Женщина без возраста

Известному в нашей области человеку, сценаристу, режиссеру, хореографу, заслуженному работнику культуры Республики Казахстан Мнауре Габдушевой исполняется 70 лет.

В этом возрасте говорить о красоте сложно — скоро старший внук женится. Но, тем не менее, смею утверждать, что Мнаура Габдушева сохранила свою красоту. Это ее глаза — такие бездонные, с хитринкой. А какой взгляд! Пронизывающий, пристальный, изучающий. А глаза, по признанию Льва Толстого, зеркало души. Вот какие глаза у человека, такая у него душа. Значит, у Мнауры Габдушевой — большая душа, настолько, что ее хватит на всех. А какая у нее удивительная память. Помнит в деталях, что было сорок лет назад.

 В ее учениках полгорода. И это не ее признание. Об этом говорят сами люди. Ведь одна из главных заповедей жизни — остаться в сердце человека. И она, Мнаура Габдушева, есть в нашем сердце.

 …Вот мы сидим с ней за столом в кофейне. И, кажется, пяти часов не хватит, чтобы успеть расспросить обо всем. Из одной темы тут же переходим в другую. Из культуры в политику, потом в экономику, потом обратно в культуру. На совершенно разные темы она говорит глубоко, убедительно рассуждает. Воспоминаниями из Атырау в Нур-Султан, потом в Санкт-Петербург. Из детства в молодость, потом обратно назад. Кажется порой, что моя героиня прожила три жизни, ведь даже за семьдесят лет далеко не каждому удается сделать все то, что успела она сотворить. Но главное — ее планы на будущее. Их полно. Вот уже думает, как провести новогодний корпоратив для ее любимых заводчан-нефтепереработчиков и как подготовить очередной юбилей ТШО. А в последние годы нашим казахам надоели обыденные свадьбы по одному и тому же сценарию от тамады. Теперь все чаще просят Мнауру Тулегеновну помочь провести оригинальную свадьбу или юбилей. Она сможет. Каждое такое мероприятие сделает неповторимым, необычным. В этом вся ее ценность, вся суть натуры — творить.

 Мы много говорили о том, как трудно работать при начальниках-тугодумах. Руководить коллективом, а тем более творческим, могут только профессионалы с опытом работы.

 — Давайте все же начнем с самого начала. Ведь все идет от истоков, — предлагаю я уже на третьем часу нашего разговора.

 — Меня нередко спрашивают, кто я по национальности. Казашка, отвечаю. Не верят. Не похожа, говорят, на казашку. Я потомок омских казахов. У нас в роду много крови перемешано, и татары были, и французы, и греки. Я родилась и выросла в Уральске. Семья наша была глубоко интеллигентной, в доме все читали. Особенно папа, финансист по образованию. Это был красивый, грамотный самодостаточный мужчина с энциклопедическими знаниями. Я с раннего детства была активной, лидером по духу. Росла дерзкой, своенравной, капризной. На все у меня было свое собственное мнение, и часто оно не совпадало с мнением окружающих. Но я билась до конца, утверждая свое. А уж какой упертой была! И это качество по жизни помогало, но и мешало проявлять гибкость, хребет у меня был такой негибкий. Я хорошо училась в школе. Любила читать. Это хобби мне по жизни хорошо помогает. С раннего детства профессионально занималась спортивной гимнастикой, стала кандидатом в мастера спорта. Спортивная закалка мне очень помогла по жизни – легко танцевала, была выносливой. А любовь к творчеству проявилась в школе. Очень любила организовывать бал-маскарады, поэтические вечера, конкурсы.

 И это увлечение определило будущее Мнауры Габдушевой. После школы уже не стоял вопрос, куда пойти учиться. В 1968 году после окончания Актюбинского культпросветучилища Мнаура по распределению приехала в Гурьев работать в Балыкшинском районном отделе культуры. А Балыкши у нас известен как родина талантов. Практически все наши звезды: Сембек Жумагалиев, Мухидден Габбасов, Мереке Гумаров, Болат Кохаманов, Манарбек Аубекеров и многие другие талантливые люди родились в Балыкши. И в 19 лет началась самостоятельная жизнь и трудовой путь нашей героини.

 Работая методистом Балыкшинского районного отдела культуры, Мнаура танцевала в народном ансамбле «Жайық қызы». Да так, что у этого замечательного ансамбля были многочисленные гастроли по многим городам Союза. Тогда принято было громко отмечать юбилеи партии и комсомола, Ленина и Союза. И Габдушева всегда была неизменным режиссером и участвовала как исполнительница сольных танцев.

 70-80-е годы были лучшими в творческой биографии нашей героини и самого района. Основной промышленный объект района – рыбоконсервный комбинат – бил все рекорды и планы. И жизнь в Балыкши по-настоящему кипела. Это воодушевляло людей, давало энергию, силу. Хотелось дерзать и творить. И они созидали – репетировали с утра до ночи, а потом с ночи до утра, без устали. Поэтому выступления на ВДНХ, Останкинском телевидении, в Колонном зале Дома Союзов г. Москвы, в Алматы, Актау, Актобе не прошли незамеченными. Но не о карьерном росте мечтала Мнаура. Ей хотелось большего – дарить людям праздники. И это у нее здорово получалось.

 — Ну, посмотри на меня. Ну, какой я чиновник. Я же ни в какие рамки не лезу. А там надо на поклон ходить. Делать так, как они велят. Вместо карьеры я поехала учиться дальше, в Санкт-Петербург, в высшую школу культуры. Это было закрытое учебное заведение, 80 процентов студентов были иностранцами. А лекции нам читал сам академик Генрих Боровик, который нигде не печатался. У него было только свое, наработанное, эксклюзивное. Но самое главное – в этом городе на Неве было много музеев, постоянно проходили выставки, концерты, спектакли, творческие вечера. И душа моя требовала всплеска.

 Получив диплом, из Санкт-Петербурга Мнаура приехала в Гурьев работать и не просто оставалась солисткой народного ансамбля «Жайық қызы», а с 1977 по 1980 годы была художественным руководителем ансамбля. Солисты «Жайық қызы» участвовали на республиканских молодежных конкурсах «Алтыбақан» в Алматы, на фестивале «Тенгиз встречает гостей» в Атырау, в Астане на международном конкурсе «Шабыт», на Астраханском фестивале «Живая вода».

 С 1981 по 1991 годы М. Габдушева работала режиссером и хореографом фольклорно-этнографического народного ансамбля «Атырау», с которым выступали Москве, Волгограде, Астрахани, Душанбе, Ашхабаде, Алматы и за рубежом – в Демократической Республике Алжир. В составе коллектива дважды побывала на международном фестивале фольклора и этнографии в Москве. Как человеку надежному, авторитетному, с опытом работы, Габдушевой доверяли проводить все форумы и встречи с Первым Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым. Она была организатором проведения парадов, демонстраций, театрализованных праздников, участвовала в агитбригадах и агитпоездах. Кроме этого, преподавала режиссуру в Гурьевском культпросветучилище, ритмику и хореографию в педучилище, работала старшим преподавателем Гурьевского пединститута. И когда она говорит, что в ее учениках полгорода — так и есть на самом деле. Если не работники отдела культуры, танцоры и студенты, то, как минимум, участники ее многочисленных постановок. А какие это были мероприятия – один лучше другого.

 Еще в советские годы, а именно 15 апреля 1989 года впервые в области, и, как потом выяснилось, в Казахстане, Мнаура Габдушева провела народный праздник Наурыз и почти четверть века была незаменимым главным сценаристом и главным режиссером этого мероприятия. Тут самое трудное было подготовить сценарий, и тем более, если до тебя никто подобное не проводил. Пришлось перелопатить всю литературу, а данные о Наурызе были очень скудными – в советские годы о нашем главном народном празднике не говорили и тем более не праздновали. Также масштабным практически в один год с Наурызом стал отмечаться и День города, особенно широко в год переименования Гурьева в Атырау. И это все было ее рук дело — 350-летие города Гурьева и последующие Дни города по 2010 год Мнаура Тулегеновна была главным сценаристом и режиссером этих праздников. Праздник День Победы впервые был проведен в нашем городе в 1975 году и все последующие юбилейные годы, по 2015 год, а это ровно сорок лет, она была главным сценаристом и режиссером.

 В копилке творческих работ М. Габдушевой — республиканский телевизионный конкурс «Әнші балапан», который проходил в нашем городе в 1992 году, Президентская елка в 1997 году, на которую приехал сам Н. Назарбаев, а также многочисленные республиканские конкурсы имени Курмангазы, Дины, Махамбета, Азидоллы, Жумекена. Она автор молодежного праздника «Международная универсиада Прикаспийских государств», который прошел у нас в 2001 году, республиканского студенческого фестиваля искусств «Жас толқын» в 2003 году, автор Дней культуры Атырауской области в г. Астане 1998 и 2002 годах. Многие горожане до сих пор помнят, какими событийными и яркими были большие международные праздники — 100-летие нефтяной промышленности Казахстана, 200-летие Махамбета, которые шли по три дня. И в этих праздниках Мнаура тоже оставила частичку своего сердца.

 А какими красочными и хорошо обыгранными были открытия памятников Курмангазы, Дине, султану Бейбарысу, выпускные балы «Ақ желкен», «Мисс Атырау», «Жігіт сұлтаны», «Люди года», благотворительные аукционы, кажется, без нашей Мнауры Тулегеновны не прошло бы ни одно событийное мероприятие.

 — Это мог сделать только влюбленный в свое дело человек, — считает общественный деятель, Почетный гражданин Атырауской области Мадина Габдусалимова. — Это сейчас праздники проходят слаженно. А тогда ничего такого не было. Даже в вузах не учили этому. До всего человек сам доходил. И такая была Мнаура. Мы впервые лет 20 назад поехали в столицу отмечать Дни Атырауской области. И они проходили на высоком уровне. Это была настоящая большая презентация нашего региона. И только редкие люди знают, как это сложно, как непосильно порой бывает управлять массой людей. А Мнаура Габдушева выдержала.

 — Мне нравится ее открытость, она для меня всегда Человек с большой буквы, — рассказывает художественный руководитель хореографического ансамбля «Инжу Маржан» Гульвира Туракбаева. — К ней можно обратиться за помощью, посоветоваться. Мнаура Тулегеновна очень много знает, она кладезь идей и мыслей. И всегда с удовольствием делится своими знаниями. Она очень многим людям помогает. Для меня Мнаура Габдушева родная и близкая душа. Я горжусь тем, что я ее ученица, для меня это почетно. Я узнала от нее очень многое. Она никогда не таила, всегда делилась знаниями, всегда поддерживала.

 На пенсию Мнаура Тулегеновна вышла давно, а на отдых относительно недавно, по 2017 год была директором Дворца культуры «Жастар» Атырауского университета нефти и газа. Но что значит отдых? Просто набраться сил, оглянуться вокруг и идти дальше. Позади немало прожитых лет, но впереди еще вон какая длинная дорога! Пусть она будет для вас светлой, ровной, без изгибов.

 — Ты в среду приходи в ДК «Жастар», который в Балыкши. У нас встреча с молодыми танцорами. Надо подсказать, как поставить современное, интересное, чтобы увлечь, — сказала мне на прощание Мнаура Тулегеновна и так звонко щелкнула, что сразу вспомнилась будто сказанная о ней фраза: «Женщина без возраста».

 P.S. 9 и 10 октября Атырауская областная филармония имени Н. Жантурина в честь 70-летия Мнауры Габдушевой проводит мастер-классы для руководителей танцевальных и хореографических кружков и областной конкурс среди танцевальных коллективов.

Марина КУАНЫШЕВА, фото из архива М. Габдушевой

Administrator