Прибыльный бизнес на дому

Начало нового учебного года для многих родителей, имеющих детей школьного возраста, знаменуется не только хлопотами учебного процесса, но и активным поиском подходящего репетитора. Самыми востребованными на сегодня являются учителя математики, английского языка и физики. Те, кто нанимает помощника, убеждены, что сегодня без услуг репетиторов просто не обойтись. Ведь в школах, по их мнению, требования к ученикам завышенные, программы сложные, а учителя не дают должных знаний.

Объявлений с услугами репетитора в социальных сетях сегодня пруд пруди. Среди них особо ценятся учителя с большим опытом, различными регалиями и уровнем знаний. Прайс-лист впечатляет, стоимость одного часа занятий от 2 тысяч до 12 тысяч (!) тенге. Все зависит от сложности предмета и статуса учителя.

Лидия Дмитриевна Завалова много лет проработала учителем начальных классов в одной из городских школ. Попасть к ней считалось огромной удачей. Родители первоклассников буквально осаждали ее просьбами зачислить ребенка в свой класс. Пару лет назад она вышла на заслуженный отдых. Но на этом ее педагогическая деятельность не закончилась, сегодня у нее шесть учеников, с которыми она ежедневно готовит домашние задания. В силу своего возраста Лидия Дмитриевна принять учеников больше не может, хотя просьбы «подтянуть» сына или дочь она слышит едва ли не каждый день.

– Я веду групповые занятия пять раз в неделю, по одному часу у себя на дому: с тремя занимаюсь с утра, еще с тремя – после полудня. Я помогаю детям выполнять домашние задания и закрепить пройденный материал. Чередуя дни, мы занимаемся математикой, грамотой, чтением. Учим стихи, правила, пишем сочинения, диктант, – рассказывает педагог.

По словам репетитора, у нее самая минимальная ставка, всего 2000 тенге с одного ребенка за один урок. Соответственно, шесть учеников приносят прибыль учителю в 12 тысяч тенге в день. В неделю – 60 тысяч. В месяц – 240 тысяч. Согласитесь, это весомая прибавка к пенсии. Тем более что не надо ежедневно ходить на работу, проверять кучу тетрадок и дневников, сдавать массу отчетов. Единственное, о чем жалеет учительница, так это о том, что не ушла с работы раньше, когда была моложе, и сил было больше.

«Молодым не доверяют, а пожилые неактуальны»

Педагогический стаж у педагога Дианы Борисовны – десять лет. Больше пяти из них она занимается репетиторством по математике. Ребятишек к ней привозят со всех концов города. Нуждающихся в ее помощи столько, что педагогу едва хватает 24 часов в сутках, чтобы помочь каждому. Поэтому приходится некоторым отказывать и ставить на резерв.

– Нынешняя школьная программа не особо понятна даже для самих учителей. Детки ко мне приходят с огромными пробелами в знаниях, – говорит Диана Борисовна. – После окончания Московского педагогического института я десять лет проработала в одной из общеобразовательных школ Атырау. В итоге пришла к выводу, что лучше учить детей индивидуально, без бумажной волокиты и постоянных нервных переживаний, нежели выкладываться по полной с 25 учениками. Сегодня я работаю индивидуально с двенадцатью ребятами. Занятия проходят три раза в неделю. То есть они приходят через день. Время занятий – один час. Стоимость – 3000 тенге.

Педагог не скрывает, что некоторых родителей смущает молодой возраст репетитора. Если одни о пожилых учителях с большим стажем думают, что их знания устарели, что они неактуальны, то и молодым не все доверяют: мол, что взять с них, они сами только со школьной скамьи.

– Так какого же возраста должен быть хороший репетитор? –интересуемся мы у Дианы Борисовны.

– Дело не в возрасте, а в самом человеке. Если преподаватель горит желанием работать и работает добросовестно, то возраст его не имеет значения. Беда в том, что сейчас в педагогику пришло много молодежи, которая, в принципе, в педагогический институт-то попала случайно, только потому, что в свое время туда было легче всего поступить. А другой работы после обучения они не нашли. От таких горе-учителей и страдает наша образовательная система.

Как вы считаете, почему нынешние дети плохо осваивают учебную программу, в чем причина?

– Неусидчивость, несобранность, плохая память, невнимательность, лень – это самые главные причины. Но бывает, приходит ко мне ребенок с пятеркой, а копнешь – там и тройкой «не пахнет». К примеру, в прошлом году занималась с одним мальчиком. Попросила его принести тетрадь. Вижу под одной из работ четверку. Смотрю, а там больше десяти ошибок! Неисправленных.

– Как лучше учиться, группой или индивидуально?

– Работать с учеником нужно индивидуально. Тогда все 60 минут занятий он будет именно работать, делать ошибки и исправлять их. Когда у ребенка есть интерес к предмету – это половина успеха. Если интереса нет, то запомнить и понять будет тяжеловато.

– Где искать репетитора и как не ошибиться в выборе?

– Хороший преподаватель начинает говорить не о себе – какой он крутой и классный, а сразу задает вопросы о ребенке и его уровне. Затем он должен провести тестирование и определить слабые места. Дальше – работать над этим.

Вашей девочке нужен репетитор

Впрочем, от репетиторской работы не отказываются и сами учителя, которые продолжают работать в школе. Правда, это никто никогда не афиширует. Об этом нам рассказала бабушка третьеклассницы Сабины Орынбасаровой. Когда у внучки наметились серьезные пробелы по математике, она встретилась с учительницей, чтобы обсудить ситуацию. 
– Вашей девочке нужен репетитор, – категорично заявила учительница бабушке Сабины, – отставание очень серьезное, к тому же особых способностей к математике я у нее не вижу.

– Так, может, вы ее и подтянете? – предложила та в свою очередь.
В ответ услышала, что такими делами она не занимается, другое дело – ее коллега, хорошо зарекомендовавшая себя в роли репетитора. Бабушка потом узнала, что это обычная практика – «переправлять» своих учеников друг к другу.
Дополнительные занятия по математике Сабины обходятся семье в 10 тысяч в месяц, зато теперь у девочки дневник и табель без троек.

Если для учащихся младших классов проблема решается достаточно просто и даже не слишком обременительно для семьи в финансовом плане, то тем, у кого сын или дочь выпускник-старшеклассник, приходится несравнимо сложнее. Тут на карту поставлено будущее ребенка, и родители готовы практически на любые жертвы. Все, с кем нам удалось поговорить (не менее десятка родителей, имеющих детей-старшеклассников), были единогласны: без дополнительных занятий сдать успешно ЕНТ не получится.
– Да, без репетиторов шансы поступить на бюджетное отделение вообще нулевые, лучше уж сейчас потратиться, чем потом пять лет платить, – уверена мама одиннадцатиклассника Алия Акжолтаева. – В школе некоторые моменты практически не изучают, а в заданиях ЕНТ они есть, и на курсах им уделяется особое внимание. Поэтому мы записали сына в центр по подготовке к ЕНТ, где он будет учиться весь одиннадцатый класс. Стоимость учебы – 35 тысяч тенге в месяц. Для нас это вполне приемлемо.

Блиц-опрос: «Так ли необходимы репетиторы?»


Алексей, 44 года: «Мы же платим налоги, из которых оплачивается труд учителей. Какие репетиторы? За что тогда платить зарплату учителям?»

Марфуга, 62 года: «Репетитор нужен лишь в том случае, когда ребенок не справляется со школьной программой. А по жизни хорошим репетиром может быть и родитель, стоит лишь уделять своему ребенку хотя бы час в день».

Алтын, 32 года: «Учить надо детей, а не преподавать! Раньше были учителя, а сейчас преподаватели. Я за то, чтобы повышать зарплату учителям. Но и спрашивать с них тоже надо по результатам за год».

Батыр, 36 лет: «Школьная программа, как и педагоги, очень слабая. У детей в классе сына много пробелов в знаниях. Обязательно будем нанимать репетитора».

Мария, 27 лет: «Репетиторов нанимают только ленивые. Знания нужно получать в школе. И заниматься самообразованием. Без самостоятельной работы любые репетиторы бесполезны».

Екатерина, 24 года: «У нас бабушки – лучшие репетиторы!»

Анар, 33 года: «Среднее образование должно быть бесплатное и грамотное, чтобы репетиторы не требовались. Что, к сожалению, у нас это никак не выполняется!»

Айжамал, 47 лет: «Думаю, репетитор нужен, но для нас это дорогая услуга».

Айгуль, 30 лет: «Зачем репетитор? Раньше никто ни на кого не тратил, и уровень образованности населения был заметно выше».

Мурат, 44 года: «Репетиторы подразумевают наличие в школе неквалифицированных педагогов».

Динара КАНБЕТОВА

Administrator