СУДЬБА САЛТАНАТ

Судьба Салтанат копия Культура

В 2012 году один из лучших казахстанских современных писателей — лауреат Государственной премии Дулат Исабеков — отметил 70-летний юбилей.

 

Первый рассказ Дулата Исабекова «Шойын құлақ» был опубликован в общем сборнике молодых писателей «Таңғы шық» в 1964 году, а несколько лет спустя был включен в коллективный сборник рассказов писателей Казахстана «Прощаться не хочу», который вышел на русском языке в 1970 году. Он — автор более 15 книг прозы, около 20 пьес, сотен статей, эссе, очерков. Пьеса «Әпке» получила первую премию на республиканском конкурсе 1977 года на лучшее драматургическое произведение и до сих пор не сходит с подмостков республиканских театров. В 1992 году за сборник повестей и рассказов «Ай-Петри» ақиқаты» Дулату Исабекову была присуждена Государственная премия Республики Казахстан.

Знаменитый писатель Хорхе Луис Борхес говорил: «Кто-то гордится каждой написанной книгой. Я — любой прочтенной». И я, заново перечитав известное произведение Дулата Исабекова «Гаухартас», решила поделиться с читателями своими впечатлениями. На мой взгляд, это одно из лучших ранних произведений автора и оно, несомненно, найдет эмоциональный отклик у современных читателей.

Повесть была написана и издана в 1967 году и сразу же привлекла внимание критиков и читателей. В 1975 году по мотивам повести на студии «Казахфильм» режиссером Шарипом Бисенбаевым был снят художественный фильм «Храни свою звезду», который завоевал огромную любовь зрителей. В фильме снялись такие известные актеры, как Каукен Кенжетаев (свекор), Амина Умирзакова (свекровь), Жанна Куанышева (невестка Салтанат) и другие.

Основная тема книги — взаимоотношения между близкими людьми, трудная любовь, непростая женская судьба. Название повести не случайно. «Гаухартас» — народная песня и она символизирует жажду любви, надежду женщины на счастливую любовь.

Грустную, но поучительную историю повествует писатель. Жила семья — пожилые родители, взрослые сыновья. Привычный безрадостный уклад: с утра до вечера уход за овцами, ежедневный тяжелый труд. В семье нет теплых, добрых отношений, радостей, веселья. Сыновья Тастан и Каиркен живут в атмосфере отчужденности, холода. Только с приходом невестки Салтанат, жены Тастана, их жизнь меняется. Но искаженное понятие о роли женщины в семье, как мутная вода, делает жизнь молодоженов неясной, а счастье — неполным. «Нечего баловать женщину добрыми словами», — считает свекор, глава семьи. Тастан беспрекословно следует отцовским наказам. Он неизменно холоден, груб, равнодушен. Один из главных персонажей — часто встречающийся пример психологически незрелого мужчины. Да, у Тастана есть достоинства. Он трудолюбив, надежен, но ему не хватает самого главного — способности подлинно, всем сердцем любить свою женщину и выражать чувства. Напичканный неправильными догмами, заблуждениями, Тастан прикрывает свою ущербность мужскими занятиями, например, игрой в кокпар. Он искренне считает проявление чувств к женщине недостойным мужчины. Явный перекос в сознании, безграмотность в понимании, что такое семья, приводят к логическому завершению: смерть забирает Салтанат.

Совсем другой характер у Каиркена. В моем понимании он — носитель лучших мужских качеств и достоинств. Каиркен обладает чутким сердцем, способностью любить и заботиться. В детстве ни отец, ни старший брат не баловали его, никто из них никогда не произносил ласковое «айналайын». Зато ему не раз приходилось слышать, как отец выговаривал матери: «Будешь сюсюкаться — загубишь парня. С блажью в голове вырастет». Зато любовь и ласка матери помогли ему любить всем сердцем, тонко чувствовать женскую красоту. Только начинающий свой жизненный путь Каиркен бережно относится к женге. Уважительное, сострадательное отношение деверя к снохе вызывает симпатию. Каиркена возмущает жесткость брата, его неуважительное отношение к жене. «Никак не может побороть свою дремучесть Тастан. Мелькнет в нем что-то доброе, человеческое и он скорее глушит это», — с сожалением и горечью размышляет Каиркен, близко к сердцу принимая непростые отношения молодоженов.

Один из самых  поэтических женских образов в казахской литературе — образ Салтанат. Писателю удалось создать внешне и внутренне прекрасный характер. Несмотря на обиды и разочарования, Салтанат сохраняет свое сердце живым, чистым. Перешагивая через них, она дарит любовь и нежность окружающим ее родным людям. Искрящаяся, полная жизни, одухотворенная, она видит красоту везде, даже в самом обыденном. Ее смех, жизнелюбие растопили лед в сердце свекра, человека с тяжелым характером. Доверчивая, нежная, она  заставила и его по-иному взглянуть на мир вокруг. Ее радостное восприятие жизни, непосредственность, забавы, игры в снежки, пение раздражали Тастана. Всегда угрюмый, недовольный, он воспринимает ее поведение как странное и неразумное. «Ненормальная», — вот его отклик на ее любовь. А для Каиркена женге стала источником радости и света. Услышав в ее исполнении песню, Каиркен чувствует всем сердцем ее прекрасный гармоничный внутренний мир и восхищается ею: «Она пела «Гаухартас». Глаза ее смеялись, а лицо сияло каким-то неповторимым светом. Я смотрел на нее и чувствовал себя в неоплатном долгу перед ней за ту радость, которую она подарила мне, всем нам с тех пор, как появилась в нашем доме». Для Каиркена Салтанат стала лучшим другом. Они оба умели видеть, слышать и осязать красоту, могли откликнуться на порыв души, радоваться и наслаждаться земной красотой, жизнью.

Ожидания Салтанат, радостные предвкушения счастливой семейной жизни не оправдываются, и тогда она берется за построение отношений с мужем. «Счастье делают своими руками, но одной мне это не под силу — он сам должен помочь мне», — делится с деверем Салтанат. Вскоре все начинают видеть незаметные, но ощутимые изменения и в поведении Тастана. Но было уже слишком поздно. Смерть Салтанат заставляет его по-иному взглянуть на свою жизнь. С большим мастерством автор передает его душевное состояние через монолог Каиркена: «И его фигура согбенная, будто постаревшая фигура, и большие руки, бессильно брошенные на колени, и склоненная голова были полны такой жестокой тоски и страдания, что у меня дрогнуло сердце. К сожалению, только перед мертвой открыл свое сердце Тастан».

У казахского народа  есть пословица: «Игнорируем золото, которое лежит у нас под ногами». Только потеряв жену, Тастан понял, что женская красота, любовь, взаимопонимание — важные ценности в жизни. «Берегите Любовь, цените Женщину!» — крик души автора.

Уверена, читая эту книгу, каждый из нас невольно задумается и по-новому начнет смотреть на взаимоотношения с любимым человеком, с близкими людьми. Книга дает толчок к размышлениям. Ведь в повести есть моменты, которые вызывают много вопросов. Например, в эпоху  феминизма современным девушкам может непонятен поступок Салтанат, простившей мужу насилие над собой — избиение. Как правильно воспринимать подобную ситуацию? Как проявление мудрости или подавление чувства собственного достоинства? Иными словами, смирение — это проигрыш или истинно женская способность приносить мир в ситуацию и этим сохранить любовь? Поразмышляйте на эту тему. Думаю, на эти непростые вопросы читатели ответят по-разному в силу своего восприятия, кругозора и систему ценностей.

Как видим, «Гаухартас» весьма полезная и мудрая книга, которая позволяет людям лучше разобраться со своей жизнью. Желаю читателям «Прикаспийской коммуны» содержательного чтения и незабываемых минут.

 

Гуляим БАЙМУРЗИНА,

директор областной детской библиотеки

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна