Болат Кохаманов о родной земле и чайках в своей песне

Патриотимзм (от греч. соотечественник, Отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшее привязанность к родной земле, языку, традициям.

Патриотизм и любовь к Родине сегодня занимают одну из ведущих позиций в списке жизненных ценностей. Патриотами считает себя большинство представителей практически всех групп и слоев общества. Не быть патриотом сейчас непрестижно и немодно.
Во многом уже забыты и отброшены массовым сознанием военные, “парадные”, фасадные формы патриотизма. Современный патриотизм, на взгляд людей, проявляется не столько в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Патриотизм — в укреплении семьи и воспитании детей, уважении традиций, в работе с полной отдачей по своей специальности. А также в голосовании на выборах за патриотические партии и политиков патриотических взглядов, праздновании исторических событий и юбилеев, участии в работе патриотических организаций.
Тема патриотизма, как мы видим, многогранна и разнообразна, охватить ее широкий спектр мы попытаемся в последующих материалах под рубрикой «Патриот». На сей раз хочется более подробно остановиться на таком аспекте патриотизма, как патриотическая песня.
Патриотическая песня имеет огромное значение в формировании и поддержании здорового национального духа. В советские годы патриотическая тематика в песнях превалировала над всеми остальными и имела силу мощного идеологического оружия, помогала в преодолении слабости и нерешительности, определяла систему ценностей. И хотя многие из них рождались под «госзаказ» — они все еще на слуху и любимы народом.
Но как же обстоят дела с патриотической песней молодого и независимого Казахстана, помогает ли она нам строить и жить? Эти вопросы стали отправной точкой нашего интервью с известным атырауским композитором, автором многих казахстанских хитов, среди которых есть и знаменитая песня «Атырау — арман», ставшая гимном нашей области.
— Помните знакомую с детства песню «С чего начинается Родина». С чего начинается Родина для Болата Кохаманова?
— Прежде всего, хочу отметить, что я патриот своей страны. Горжусь, что родился в Казахстане, в Атырауской области. Если бы это не было так, не родилась бы на свет песня «Атырау — арман». Родился я, вообще-то, в Эмбинском районе в поселке Каратон. После восьмилетки поступил в местное училище, никогда не думал, что стану композитором, мечтал быть музыкантом. Я думаю, что чувство любви к родной земле передается по крови, да и от воспитания в семье все зависит. Моя мама была учительницей, папа, Царствие ему небесное, работал водителем. Мы с малых лет слушали песни. Дед играл на домбре, отец и мать иногда пели на праздниках. Как вы сказали, с детских лет пели и «С чего начинается Родина», видимо, все это закладывалось, прививалось.
— Ваша песня «Атырау — арман» стала гимном, визитной карточкой нашей области. Она очень интересна и в композиционном плане. Хороший текст, красивая, запоминающаяся мелодия рисуют слушателю мощный видеоряд знаковых мест города. Как же родилось Ваше произведение, что послужило вдохновением?
— Если рассказывать об истории создания этой песни, то следует начать с того, что в то время я работал в городском отделе культуры. Кто-то тогда предложил написать песню об Атырау. Обычно я сначала пишу мелодию. Сначала родился припев, сыграл его, помню, показал кому-то, но куплет-то не выходил. В такие моменты творческих исканий я сидеть на месте не могу, мне необходимо ходить пешком по городу, чтобы музыка вертелась в голове. Получается маленький кусочек, я тут же его обрабатываю — вся мелодия получается на ходу. Потом прихожу домой, сажусь за инструмент, все гармонирую, аранжирую. А тут ну никак процесс не идет. Пошел на набережную: мимо меня пронеслась чайка, разбилась о берег волна, и вдруг… родился куплет. Когда мелодия была окончательно откорректирована, пригласил к сотрудничеству местную поэтессу Маржан Ершуову, и она написала стихи. Я подсказал, где надо убрать лишние буквы, слова, чтобы текст гармонировал с мелодией, и, по-моему, у нас получилась неплохая песня.
А вообще, есть два варианта песни. Первая в исполнении Болата Боранова — бывшего солиста группы «К-7». Потом в 2003 году мы ездили в Алматы, где с продюсированием песни очень помог мне Ренат Гайсин. «Атырау — арман» пели такие звезды казахстанской эстрады, как Нурлан Абдуллин, Медеу Арынбаев, Гаухар Каспакова, Жанна Орынбасарова, группа KZ и другие артисты, среди которых был и сам Ренат. С ним был интересный случай. Когда была запись песни в студии, во время проигрыша шли шумовые эффекты — волны. И тут я говорю Ренату, что тут не хватает криков чаек. «Ну откуда я найду чаек в Алматы?», — говорит он безысходным голосом. Я же стоял неотступно, тогда Ренат подошел к микрофону и сымитировал чайку своим голосом.
— А я всегда удивлялась, какая пронзительная чайка!
— Да, чаек он много тогда понаделал (смеется). Ренат — мой ученик, уехал в 18 лет из Атырау в южную столицу, и, слава богу, что у него все получается. Недавно с командой вернулся из Лондона, где записал альбом. Параллельно с музыкальной деятельностью он пишет музыку к зарубежным и казахстанским фильмам.
— Песня «Атырау — арман» обладает мощным воздействием, особой энергетикой. Когда ее слышишь, пребывая за пределами области, то сразу охватывает невероятная грусть по родным местам, тянет обратно. Вместе с тем охватывает чувство гордости. По-моему, здесь речь не только об Атырау, где мы живем, но и к которому стремимся в будущем. Интересно, когда Вы только пишете, чувствуете, что будет хит?
— Да, иногда чувствую. Здесь я хочу отметить один факт, что песни свои не продаю. Причиной тому, наверное, природная лень, да и жить для этого надо в Алматы, чтобы раскручивать, предлагать продукт артистам. Да и коммерческой жилки, тоже, наверное, нет.
— А мыслей о переезде не возникало?
— По молодости, когда приглашали, о переезде думал, но родителей не хотелось оставлять. Ну а сейчас… возраст, найти там свою нишу трудно, чтобы прокормить семью, нужно заниматься аранжировками.
Хотя нет, лукавлю. Недавно вот пришли люди, попросили хорошую, запоминающуюся песню, принесли готовый текст. Прошла неделя, о заказе я благополучно забыл, напомнила жена, попробуй, говорит, может что-нибудь получится. Я взял текст, сначала наиграл припев, потом так же легко получился куплет. Заказчикам работа понравилась, когда подошел самый волнительный момент — за сколько. Цены называть не буду — коммерческая тайна (смеется). Так вот, сказал, что в Алматы расценка была бы такая, я предлагаю в четыре раза дешевле, и они согласились. А я в первый раз продал свою песню!
— Болат, знаю, что к юбилею Махамбета вы тоже писали музыку ко всем театрализованным постановкам.
— Да, у меня есть произведения крупной формы, симфонические. Началось это с подачи Станислава Михлина. Это известная в республике личность, в 1988 году он делал фестиваль «Тенгиз встречает друзей». Как-то он зашел ко мне в отдел культуры, это было первое мое с ним знакомство, видимо, кто-то подсказал, принес два реквиема астанинского и бишкекского композиторов и попросил свести оба произведения в одно для мероприятия по возложению венков 9 Мая. Это были две совершенно разноплановые работы, поэтому я предложил ему написать свой вариант. Записал 20-минутный реквием, с тех пор и началось наше сотрудничество. Этот реквием звучал, когда Президент Нурсултан Назарбаев возлагал цветы к памятнику 9 Мая в Астане. К 100-летию нефти С.Михлин сделал еще один заказ. Так что вся музыка, звучавшая на том мероприятии, на барже, в стадионе, это мое творение. То же самое было и на юбилее Махамбета.
— А где черпаете вдохновение?
— Вот знаете, в детстве взрослые же нас в основном ругают за то, что не слушаем народную музыку, домбру, кобыз. Я, к примеру, люблю очень джаз, соул, фьюжн. И, конечно же, слушаю народную музыку, особенно сольную, домбровую очень люблю. Но отвечаю так, что народной музыке учить меня не надо, она у меня в крови, я ее нутром чую. Писать фольклорную музыку — мой конек, и у меня она неплохо получается, уж простите за нескромность (весело смеется). Тогда музыка к театрализованной постановке «Заман дабылы», где по замыслу режиссеров силы добра борются со злом, родилась именно так.
Еще одна патриотическая песня, написанная мной, называлась «Атырау — мунайлы астана». Ее исполняла одна наша местная певица. Иногда ее сейчас можно услышать на нефтяных праздниках. Это не двойник песни «Атырау — арман», но именно из-за нее осталась в тени. Еще есть песня под названием «Кюй аныз», посвященная великому Курмангазы. Ее в одно время хотела взять в репертуар Роза Рымбаева. Да, кстати о Розе. В каждый свой приезд в Атырау она исполняет песню «Атырау — арман», будь это концерт или другое мероприятие.
Говоря о вдохновении, можно сказать, что иногда просыпаюсь в три часа ночи, а в голове крутится музыка, хочется записать, ведь знаешь, что к утру сотрется из памяти, но лень берет верх. Напеваешь, успокаиваешь, настраиваешь себя, что не забудешь. А утром — память чиста как белый лист… Я много раз рассказывал историю песни «Омір сен». Как-то летел в самолете и одна мелодия вертелась в голове, у меня была нотная тетрадь, куда я все записал, кинул в сумку. Потом через некоторое время нашел тетрадь, наиграл, напел. Автором слов выступила известная поэтесса Фариза Онгарсынова. И получилась неплохая песня. Кстати, она в 2004 году была признана лучшей песней республиканского конкурса «Жас канат».
А вообще, я очень ревностно отношусь к своим произведениям, они как дитя — хочется, чтобы не своровали, не испортили. Иногда ко мне приходят исполнители с просьбами: «Можно спеть Вашу песню?». Может, он человек и хороший, но какой еще артист надо посмотреть, вдруг не так преподнесет?
Вот в российском шоу-бизнесе законы жесткие. Например, композиторы И.Николаев и И.Крутой составляют с певцами договор, по которому песня в течение года должна быть в ротации, к ней должны снять клип. В противном случае песню возвращают авторам. Думаю, это правильно. Вдруг, это была хорошая песня, а она вынуждена на полке лежать по каким-либо причинам от исполнителя, не дойдя до слушателя.
— Мне кажется, что нынешние патриотические песни отличаются от тех, которые были написаны в бытность Союза. Другая мелодия, звучание, к тому же национальную музыку в обработанном инструментальном варианте в стиле группы «Улытау» тоже ведь можно отнести к разряду патриотических.
— А вы слышали проект Рената Гайсина «Заман-булбул»? Диск записывался в лондонской студии, там представлена не только народно-инструментальная музыка, но и народные песни. И главное, все записано качественно, вживую — домбра, барабаны. Очень рекомендую, эти произведения можно найти и в Интернете.
Возвращаясь к вашему вопросу. Да, раньше в советское время все патриотические песни были маршеобразные. Вот песню «Атырау — арман» можно назвать немного американизированной вариацией. Ведь взять, к примеру, гимн Америки, который исполняют Уитни Хьюстон, Стив Уандер или Браэн Макнайт. Сразу и не поймешь, что это гимн. У нас тоже маршеобразность отходит на второй план, музыка в любом случае прогрессирует, поэтому мы должны идти в ногу со временем.
— А в чем секрет популярности Ваших песен, в частности, если брать «Атырау — арман»?
— Ну, об этом пусть судят слушатели. Я же придерживаюсь мысли, что все гениальное просто. Легко узнаваемая мелодия, запоминающаяся — важно, чтобы любой человек мог эту песню спеть. Популярности же песни «Атырау — арман» способствовало, наверное, то, что к 100-летию нефти наше областное ТВ сделало к ней заставку, которую в свое время хорошо раскручивали.
— А у Вас есть любимая песня патриотической направленности? Для меня это, скажем, кюй Курмангазы «Сары Арка».
— А для меня это наш новый гимн, написанный на музыку гениального нашего казахского композитора Шамши Калдаякова. Она нам знакома с детства, ее с любовью и удовольствием поют, в отличие от старого, несколько тяжеловатого варианта.
— Какова ситуация с патриотической песней сегодня?
— Думаю, что современных патриотических песен пишется мало. Они почему-то не востребованы, все больше пишут и поют про любовь: я ждал, ты пришла, я думал, страдал и дальше в таком плане. Я лично против этих песен ничего не имею. Но поддерживать патриотическое направление надо. Это важно и для духовного, нравственного воспитания молодежи.
Думаю, не мешало бы проводить конкурсы патриотических песен атырауских композиторов. Раньше у нас в области их много создавалось про партию, комсомол. Или же предложить в песенную программу проводимых конкурсов различных масштабов добавить песни патриотического характера. Скажем, две песни на свободную тематику, а третья пусть будет о Родине, родной земле, но только современных казахстанских авторов.
— Ну, и, конечно, напоследок сакраментальный вопрос, куда без него. Ваши планы на ближайшее будущее?
— Рассказывать о планах не люблю, могу только сказать, что в далеком будущем, если получится, хочу сделать большой концерт в Алматы.
— Спасибо за интервью. Творческих Вам успехов и, наверное, теперь-то, если увидим Вас гуляющим по набережной Урала, будем знать: скоро услышим новое творение Болата Кохаманова!
Асель АСЫЛБЕКОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна