Баллада о мусорных делах

Баллада о мусорных делах Новости

Тема утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) в Атырау уже порядком набила оскомину. О планах строительства в нашем городе нового мусорного полигона у нас говорят уже давно. Редакция «ПК» уточняла, как же обстоят дела с актуальным инфраструктурным и экологически важным проектом сейчас?

Ждём расчётов от проектанта

«На какой стадии реализации находится проект по строительству нового городского мусорного полигона?». Этот вопрос мы адресовали руководству городского отдела строительства. Дело в том, что в ноябре 2012 года в стенах мэрии города прошли общественные слушания по проекту ТБО. Помнится, тогда общественность, состоявшая почему-то из горстки журналистов, энпэошников, председателей КСК и тех же госслужащих, заверила об одобрении технико-экономического обоснования проекта и скорой разработке проектно-сметной документации (ПСД). Однако до сих пор городские власти так и не приступили к строительству нового мусорного полигона. На сегодня, как следует из ответа горотдела строительства, разработкой ПСД полигона занимается ТОО «Poligram», договор с ним заключен 14 октября 2016 г. Работы по нему выполнены на 65 процентов. Возникают вопросы — где 2012 год? А где 2017? Просто диву даёшься, как же можно заволокитить любое доброе дело.

Испанцам явно не повезло

Отмотаем время эдак лет на десять-двенадцать назад. Ещё в «тучные» нулевые годы, когда местный и республиканский бюджеты разбухали от колоссального притока нефтедолларов, областные власти инициировали проект по строительству нового полигона твёрдых бытовых отходов. В 2004-2005 гг. в надежде продвинуть этот проект носилось тогдашнее руководство областного управления природопользования и природных ресурсов. Искали различные варианты реализации утилизации отходов — от сверхдорогих до скромных по суммам. Нашли одну испанскую компанию, согласившуюся всё сделать под «ключ». Нужно было найти всего 1 млрд. тенге, сумма, в принципе, для нефтяного края небольшая, по курсу тех лет около 7 млн. долларов. Но республиканская бюджетная комиссия посчитала это лишней блажью, посоветовав коллегам из Атырау умерить свой пыл и грёзы. Но наши не унимались: область-донор и тем паче нефтяная столица не довольствуются малым. В последующие годы и областной, и городской акиматы не оставляли попыток продавить в Астане крайне нужный областному центру проект. Как известно, старая мусорная свалка давно уже вышла за пределы обозначенной границы. И более того, скопившийся в ней мусор несёт собой риски для жизни и здоровья горожан, для всей окружающей среды. Атыраусцы не раз были свидетелями пожаров на старой свалке, накрывавших город густым удушливым смогом.

 Шведы и латыши тоже в пролёте?!

Ну вот наконец-то первого ноября 2012 г. в горакимате прошли общественные слушания по технико-экономическому обоснованию к строительству в Атырау мусоросортировочного завода твёрдых бытовых отходов (ТБО). Там объявили, что заказчиком проекта на тот момент являлось Агентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства РК, генподрядчик – АО «Казахский Водоканалпроект» проектный институт, аффилированный с Агентством. Консалтинг вёлся от Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР), привлёкшего субподрядные зарубежные компании. Для мусоросортировочного завода в Атырау ТЭО выполнил шведско-латышский консорциум, состоящий из двух компании – SWECO (шведы) и Geo Consultants (латыши). Кроме атырауского проекта консорциум разрабатывал ТЭО также для четырёх городов Казахстана – Костаная, Павлодара, Усть-Каменогорска и Актобе. Реализуемая госпрограмма предполагала постройку в 15 городах страны (в 9 областях) современных мусорных полигонов с использованием передовых технологий по утилизации твёрдых бытовых отходов, как того требует санитарно-экологическое законодательство. Ориентировочно сортировочный завод оценили в 26,5 млн. евро. В цену входила закупка и монтаж оборудования, сборочных пунктов и всей инфраструктуры, плюс покупка контейнеров и спецтехники. Как видим, хорошая утилизация требует хороших денег.

О постройке в Атырау мусороперерабатывающего завода пока никто не заикался. Слишком дорого, ориентировочно обойдётся в 150 млн. евро. И к тому же для самоокупаемости такого завода объёмы отходов должны быть несоизмеримо больше имеющихся.

 Речь шла о сортировке

В период правления областью табуированного экс-акима Бергея Рыскалиева  рядом со старой свалкой на средства местного бюджета тихой сапой строился не особо афишируемый новый мусорный полигон площадью 25 гектаров, где работы якобы были выполнены на 70 процентов. При его строительстве, по версии следствия (расследовало дело бывшая финансовая полиция), разворовали 111,8 миллиона тенге. Как раз на базе незавершённого нового мусорного полигона консультанты SWECO – Geo Consultants планировали построить сортировочный завод со всей инфраструктурой. Правда, было одно «но» — близость нового полигона к Атырау, по санитарным нормам местоположение его должно быть как минимум в 15 километрах от черты города.

Мусоросортировка – это разделка ручным и полумеханическим способом отходов по фракциям, т.е. отдельно бумага, пластик, стекло и железо. Затем  получение компоста – прессовка механизмами и перемалывание отдельных фракций мусора в однородную порошкообразную массу. Полученный компост-материал становится вторичным сырьём для производства картона, бумаги, пластиковых труб, стеклотары и металлоизделий. Просто клондайк для малого и среднего бизнеса, обычная практика в развитых странах.

 Как атомный реактор

В атомной промышленности старым отработанным реакторам, как правило, дают остыть несколько лет. А затем накрывают специальным саркофагом, чтобы избежать радиационного заражения. Нечто подобное шведы и латыши предлагали сделать с нашим старым полигоном, чтобы он не чадил и лишний раз не горел. Первый этап — рекультивация старого полигона, то есть разровнение его площади бульдозерами и грейдерами, второй – накрытие специальным саркофагом из глинистого слоя в полтора метра. Третий шаг — в глинистом слое бурят десятки мини-скважин, а в них устанавливают небольшие факельные трубки, в которых время от времени предполагалось сжигать накапливающийся под саркофагом мусорный газ. Авторы проекта посчитали это более экологически безопасным и целесообразным, чем просто обычное сжигание мусора на открытом воздухе. Процесс рекультивации старого полигона занял бы от силы три-четыре года. Хотелось бы отметить, что разработка ТЭО мусоросортировочного завода не означала конкретные сроки строительства. Но нам не привыкать, народ у нас терпеливый. После разработки ПСД по процедуре впереди слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду (ПредОВОС), ОВОС и прохождение государственной экологической экспертизы проекта. История мусорной баллады впереди. Продолжение следует…

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Япония подвергает вторичной переработке порядка 45 процентов всех своих отходов, а сжигает 37 процентов, в то время как вывоз мусора на полигон и его захоронение составляет от силы 18 процентов. И японцы ведут к направлению того, чтобы свести последний показатель к нулю. В Японии принят и действует закон о рециклировании упаковок и банок, согласно которому жители просто-таки обязаны сортировать и выбрасывать различные виды отходов строго в отведенные для определенного материала контейнеры. Это дело приносит немало полезного для страны, как в плане экологии, так и экономики. Чем не пример для подражания?

***

Практичные шведы отработали у себя систему так называемых «депозитов», там в цену продукции входит стоимость ее утилизации. Поэтому в этой скандинавской стране повсеместно принято не выкидывать пластиковые и стеклянные бутылки или упаковку, а сдавать в пункты приема, получая взамен потраченные деньги. К примеру, пустая бутылка пива обойдётся в половину кроны, а пластиковая – в 4 кроны. Конечно, чем габаритнее мусор, тем больше денег. Выгодно сдавать бытовую технику и автомобили. Экологический контроль скандинавы наладили очень строгий. За незаконный вывоз мусора налагается огромный штраф. А на всех предприятиях переработки вторсырья установлены датчики по контролю за предельно допустимой концентрацией вредных веществ. Информация с этих датчиков постоянно поступает в государственные органы надзора за экологией.

Тимур КАЗИЕВ

 

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна