ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ

0112525 Общество

Чаиниз? Джапаниз? Кто из нас, казахов, бывавших за рубежом, не слышал этих вопросов в свой адрес. В ответ на ломаном инглиш начинаешь объяснять, мол, из Казахстана я. Казашка я!
Конечно, китайцы и японцы — это представители великих наций, и когда тебе приписывают принадлежность к ним, пусть даже по внешнему облику, приятно. Но, мы-то знаем, что казахи — это суперэтнос, супергены и поэтому спешим поправить своих собеседников.
Мы рассказываем о своей стране, показываем паспорт, нашу гордость — тенге. Конечно, упоминаем о последней Олимпиаде, и искренне недоумеваем, как в такой просвещенной стране не знают наших спортсменов. Успокоение приходит только тогда, когда понимаешь, что разговариваешь с обычным человеком, для которого ты просто турист, и вопрос тот был только из вежливости. …И вот, оказавшись наконец-то на родине, вдруг слышишь в свой адрес от своего соплеменника пренебрежительное и безапелляционное: «Шала-?аза?» (в переводе с казахского буквально «недоказах» — прим. авт.). Обидно…

Язык мой — враг мой?
Сразу отмечу, что сие выражение появилось не вчера, и не сегодня. Так полушутливо, к тем, кто недостаточно хорошо владел своим родным языком, обращались казахоговорящие казахи уже достаточно давно. Но если ранее это произносилось с определенной долей иронии, то теперь, чтобы обидеть или обвинить, например, в непатриотизме.
Не вдаваясь в историю происхождения термина «шала-казах», просто вспомним, что был в нашей истории период, когда родители-казахи предпочитали отдавать своих детей в школы с русским языком обучения. Причины и мотивацию таких поступков, дабы не утомлять читателя, перечислять не буду, все достаточно прозаично, надо было устраивать свою жизнь. И столь хороша была советская система обучения, что выучившиеся русской грамоте казахи не только по уровню знания языка, но и по восприятию русской культуры могли составить конкуренцию самим русским.
Впрочем, примеров, когда «чистокровные» казахи отдают своих детей в детсады, школы с русским языком обучения, и сейчас немало. Это выбор родителей. Безусловно, выбор этот связан с какими-то планами на будущее ребенка. Исходя из этого, вытекает ряд следующих вопросов: Неужели внутриказахские противоречия так и будут преследовать наше общество? Скажите, вы правда считаете, что от русскоязычия казах перестанет быть казахом? Как казахи, будучи государствообразующей нацией, будут строить полиэтничное государство, если они сами размежевываются? Искать виновных в сложившейся ситуации контрпродуктивно. Да и кому предъявлять-то претензии?

Казахи бывают разные!
Сейчас модно быть национал-патриотом. И что немаловажно, это беспроигрышный вариант. Рассуждения за «круглыми столами» и с высоких трибун о необходимости возрождения казахских национальных традиций, культуры, истории — кто станет возражать?
Проблема заключается в том, что у настоящих нагыз-казахов и не менее реальных шала-казахов может быть разное видение путей достижения этой цели. И патриотизм каждый из них воспринимает по-своему. Так, нагыз-казахи колыбелью казахскости считают аул как нравственный ориентир, кладезь национальной мудрости, языковую сокровищницу. Но при этом, из этого рая люди, и стар и млад, бегут в города. Идеализация аула в этих условиях выглядит как чудовищная ложь. Игнорировать это, не замечать — невозможно. Скажите, как много тех, кто бросил свой городской коттедж, кто отказался от «теплых полов», «джакузи», «мерсов» и переехал жить в аул?
Шала-казахов обвиняют и в нежелании лишаться русского, считая, что они не осознали до конца национальную идеологию, не впитали ментальность нации и ее ценности. Вероятно, эти претензии в свой адрес выслушали бы от них и Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Мухтар Ауэзов, Динмухамед Кунаев, Каныш Сатпаев, потому что жены их были неказашками. Абсурдно, но ход мыслей, увы, таков!
И уж точно Бауыржану Момышулы не понравилось бы, если бы он где-нибудь прочитал, что Великая Отечественная война была неказахской, и надо ее стыдиться, а Гитлер мог выступить освободителем земли казахской от большевистского ига. Когда наблюдаешь за этим, складывается впечатление, что переписывать историю, низвергая ниц все советское и российское, любимое занятие национальной интеллигенции. Технологии уже отработаны.
На определенном этапе вопрос из плоскости владения родным языком переходит в негласное соревнование: кто больше патриот? Вы считаете нормальным такой междусобойчик? Взгляните на современную Украину и вспомните, что там тоже до недавнего времени спорили о полноценных и неполноценных украинцах.

Особая миссия
Не надо делиться! Надо просто работать! Работать над повышением уровня качества образования в школах, детских садах, развивать науку, спорт. Надо создавать добрые мультфильмы, сильное, конкурентоспособное кино. Пропаганда бессмертной музыки Курмангазы, Дины, Даулеткерея не должна вестись только в консерваториях — для избранных и в передачах на ТВ, рассчитанных на пенсионеров, надо нести ее дальше в народ, пусть и в современных аранжировках. Бояться этого не надо! И кричать, что, мол, испортили, осквернили тоже не следует. Надо стремиться стать профессионалом, и не разыгрывать «национальную карту», если у тебя не идет работа. Надо двигаться вперед, а не цепляться за прошлое. Надо любить и принимать свою историю такой, какая она есть. Надо любить свой народ!
И тогда не будет казахов, сторонящихся всего казахского, постепенно придет осознание и понимание культуры нации. Особая миссия в этом вопросе у наших аксакалов. Не тех, кто ходит по высокопоставленным кабинетам и договаривается с властью. Не тех, кто прогибается сегодня, чтобы обеспечить себе достойную старость (да, и достойной ли она будет?). А тех аксакалов, которые не меняют своего мнения в зависимости от политической конъюнктуры, к которым прислушиваются и которым не перечат, ибо уважают.
Возможно, надо вспомнить и слова великого Абая: «У наших отцов и дедов по сравнению с сегодняшним поколением, конечно, было меньше знаний. Они были бесцеремоннее в обхождении, менее культурны, чем мы. Но деды наши обладали такими двумя качествами, которыми мы сейчас не можем похвалиться. Это стремление к единству и забота о чести» (Абай, Слова назидания, Слово 39). И не будет надуманных ценностей, и не будет ложных комплексов. Будет гордость за свою страну, за ее граждан, адекватно отвечающих на любые вызовы. Просто нужно четко осознать, что земля, на которой ты живешь, это — Родина, а все, что тебя окружает, это — родное. И понятия эти незыблемы.

Замзагуль НУРГАЛИЕВА,
иллюстрация с сайта
sitkaz.kz,
коллаж
Дмитрия ЗАМФИРОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна