Все дело в зарплате?

teatr Культура

В нынешнем Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева было уделено особое внимание работникам культуры. Говоря о поддержке врачей и учителей, мы как-то забываем о культработниках, третьем звене в этой цепочке, ведь не хлебом единым жив человек.

В школу ходили мы все, в поликлинику ходим тоже, а вот в театры, музеи и тем более в библиотеку – лишь изредка. В вашем кругу обязательно найдется человек, который никогда не смотрел спектакль, не ходил на концерт, на поэтический вечер. Ему совершенно неведомо, сколько у нас областных музеев и библиотек, и как туда пройти. Между тем такое отношение к культуре – это мина замедленного действия. Если пустить на самотек, если человеку с ранних лет не прививать любовь к искусству, через годы, спустя десятилетия общество может зайти в тупик от духовного голода или нравственной нищеты. Много лет, почти три десятка, мы поднимали экономику, потом улучшали социальную жизнь. Поднялась она или нет, это уже другой вопрос. Но никакая экономика, политика не спасет общество, которое игнорирует культуру. 

Не случайно выступление известного в Казахстане режиссера Ермека Турсунова на последнем заседании Национального совета при Президенте РК побило все рекорды по просмотрам. Автор попал в точку, такого откровенного признания ждали давно:

– Мы долго жили по лозунгу, что вначале должна быть экономика, а потом политика. Потом стали говорить, что сначала должна быть политика, а потом экономика. На мой взгляд, прежде всего, должна быть культура, а остальное потом. Нельзя допускать бескультурного человека ни к большой политике, ни к экономике. Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда ведет к тяжелым последствиям», — сказал тогда Турсунов, и его выступление вмиг разлетелось на цитаты.

А культура — это нравственная составляющая человека. Кроме квалификации и диплома, современный человек должен смотреть хорошие фильмы, посещать спектакли, концерты, выставки. И, конечно, много читать, знать  культуру, традиции и обычаи своей нации. А заботиться об этом надо в том числе работникам культуры, которые не должны думать о хлебе насущном. Миссия культработников – это духовное обогащение населения.

Нам нужен менеджмент

О теме культуры и духовного развития общества, о проблемах в этой сфере мы решили поговорить с известными людьми нашей области. Деятель культуры, председатель Атырауского филиала Союза писателей Казахстана Койшыгул Жылкышиев считает, что просто поднять заработную плату культработника мало. Надо совершенствовать его знания.

— Работникам культуры нужны хорошие курсы. И не только для получения сертификата или свидетельства, и как следствие для отчетности, а исключительно для профессионального роста. Их заработная плата должна соответствовать категории, которые надо давать за знания, а не за дипломы.

В учреждениях сферы культуры есть штатная единица методиста. Непонятно, чем он занимается, у него нет конкретного плана работы. Методист – это пережиток прошлого, в культуре эту должность надо отменить. Но почему-то до сих пор нет такой штатной единицы, как менеджер, обеспечивающий жизнеспособность своего предприятия в условиях конкуренции, разрабатывающий и внедряющий в практику более современные формы работы. Ни в одном учреждении культуры нашей области нет менеджера, а эту должность уже давно надо ввести. Менеджер должен уметь заглядывать вперед, суметь расписать планы на перспективу. То есть в сфере культуры, кроме банального увеличения заработной платы, надо провести модернизацию. Мы же пока работаем по прежней системе, — говорит Койшыгул Жылкышиев.

Как привлечь людей в культуру

А вот мнение заслуженного деятеля Республики Казахстан Амантая Бергалиева, который также отмечает, что впервые на таком высоком уровне заговорили о заработной плате работников музеев, архивов, театров и библиотек.

— Одно время я руководил Атырауским областным центром народного творчества. У нас была такая специальность – машинист сцены, который управляет механизмами при монтировке сцены, оформлении. Он выполняет опасную,  очень ответственную работу, так как при неверном управлении устройством, которое держит занавесы, они могут упасть, а это чревато последствиями. Так вот, машинист сцены получал заработную плату в 37 тысяч тенге и все. А у него пятеро детей, один из которых инвалид. Всеми правдами и неправдами, разными надбавками мы подняли ему заработную плату до 50 тысяч тенге. А он в нашем центре работает почти 20 лет, то есть все 20 лет семья его живет от зарплаты до зарплаты, экономя на всем. И это работник культуры. И у нас таких примеров много. Практически все работники культуры где-то подрабатывают, иначе нельзя. Например, музыканты наших оркестров имеют дипломы и могут дополнительно преподавать в музыкальных школах, в гуманитарном и музыкальном колледже. А куда пойдут экскурсоводы, смотрители музеев, те же архивариусы, которым приходится сидеть с 9 утра до 6 вечера. И даже те 42 тысячи, которые им выплачивают с 2019 года, – это разве зарплата?!

Режиссер Турсунов правильно сказал, что совесть – это самый большой источник человеческой энергии. А разбудить совесть может только культура. Хотите поднять страну, начните с культуры, а ее надо материально укрепить. Если в этой сфере будут работать молодые креативные люди с новым взглядом, дело пойдет. А привлечь их туда можно только хорошей заработной платой и материальной базой.

Библиотеки требуют креатива

До прихода в профсоюз работников культуры и спорта Гульнара Шайхашева руководила Атырауской областной научной универсальной библиотекой. У нее большой опыт работы в сфере культуры. По ее мнению, в библиотеке, впрочем, как и во всех других организациях, нужны хорошие перемены.

— По-старому работать уже нельзя. Наши библиотекари сейчас как хранители книг сидят, извините за сравнение. Надо признать, что народ туда не ходит, посетителей мало. И не только потому, что далеко. Нет новизны в работе. К сожалению, к этому привыкли — не хотят поиска, творчества в работе, новшеств и смелости, но при этом просят повысить зарплату. Отдельные руководители культурных учреждений не спешат проявлять инициативу, работая по накатанной. Поэтому надо всесторонне меняться и самим библиотекарям. Если будет хорошая заработная плата, в библиотеку, в музей, в театр придут молодые кадры. А у них новый, свежий взгляд на жизнь, на работу. Они смогут выбирать наиболее популярные, востребованные книги, которые читает молодежь, креативно презентовать новые произведения, сделать их доступными в интернете.

Люди идут на спектакли

Директор Академического Казахскогодраматического театра имени Махамбета Берик Жаменов отмечает, что в последние годы у нас построены дома культуры, отремонтированы музеи, другие культурные объекты. Строится большой культурный центр, где будет современный архив, библиотека, музей. Все они будут цифровизированы. И если работникам сделают достойную заработную плату, можно ожидать рывок в культуре.

— Но культуру никак нельзя отдавать в бизнес-среду, — считает Берик Жаменов. — Одно время нам об этом говорили, предлагали уйти на самофинансирование. Но театры, музеи, библиотеки всегда должны быть под опекой государства. У нас другое предназначение, а не просто зарабатывать деньги. Мы должны поменять отношение к культуре, а для этого надо поменять структуру этих организаций. У нас наблюдается прогресс в этом плане. В последние годы спектакли проходят при полном зале, акимат хорошо поддерживает нас. Только лишь  заработную плату у нас не было возможности увеличить. И как обещал Президент, если будут надбавки к заработной плате, нас ожидают хорошие перемены. Скоро у нас будет второй самостоятельный театр, это молодежный театр. Он работает уже второй год, и вполне успешно. И мы сможем охватить все возрасты. А театр — это особое, высокое искусство. Театр — это как раз тот жанр, который в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать. Ничто так, как театр, не оказывает на людей сильное эмоциональное влияние. Вот это наше предназначение. И мы этому следуем.

Записала Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна