С 2020-2021 учебного года атырауские школы перейдут на подушевое финансирование

Одной из причин низкого уровня образования в регионе, занимающем последнее место в республике, является отсутствие внутришкольного контроля. Так считают члены рабочей группы при Атырауском областном филиале партии «Nur Оtan».

Заседание на тему «Стандарты образования» рабочей группы с участием исполняющей обязанности руководителя областного управления образования Жансулу Торемуратовой на этот раз прошло весьма интересно. И после двух с половиной часов его участники, среди которых были руководители учебных заведений, ветераны образования, депутаты, имели примерное представление, какой может быть школа и все вокруг нее уже в следующем году.

Проблемы в системе образования в этой статье озвучивать мы не станем. Раз область находится на последнем месте по республике, ясно, что их много. И Жансулу Торемуратова поделилась своим вариантом их решения.

Главный контроль – мамы и папы

Начнем с самого низкого звена – детских садов. По словам педагога, хотим мы этого или нет, дошкольные учреждения рано или поздно будут переданы в доверительное управление – придется принимать условия рынка. В стране это уже широко практикуется. Как обещало управление, к которому с нового года переходят все городские и районные отделы образования (а раньше они находились в ведении местных исполнительных органов, поэтому было сложно отслеживать процесс выполнения поручений. – Прим. авт.), в первую очередь в доверительное управление будут отдаваться старые и без ремонта детсады. И, самое главное, государственные органы в лице отдела образования, санконтроля и других будут строго отслеживать их деятельность, хотя все понимают, что самый надежный контроль может быть только со стороны неравнодушных родителей.

Суммативная оценка объективнее

И если с детскими садами связана лишь одна проблема – огромное количество заявок и отсутствие свободных мест, то куда больше вопросов вызывают школы. Начнем, к примеру, с системы выставления суммативной оценки за раздел (СОР) и суммативной оценки за четверть (СОЧ), действующей уже третий год подряд, а общество в лице учителей, учеников и родителей до сих пор не может привыкнуть к ней.

 – СОР и СОЧ были всегда, даже в советское время, только назывались они по-другому: «контрольная по итогам раздела» и «контрольная за четверть». У учителей были свои любимчики и те, кто попал в немилость, – пояснила Жансулу Торемуратова. – Как бы троечник ни старался получить четверку, ему все равно ставили оценку «удовлетворительно». Отличник тоже мог не выучить, но ему делали исключение и завышали оценку. Не было системных знаний, только зазубривание. Казалось бы, два ученика одинаково выучили правила или прочитали с выражением стихи, а оценки получают разные. Отличники традиционно на первой парте, неуспевающие – на камчатке. То есть присутствовал человеческий фактор, что, в свою очередь, сводило к минимуму объективность. СОР и СОЧ это стирают. Таким образом, оценка знаний учащихся будет максимально демократичной и честной. Хорошо организованное критериальное оценивание знаний – это комфортная среда для учеников. Плюс прибавьте сюда творческий подход учителя к своей работе. Они привыкли заранее делать один общий поурочный план для всех, а ведь один класс отличается от другого, – продолжила она.

Жансулу Менешевна не стала скрывать тот факт, что и сами учителя порой не понимают и, как следствие, принимая обновленную программу, не могут объяснить суть этой системы, активно поддерживая родителей, выступающих против нововведений. Особенно это касается учителей старшего и предпенсионного возраста, каких в школах немало. Им сложно перестроиться, их угнетает бумажная волокита. Более того, не все школы подключены к Интернету. И отсюда такая ситуация. Теперь все отделы образования, директоры школ должны будут заново вместе с учителями разъяснять обществу всю суть новой системы оценок, в которой приветствуются творчество и собственный подход учителя к работе с учениками.

Как только школы подключат к высокоскоростному Интернету, а в классе у каждого ученика будет свой компьютер, а в идеале – ноутбук, тогда учителям не придется ворошить килограммы бумаг, все будет на экране монитора.

Пора перестраиваться

На заседании долго выясняли, есть ли в учебных заведениях внутришкольный контроль. Раньше директор школы и заведующий учебной частью в неделю посещали по 12 уроков, чтобы оценить работу учителей. Потом время сократили до девяти часов, потом – еще и еще. И сегодня никто не интересуется, имеется ли подобный контроль в школах или все пущено на самотек.

 – Мы возвращаемся к этой системе оценивания работы учителей. Надо подтянуть педагогов. Качество знаний зависит от преподавания уроков, доходчивого объяснения новой темы, от того, как учитель объяснит раздел. Для этого директор и завуч должны быть хорошими организаторами, требовательными, суметь создать условия для учителя, помогать ему, – говорит Жансулу Менешевна. – Поэтому директору и завучам с будущего учебного года будет повышена заработная плата в два раза. Для этого надо самих директоров и их заместителей учить основам менеджмента.

Как изменить положение в школе, чтобы учителя стали мобильными, могли быстро перестроиться? Необходимо открыть школу молодого педагога, в самих средних школах должны быть педагогические классы. Они появятся уже с начала будущего года. И, конечно, без наставников тут не обойтись, считают участники заседания.

Деньги придут в школу за учеником

И другая новость в сфере образования: с 2020-2021 учебного года атырауские городские школы перейдут на подушевое финансирование. Сколько детей будет учиться в школе, столько денег она и получит. В среднем это 230-240 тысяч тенге в год на одного ребенка. Здесь выиграют большие современные школы.

И все же качество образования превыше всего. Даже при наличии двух спортзалов и баскетбольной площадки, хорошей столовой, если педагогический состав плохо работает, завлечь ребенка в школу будет сложно. Подушевое финансирование практикуется в нескольких столичных школах и показало хороший результат. Директоры школ могут за дополнительную плату родителей открыть продленные группы, репетиционные классы, кружки и секции по интересам, языковые курсы – все равно 80% детей посещают таковые. Но у всех одна беда – мало, очень мало толковых преподавателей, за которым ребенок и его родители готовы проехать полгорода. Подушевое финансирование будет зависеть во многом от деловых качеств директора, который сможет, например, самостоятельно направить учителя на курсы повышения квалификации и так далее. Правда, здесь будут свои требования – в классах может обучаться только определенное количество учеников, можно меньше, но не больше. И учителя будут получать заработную плату за каждого ученика. На данный момент оплата не совсем справедлива. Есть классы, где учатся по 13 детей, а где и по 33, однако учителя получают одинаковую заработную плату.

В некоторых регионах Казахстана общеобразовательные школы переданы в доверительное управление. Таким образом, местный бюджет будет освобожден от забот в виде комуслуг, заработной платы учителей, содержания школы и так далее. В недалеком будущем в Казахстане все должно измениться: к примеру, построит предприниматель школу по госстандарту, наберет учителей-предметников, а также дипломированных и сертифицированных психологов, хореографов, тренеров и других специалистов и пригласит детей учиться в эту школу. Все, что положено по государственной образовательной программе, физика два раза в неделю, математика – четыре, уроки НВП, технологии и так далее по стандарту – бесплатно. А если нужно отправить ребенка на курсы кройки и шитья, моделирования или в клуб юных парашютистов, то надо будет заплатить. И ребенку не надо сидеть на кухне у репетитора-пенсионерки, которой, конечно же, неведомо, что такое СОР и СОЧ, поскольку ей удобно учить по старому, годами наработанному методу.

С табличкой «Балалар»

Идей у областного управления образования, как оказалось, немало. Одна из них очень понравилась членам рабочей группы. Есть вариант открыть для наших детей свой автобусный парк. Купить за счет нефтяных компаний несколько автобусов, чтобы школьники не томились в городском транспорте, где их не сильно жалуют, а спокойно ездили бы на своем собственном автобусе.

 – Мы разработаем несколько основных маршрутов, где большое скопление детей, чтобы их подвозили до школы. Автобус будет ездить утром, в обед и вечером. В остальное время их можно использовать для проведения экскурсий или профориентационной работы, когда ребятам надо будет посетить производственные объекты. Эти автобусы можно еще использовать для внутреннего туризма, в работе пришкольных лагерей. Да мало ли чем можно занять детей во время каникул. А городскому акимату не надо будет платить автопарку деньги за проезд школьников, – предложили на заседании.

Идея очень хорошая, тем более несколько нефтяных компаний уже который год оказывают социальную поддержку области. А автобусы – это самое то. Ездить на них будут только дети без учителей и родителей.

Далее. Как известно, результаты ЕНТ не влияют на рейтинг школ. Однако это не повод пустить все на самотек. Разработан новый критерий оценивания работы школ с использованием международного опыта. Какие именно – пока еще неизвестно, детали прорабатываются. Однако рейтинги и мониторинги школ будут, тем более, если будет введена система подушевого финансирования. В плохую школу никто своего ребенка не поведет.

Гимназии и лицеи, чьи учащиеся останутся без призовых мест на областных, республиканских и международных соревнованиях, будут лишены статуса. С 2020 года, в связи со 175-летием поэта, философа и мыслителя Абая Кунанбаева, в школах будут открыты лингвистические классы его имени.

И еще. Быть учителем – это все-таки призвание. Стоит ли уговаривать ребят, которые не получили гранты по желаемой специальности, идти учиться на педагога. Пора сделать школу привлекательной и перспективной нишей, чтобы молодые люди сами стремились туда попасть.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator