Борцуют только дамы

70d47f5c 3192 44ac a1fd 90123c60302b Колонка дежурного

В социальных сетях и на видеохостере Youtube можно найти массу видео о так называемых возрождаемых казахских обычаях и традициях. Я, конечно, в принципе не против народных обычаев, но когда это иной раз перехлестывает через край и переходит в трешовый вариант, то в пору хвататься за голову.

Борцуют только дамыНапример, в «Инстраграме» в дни празднования Наурыза гуляло видео про явно немолодых женщин, точнее ажешек, в борцовской схватке. Лица, разместившие видеопост, преподнесли его экзальтированно и ненавязчиво под грубым для казахского слуха названием «қатын күрес», буквально переводимом на русский как «бабья борьба». И пошла в соцсетях «жара». Казнет и соцсети сошлись в титаническом споре «за» и «против» с основным вопросом «А нужно ли нам, казахам, выводить на бойцовской помост дам, тем более далеко забальзаковского возраста?» Сторонники қатын күрес ратовали за красоту и грацию казахского женского поединка, если это вообще уместно здесь говорить, за историю, традиции, за положительные эмоции, несущие широкой публике такие потехи. А противоположный лагерь говорил о позоре нации, постыдности забавы, падении нравов, короче, ничего хорошего.

 Если обратиться к некоторым первоисточникам, то обнаруживается, что, действительно, казахские леди в стародавние времена были не прочь помериться силушкой и показать who is who, кто в округе всех милее и сильнее, с чьим мнением стоило бы считаться. Но то было дело в тяжелые годины, мужчины во множестве своем помирали на ратных полях сражений, а воспитание будущих батыров лежало на плечах женщин. Они учили подрастающих юнцов азам борьбы, катания на лошади, стрельбы из лука. Ни намека на воинствующий феминизм, ни агрессивной эмансипации, а понимание своей исторической роли и месте мужчин в жизни тогдашнего общества.

И возвращаясь к нашим бабьим боям, хотелось бы заметить, что в дни народных празднеств и гуляний, может, это и допустимо, но только надо бы как-то облагородить это дело, раз народное увлечение зашло далеко. К примеру, ввести ограничение в возрасте, не выводя на поединки пожилых женщин, бабушек, да и девочек-подростков и молодых девушек, тем более в парадной одежде. Смотрится больно пошловато, неблагопристойно, да и неприлично. Скорее, такие борцовские потехи уместны между дамами среднего возраста, определенного физического склада и конституции тела. Женщины-то тоже бывают разные, одни от каждой козявки падают в обморок, а иные дамы на поверку могут оказаться покрепче многих мужчин. И почему бы современным дамам не дать выплеснуть эмоции, раз кровь в жилах играет?

Тимур КАЗИЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна