ученик, так как его дальнейшая судьба во многом зависит от знаний, полученных в школе, и от количества баллов на тестировании.

ОТЛИЧНИКИ — НАПРАВО, ДВОЕЧНИКИ — НАЛЕВО

В последние годы изменилась сама модель образования. Появились престижные школы, лицеи и гимназии, куда самых обычных школьников не берут, а исключительно хорошистов и отличников. В таких школах и отличные педагоги работают. И родители с высокими доходами всеми правдами и неправдами «пихают» своих детей в лицеи и гимназии, не скупятся на репетиторов, спецподготовку к ЕНТ. В слабые школы идут, соответственно, отстающие дети и малоопытные педагоги — давайте называть вещи своими именами. Причем такое разделение начинается уже с того момента, когда ребенок только переступает порог школы, идет в первый класс, а для него устраивают экзамен, какие-то тесты. В результате ребенок, возможно, с большим потенциалом, уже в зачатке гасит свои способности, потому что попадает в обычный класс с заведомо слабыми учениками. А ведь раньше такого в школах не было, в одном классе учились и успевающие, и отстающие. Первые были примером для своих одноклассников и помощниками учителей. Ко всем детям, неважно отличник он или середнячок, требования были едины и отношение одинаковым. Более того, отстающим ученикам даже больше внимания уделялось. Так что, отбор детей по уровню интеллекта тоже стал если не первостепенной, то одной из причин низких баллов на ЕНТ.

«РЕЗИНОВЫЕ» КЛАССЫ

Есть еще одна серьезная проблема, о которой неоднократно говорила заместитель руководителя областного управления образования Злиха Дюйсекенова. Это слабая материально-техническая база школ и недостаток учебных заведений. К примеру, в городской школе №16, одной из лучших в области, по стандарту должны учиться 1200 человек, а обучаются около трех тысяч. В классах, соответственно, по сорок учеников, а программа все та же — сорок пять минут урока, во время которого надо успеть выполнить весь поурочный план — опросить детей, объяснить тему, закрепить новый материал и повторить предыдущую тему. Злиха Кадырбаевна называет еще одну причину. Это недостаток педагогов. Профессия учителя сегодня не престижна. Платят мало, а работы очень много и ответственность большая. Поэтому, например, учителю-математику вместо одной смены по нормативу приходится работать в две смены на полторы ставки. Соответственно, он не успевает отдохнуть, подготовиться должным образом к следующему уроку. Хорошие педагоги ушли в свободное плавание — приглашают ребят к себе домой на репетиторство и в «домашних тапочках» зарабатывают во много раз больше своих коллег. Хороших педагогов в школах осталось очень мало, и им просто некогда, а может быть, они сознательно не хотят подтягивать молодых учителей, не желают делиться с ними опытом и даже методической литературой, то есть не хотят стать для них хорошими наставниками. В школах нет преемственности. А все это отражается в конечном итоге на качестве преподавания и на знаниях ребят.

О РОЛИ ПЕДАГОГА

Да и учителя сейчас, как и ученики, совсем другие. Лишний раз возиться с учеником не хотят, не выполнил — «два». Хочешь подтянуться, совет один: иди к репетитору. Этому следуют многие родители. Непонятно, зачем первокласснику нужен репетитор. Мама что, сама с ним две задачи по математике или пример не сможет решить?

Родители сами должны быть авторитетом в глазах своего ребенка. Он складывается в том числе из элементарных знаний школьной программы. А педагог, который рекомендует заниматься с репетитором, признается в собственной некомпетентности и даже бессилии. По мнению педагога с большим стажем, директора технической гимназии Софии Алибаевой, первостепенная задача учителя — пробудить в учениках интерес к учебе, увлечь его.

— Я учителей не виню, они бывают разные, но их первостепенная задача — заинтересовать ребенка, сделать свой предмет увлекательным для него. При этом ученик обязан освоить школьную программу, быть прилежным, выполнять все домашние задания. Ничего страшного в ЕНТ нет, если к нему готовиться, и не с 11-го класса, а именно с 1-го. Это надо популярно объяснить ученику. И сделать это должны именно учителя и родители. Триединый союз «Учитель-ученик-родитель» должен работать в плотной сцепке. Тогда будет хороший результат.

Согласно отчету, предоставленному областным управлением образования по итогам ЕНТ, выпускники 2015 года больше всего двоек нахватали по математике. Из Мукурской сельской школы в тестировании участвовали 14 учеников, шестеро из них получил «неуд» по математике. Почти полкласса! А математику им преподавал учитель 1 категории с 15-летним стажем. Из Нарынской сельской школы Исатайского района сдавали ЕНТ 8 человек. Из них трое получили «2» по математике. А им математику преподавали сразу два педагога первой категории. У одной был стаж работы в школе 37 лет, у другой — 16 лет. То есть далеко не новички, и ЕНТ у них уже 11-е по счету. Как двоечников переводили из 9-го в 10-й, а затем в 11-й класс? Надо было уже тогда бить во все колокола. А ребятам просто спокойно ставили тройки и переводили из класса в класс. Жаль их потерянного времени.

С чем это связано? В управлении образования обещают изучить глубже эту проблему, однако поезд уже ушел, ребята получат лишь справки об окончании средней школы.

ГОРОД ПОДВЕЛ СИЛЬНО

Есть у нас одно наблюдение. Заведующих городским отделом образования в последние годы назначают исключительно летом по результатам ЕНТ. Но результаты от этого лучше не становятся. Злиха Дюйсекенова признается, что большая надежда всегда возлагалась на городские школы. Но они в этот раз сильно подвели.

— Материально-техническая база в городских школах в сравнении с районными получше, ребята активнее, есть много учебных центров, репетиторов, и педагоги в городских школах работают хорошие, — говорит Злиха Кадырбаевна. — Когда весной проводилось пробное тестирование, то выпускники городских школ набирали в среднем 73-74 балла, а на ЕНТ — 61 балл. Меньше, чем в других районах. Есть в городе и потенциал, и возможность заниматься, работают 6 гимназий, два лицея, а вот должного результата нет. Из 1451 учащегося городских школ, которые принимали участие в ЕНТ, 793 не одолели пороговый балл. Это больше половины ребят. Мы от города ждали лучших результатов, — признается она. — Очень плохо обстоят дела с математикой в городских средних школах — в школе имени Сатпаева восемь ребят получили двойки, в городской средней школе №15 — 7, в школе №12 — шесть учеников получили «неуд» по математике.

В беседах с директорами школ ни один из них не признался, что у них слабые учителя. По их словам, в старших классах преподают самые лучше педагоги. Причина, говорят они, в самих учениках. Не хотят заниматься, не учат уроки, не готовят домашние задания. Родители не беспокоятся об их учебе.

Мама одного из выпускников нынешнего года Салтанат Даулетова, сын которой набрал 64 балла, считает, что школа не в состоянии дать ученику хорошее образование. Уроки проходят неинтересно. Учителя, причем усиленно, занимаются только с успевающими учениками, со слабыми возиться не хотят, поставят тройку и ладно.

— В школьную пору мы тоже в силу своего возраста не осознавали, что надо получать капитальные знания, — говорит Салтанат. — Учителя, а все они должны быть еще и психологами, понимали это и буквально заставляли нас учиться. Были требовательными, спрос с нас был большой. А нынче педагоги заявляют, что раз ученику не надо или он не хочет, пожалуйста, может и не учить. У учителей такой принцип: «Ему это не надо, то и мне не надо». Это неправильный подход. Знания ученика — результат труда учителя. Нам тоже пришлось два последних года посещать репетитора, который за один урок продолжительностью два часа берет по две тысячи тенге. В месяц набегает немало, но мы понимали, что это надо.

ЕНТ НАМ НУЖНО

Так считает первый проректор Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова Бакыт Жаутиков.

— Идея проведения Единого национального тестирования правильная, — говорит ученый. — Тесты проходят в родном городе, в родном поселке, а для кого-то даже в родных школьных стенах, рядом одноклассники, учителя. Такая обстановка не угнетает, а только помогает выпускникам. Они сдают тесты лишь один раз. И уже нет необходимости готовиться к вступительным экзаменам в вуз, волноваться опять. Помните кинофильм «Карнавал», где главная героиня едет в Москву поступать в институт, и, не поступив, остается в большом городе. При этом убеждает маму, что учится, а сама подрабатывает. Эта история знакома многим. Поехав поступать в вуз в другой город и не поступив, многие не хотят возвращаться домой. А по результатам ЕНТ уже в самом начале, до получения аттестата, понятно, поступил ты в вуз или нет. Надо просто хорошо учиться.

 

ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ?

Учителю — максимально ответственно подойти к своей работе, приглашать родителей не только на родительские собрания, но и в любое другое время, в том числе и на уроки, внешкольные мероприятия. Практика приходить домой к ученику, к сожалению, давно утрачена. А вот учителя казахско-турецкого лицея до сих пор ездят к ученику домой. Даже если он живет в Жана Каратоне Жылыойского района, раз в год классный руководитель обязательно посещает своего ученика на дому, чтобы знать, как, в каких условиях живет ученик. На худой конец можно позвонить родителям. Объяснить слабые стороны ученика и подсказать пути исправления. А если ученик слабенький — не все рождаются ньютонами — популярно объяснить родителям, что лучше ребенку получить хорошую специальность в колледже, раз на инженера он не тянет. Хороший учитель первым делом к доске вызовет слабого ученика и посадит его не на «камчатке», на последней парте, а на первой, в первом ряду, чтобы был у учителя на виду.

Ученику. Каждый ученик еще в младших классах или хотя бы в средних должен отчетливо представлять, кем он хочет стать в жизни. И стремиться к мечте. А сбыться его мечте поможет хорошая учеба. Каждый в жизни должен трудиться. Для ученика его труд — это учеба. Как нам рассказала Нурай Нурумжанова из областной школы-лицея имени Ж. Досмухамбетова, получившая 120 баллов на ЕНТ-2015, к тестам она стала готовиться буквально с начальной школы. Много читала познавательной литературы, самостоятельно изучала историю, запоминала интересные события, научилась анализировать, рассуждать логически. А вот пословица «Повторение — мать учения» для Нурай стала главным правилом в учебе.

Родители не играют в этом процессе третью роль — только главную. Со стороны взрослых должен быть обеспечен жесткий контроль — домашнее задание, повторение, выполнение всех требований учителя школы. Если он просит принести на следующий урок контурную карту, она должна лежать у него в портфеле. Рефераты пусть пишет сам, компьютер здесь уже не помощник. Путь напишет мало по творчеству Пушкина или Ауэзова, но самостоятельно. Пусть криво нарисует инфузорию-туфельку, но это будет его рисунок. Родители — это не строгие учителя, скорее помощники. И как бы вы ни были заняты, можно найти 1-2 часа в день, чтобы посвятить их своим собственным детям. А к репетиторам можно пойти, но за пару лет до ЕНТ, чтобы закрепить пройденный материал.

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна