Камча – вещь сакральная

IMG 20190117 WA0000 Культура

В областном историко-краеведческом музее состоялась встреча под названием «Байбақты атаның — қасиетті қамшысы» («Сакральная камча Байбакты ата»).

Казахский народ богат историей. Каждый род имеет своего родоначальника, а это были люди знаменитые: батыры, бии, лекари, святые. Байбакты ата происходит из рода Косым племени Шеркеш. Народная молва описывает его, как человека могучего телосложения, молчаливого, степенного, не ввязывавшегося в мелкие споры, а посвятившего жизнь защите своего народа. Родившийся в 1823 (по некоторым сведениям в1824) году, он прожил более девяносто лет и умер в 1916-м. Повзрослев, участвовал в стычках против хивинских ханов, пытавшихся включить казахские владения (в особенности территории Младшего жуза) в зону своего влияния, не раз был участником и антиколонниальных восстаний против царской России.

Несколько слов о его особенностях. В народе рассказывают, что когда он мчался на противника, то врагам мерещилось, что атаку производит не один человек, а тысяча. Случай, когда Байбакты ата вместе с батыром Торемуратом из рода Таз вдвоем пробили ряды хивинцев и отбили оставшегося в окружении врага адаевца Сугир батыра, до сих пор вспоминают в наших краях. А о его святости говорит тот факт, что он заранее знал день своей смерти. При очередной перекочевке аул Байбакты ата устроил привал в местечке Таскудук, что севернее нынешнего Доссора. В этом месте старец собрал аульных аксакалов и сообщив о своей близкой кончине, велел здесь задержаться и продолжить путь после похорон. Так и было сделано, шел 1916 год. В настоящее время над могилой святого воздвигнут мавзолей, и он превратился в место паломничества.

Не менее интересна история его камчи. В музей ее передала жительница Атырау Акжума Жанбырова. По ее словам, камчу ей оставила ее приемная мать Канша Жумагалиева со словами: «Береги эту камчу, она принадлежала знаменитому святому Байбакты ата». Воспитанная в духе атеизма Акжума, хотя и не придала особого значения словам о святости, но помня наказ воспитавшей ее женщины и сомневаясь, что сама сумеет должным образом сохранить реликвию, передала ее своему брату Манату. Но так случилось, что когда тяжело заболел ее муж, и врачи, признав свое бессилие, посоветовали обратиться к народным целителям, один из них сказал: «У вас дома хранится одна святая вещь, доставьте ее мне». В тот же день камча была привезена из дома брата и оказалась в руках целителя. Тот посоветовал завернуть реликвию в белую материю и положить под подушку больного. «В одиннадцать часов ночи агонизировавший до того момента муж женщины заговорил, просил прощения у ата, а потом заснул крепким спокойным сном. Проснувшись, пошел на поправку и постепенно выздоровел». Об этом случае участникам встречи рассказала Макпуза Гайнелова, заслуженный деятель культуры Казахстана, много лет проработавшая научным сотрудником областного музея.

О традициях казахов, связанных с камчой, о ее месте в мировоззрении народа, видах и способах ее плетения рассказал ветеран сферы культуры Абат Кенжегалиев, чей рассказ участники встречи слушали с неподдельным интересом и даже просили продолжать.

Как народное понимание стыкуется с религиозными догмами Ислама, что можно и нужно принимать и чего избегать, поведал главный имам мечети «Имангали» Батыржан Мансуров.

Как оказалось, на встречу пришли потомки знаменитого святого батыра. Случайно узнав о мероприятии из соцсетей, сочли обязанными присутствовать сноха дома Байбакты ата Жума Бисенгалиева и потомки в седьмом поколении Серикбай Толеген и Ержан Калиев. К сожалению, о своем родстве они рассказали уже после того как участники встречи разошлись, и их рассказ остался неуслышанным. Но, думается, что нас ждет новая встреча с потомки знаменитого сына атырауской земли, и тогда читатели узнают новые подробности о житие святого.

Кайрат САТАЕВ

Фото: google.com

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна