Слово за Слово, Мысль за Мысль

slovo za slovo mysl za mysl Культура

Как-то с вице-президентом федерации шахмат области Сабырбаем Гайсиным, обсуждая вопрос, почему шахматы все-таки не вид спорта, а нечто иное, затронули вопрос об айтысе. И пришли к мнению, что этот вид народного творчества подходит под все параметры интеллектуального спорта. А что? Это состязания, где нужно проявить и смекалку, и силу духа, импровизировать, отвечать ударом на удар (пусть словесным), атаковать и контратаковать.

Айтыскер находится в постоянном поиске: новой темы, новой рифмы, новых приемов. Плюс он всегда должен быть в курсе всех мало-мальски значимых событий в родном селе, в стране, в мире. Это уже выходит за рамки спорта и даже искусства, это уже политика. Многосторонним, любящим свой народ и свою страну пламенным патриотом, неравнодушным и смелым должен быть айтыскер, и все эти качества вкупе с поэтическим талантом делают из него любимца народа, кумира, лидера. Казахи, умеющие понимать и ценить меткое слово, во все времена с особым уважением относились к жанру словесных состязаний острословов. Сейчас у молодежи популярно явление баттл. А казахи практикуют его не один век.

Разрешили слово молвить

Накануне Дня учителя в Атырауском государственном университете имени Халела Досмухамедова прошел айтыс, посвященный этой дате и собравший 12 импровизаторов области. Хотя организаторы объявили, что участвовать будут молодые педагоги, состав получился разнообразным. Разыграть призы Атырауской областной организации профсоюзов работников сферы образования изъявили желание профессиональные айтыскеры, студенты, журналисты, один педагог, ученица 11 класса Малой академии искусств имени Н. Тлендиева и даже военнослужащий.

Первую пару акынов составили литсотрудник газеты «Макат тынысы» Ануарбек Садыков и студент АГУ Баймурат Кенесов. Оба – не новички национального жанра, они сумели задать высокую планку для последующих пар. Передать нюансы сугубо казахского словесного искусства на русском языке невозможно (во всяком случае, мне это не по плечу), а потому не буду заострять внимание читателей на самом действии на сцене. Расскажу о впечатлениях, полученных от мероприятия, и своих выводах. Назову тех, кто понравился мне, и кого отметило компетентное жюри. Кстати, судейский корпус состоял из людей, искушенных в жанре: Онербек Даулекенов – преподаватель академии искусств, Серикбол Панабердиев – литературный сотрудник газеты Исатайского района «Нарын таны», Жанибек Садыров, все известные в Казахстане айтыскеры, не раз занимавшие призовые места в республиканских состязаниях. Профсоюзы представляла заместитель председателя областного профсоюза работников науки и образования Жанар Сарсенгалиева.

Красноречие поощряется

Лично мне, как зрителю, симпатизировало противостояние Мадияра Бекентайулы и Адилбека Каирова. Опытные, не в первый раз показывающие свое искусство зрителям акыны сумели увлечь зал, заставляя смеяться и аплодировать. После острой шутки, направленной в адрес визави, с нетерпением ждал – чем же ответит противная сторона. И каждый раз слышал достойный ответ. Соперники сумели устроить настоящее шоу, чем импонировали аудитории. Нурзат Кару, поэтесса из Кызылорды, пыталась провоцировать соперницу Гулбагилу Шамшиден на острые проблемы, приглашая на диспут по самым актуальным вопросам общества. К сожалению, Гулбагила не откликнулась на этот зов. А могло  бы получиться красивое и социально острое противостояние. В айтысе жребий очень редко сводит и без того немногочисленных представителей женского пола между собой. И это был как раз такой редкий случай. И с первых строчек Нурзат сумела вызвать аплодисменты:

Бұл өмір еркектерді еркектерге

Қыздармен қызды қосқан заман болды.

(Пошли времена, когда мужчина встречается с мужчиной, а женщина – с женщиной. Авт.). Но дальше выступление кызылординского акына в основном было направлено на защиту учителей, на повышение статуса преподавателя и т.д., что, кстати говоря, было одним из требований тематики этого айтыса. Не оставили равнодушными собравшихся и словопрения двух студентов АГУ – Бимырзы Абилкаира и Фаризы Жетписбаевой. Классический айтыс джигита и девушки пришелся по вкусу и молодым студентам вуза, и людям более старшего поколения.

В результате гран-при и приз в 100000 тенге по решению жюри достался Адилбеку Каирову, первое место и 70 тысяч получил его соперник по состязаниям Мадияр Бекентайулы. Два вторых места поделила между собой отмеченная выше пара: Нурзат Кару и акын из Исатайского района Амангелди Панабердиев. Три третьих места у Баймурата Кенесова (студент АГУ), Бимырза Абилкаира и нашего коллеги – ответственного секретаря «Каспийньюс» Ербулата Каракойшы. Остальные участники также были награждены благодарственными письмами профсоюзов и поощрительными призами в 15 тысяч тенге.

А хотелось бы…

А теперь о своих наблюдениях. По-моему, никто из участников айтыса не раскрыл тему мероприятия и не соответствовал требованиям, предъявляемым к айтыскерам и озвученным в начале. Наиболее близка была к этому Нурзат Кару, а остальные предпочли свободное творчество. А от акынов требовалось раскрыть такие темы как: «Ұстаздық еткен жалықпас» (Да не наскучит учителю наставничество); «Қасіподақ келешегі — жас ұстаздар» (Молодые учителя – будущее профсоюзов); «Кешегім – тарих, ертеңім – ерен, бүгінім — жарық» (Вчерашний день – история, завтрашний – велик, сегодняшний – светел) и другие.

И еще. Очень жаль, что в зале было много свободных мест. Меня несколько озадачило, что студенты – будущие филологи и журналисты – не проявили интерес к мероприятию. А ведь послушать было что. К тому же молодые поэты преподнесли еще один сюрприз уже после окончания состязательной части мероприятия. Видимо, жюри нелегко было выбирать: удалившись на «вынесение приговора», судьи отсутствовали довольно продолжительное время, и прошло несколько номеров концертной программы, приготовленной для заполнения паузы.

И тут на сцену стали выходить поэты, только что радовавшие зрителей находчивостью, умением быстро находить нужное слово. Вообще, айтыс за редким-редким исключением не может служить вершиной поэзии, там совсем другие требования. В ограниченное до секунд время акыны не всегда находят наиболее подходящее слово, порой жертвуя рифмой, точной метафорой, метким выражением, которые могли бы найтись будь у них чуть больше времени, чтобы собрать мысли. А, воспользовавшись паузой, молодые таланты продемонстрировали свои ранее написанные произведения. Звучали стихи о маме, о брате, о человечности, о вечном и, как же в таком возрасте без нее, о любви, конечно. Здесь поэты раскрылись с совершенно другой стороны. Слушая, я возрадовался, что не оскудела земля казахская талантами, что есть будущее, и не малое, у казахской поэзии, что вырастут еще Абаи и Джамбулы, Ильясы и Сакены, Кадыры и Мукагали…

Как жаль, что в зале было много свободных мест!

Кайрат САТАЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна