Внучка

5 февраля народному артисту Казахстана, основателю и главному дирижеру академического оркестра имени Дины Нурпеисовой Рыспаю Габдиеву исполнилось бы 75 лет. В этот день планируется большой концерт музыкальных коллективов нашей области. На этом концерте выступит внучка артиста Бибифатима Азиева – третье поколение музыкантов в семье Габдиевых.

Бибифатима родилась весной 1996 года и стала самой младшей внучкой при жизни Рыспая Габдиева. И именно она в полной мере получила от дедушки ласку, внимание и музыкальный дар.

Бибифатимой девочку назвала мама Айман в честь любимой дочери пророка Мухаммеда. «Какое длинное имя — в десять букв! Она же писать устанет», – говорил Рыспай Габдиев. И как бы предчувствуя, что девочку впереди ждет насыщенная, полная познаний жизнь, взял над ней опеку.

В 1998 году, когда Бибифатиме было всего два годика, к ним в дом приехала Жанар Айжанова — друг семьи. Хрупкая, с мягким голосом Жанар была очень сильной натурой. От нее исходил мощный поток положительной энергии. Это очень мягкая, остроумная женщина. И Бибифатима целый вечер вертелась вокруг нее. Трогала домбру, гладила ее волосы, руки. А потом всю ночь уснуть не могла. Она и раньше-то засыпала в первом часу, а тут до четырех ворочилась в постели. При этом утром вставала спозаранку с абсолютно бодрым видом. Энергии у нее было хоть отбавляй.

«В тот вечер Жанар Айжанова сказала отцу, – рассказывает Айман Габдиева, — что Бибифатима очень склонна к музыке. Еще один факт, что в наш город переехала из Алматы преподаватель по классу скрипки Клара Нусуппаева, подвел к тому, что Бибифатима начала обучаться игре на скрипке.

Папа однажды повел девочку на концерт Айман Мусаходжаевой, которая выступала в драматическом театре. Девочка-непоседа весь вечер сидела как завороженная. Это было окончательной каплей в принятии решения. Ее отдали «на скрипку». И это предопределило судьбу трёхлетней девочки.

Правда, первые два года маленькая Бибифатима занималась еще и балетом. Приходилось бегать от станка к инструменту. И родители еще думали, чем она основательно займется. Но преподаватель по балету уехала из города. И мы занялись скрипкой с двойным усердием.

Я по профессии филолог. Но музыку знаю хорошо, выросла на музыке. Где только не побывала с отцом. В семь лет поехала в Москву на всемирный фестиваль молодежи, где самодеятельный оркестр, который собрал и которым руководил Рыспай Габдиев, стал лауреатом. Поэтому в музыкальном мире я прекрасно разбираюсь. И ни одна фальшивая нота мимо меня не проскочит. Мы с Бибифатимой по пять часов занимались. И это в пятилетнем возрасте! Представляете ребенка, замученного скрипкой. Вокруг нас двоих кружились родственники, домашние. Жалели Бибифатиму, ругали меня. Но я была непреклонна. Надо было отточить игру, вытянуть все ноты. Именно такая дисциплина позволила ей уже в 6 лет ездить на мастер-классы в Австрию. А в семь получить первую премию на международном конкурсе в Италии. Помню летнюю Италию. Жара. Итальянцы не работают с полудня до 4 часов дня. Зато всю ночь напролет готовы петь песни. Иду я, значит, с дочкой в зал для поддержания звания лауреата. И вдруг упустила ее из вида. По подсказке здешних жителей нашла ее у алтаря католической церкви, где она зажгла семь свечей и читала молитву из Корана. Поистине, вселенная, Бог и ребенок – одно целое.

Это, кстати, ее первая и пока единственная победа на конкурсах. Потому что принцип Бибифатимы Азиевой – не медали на конкурсах собирать, победы на которых далеко не всегда бывают объективны, а отточить мастерство, приручить скрипку, наверное, самый капризный музыкальный инструмент. Семья переезжала с ней с места на место. В Австрии Бибифатиму записали в школу при посольстве. Параллельно она брала мастер-классы у профессоров Венской консерватории. И так получилось, что ее брат Рысты — Талгат родился в Германии, а сестренка Зумрат – в Австрии.

И везде о ней говорили, что ее ждет блестящая музыкальная карьера. А как же иначе. Когда я ее кормила грудью, папа сзади спиной меня подпирал. Таким образом налаживал внутреннюю связь с Бибифатимой. А когда девочка подросла, каждый год выезжал с ней на свою малую родину – в Астраханскую область, непременно посещал мавзолей Курмангазы. А потом отправлялся в Алматы к мавзолею Дины. Во время сессии, в дни экзаменов у нее был ритуал — забежать в комнату дедушки и полежать минут пять в его постели. Это ей помогало. У нас папа был как теплое безветренное лето. Когда он дома репетировал на домбре, нам приходилось ходить на цыпочках. Это нас мама Мугурбан приучила. Она по жизни была очень хороший психолог, чувствовала людей. И когда я требовала от Бибифатимы передать мне через музыку запах полыни, меня дома прекрасно понимали».

«Китайцы, говорят, репетируют по 20 часов в сутки, — рассказывает Бибифатима. – Я бы так не смогла. Мне хватает получаса, и я уже могу уловить музыку. В этом мне здорово помогает мама. Она сначала расскажет о произведении, фрагменте истории казахского народа, касающемся этой музыки. Поможет представить образно, что я буду играть. И мы за два часа можем все произведение выучить. Когда правильно представляешь, пальцы слушаются, и смычок идет ровно.

Все мамы считают, что его ребенок лучше, чем другие, и не хотят признать, что другие мамы такого же мнения о своих детях. Думаю, такой настрой помог мне в какой-то мере освоить скрипку».

Сейчас Бибифатима Азиева учится в музыкальном колледже, в будущем планирует поступить в Парижскую консерваторию. А мы в ожидании концерта, во время которого оркестром музыкального колледжа будет дирижировать Бибифатима Азиева.

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна