Атырауский флэшмоб или Виктор Цой жив!

Двадцать лет назад не стало одного из самых культовых рок-музыкантов советского времени, лидера группы «Кино» Виктора Цоя. 15 августа 1990 года его «Москвич» столкнулся с автобусом «Икарус» на трассе Слока—Талси под Тукумсом в Латвии. По официальной версии, 28-летний Цой заснул за рулем от переутомления, после чего его автомобиль вылетел на встречную полосу, где и произошло ДТП, оборвавшее жизнь певца. Но даже сейчас, спустя двадцать лет, его творчество живёт. На его песнях выросло (и будет продолжать расти) не одно поколение молодёжи, а кинофильмы «Асса» и «Игла», где Виктор Цой снялся в главных ролях, стали культовыми картинами.

НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС
Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба. Через какое-то время Валинского забирают в армию, а группа, сменив название на «Кино», приступает к записи своего первого альбома. Вскоре «Кино» уже выступает со своим первым концертом на фестивале рок-клуба. К лету 1982 года альбом был полностью завершён. Продолжительность его звучания составляла 45 минут. Отсюда и появилось название «45». Запись получила распространение по стране, о группе заговорили, начались квартирные концерты в Москве и Ленинграде. Осенью, вместе с барабанщиком «Зоопарка», «Кино» записывает ещё несколько песен, в том числе «Весна» и «Последний герой», вошедшие в сборник «Неизвестные песни Виктора Цоя». А в феврале восемьдесят второго года состоялся совместный электрический концерт «Кино» и «Аквариума», где впервые звучат «Электричка», «Троллейбус» и «Алюминиевые огурцы». Позднее был записан альбом «46», который получил широкое распространение по Союзу и был воспринят как один из лучших в творчестве «Кино». Весной 84-года состоялся второй фестиваль Ленинградского рок-клуба, где группа получила лауреатское звание, а песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», открывшая фестиваль, признана лучшей антивоенной песней.

Летом 1984 в студии «Антроп» Андрея Тропилло начинает писаться «Начальник Камчатки», к записи которой кроме Виктора Цоя приложил руку и Борис Гребенщиков. Незадолго до этого КГБ, пристально следивший за деятельностью рок-клуба с момента его основания, занёс «Кино» в список самых идеологически вредных групп, так что можно представить себе, каким успехом среди слушателей пользовался альбом после выхода.

Весной 1985 «Кино» заработала ещё одно звание лауреата и засела в студию писать «Ночь». Альбом никак не получался, Виктор Цой бросил «Ночь» недоделанной и занялся записью «Это не любовь». К осени «Это не любовь» была сведена и удачно разошлась по стране, а в январе 1986 вышел уже доработанный альбом «Ночь», среди песен которого были известные «Мама Анархия» и «Видели ночь». Параллельно с выходом пластинки росла и популярность Виктора Цоя, а в феврале на 4-м фестивале рок-клуба «Кино» получает диплом за лучшие тексты. Летом 86-го года все участники группы уезжают в Киев на съёмки фильма «Конец каникул» (режиссёр Сергей Лысенко), а чуть позже дают совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве. С этими же группами в США выходит «Красная волна». Осенью Виктор поступает работать кочегаром в котельную «Камчатка», откуда выросли многие знаменитые рок-музыканты. В ней казахстанский режиссер Рашид Нугманов организовал съёмки короткометражки «Йя-Хха», и там же проходят съёмки фильма «Рок» Алексея Учителя — оба фильма при участии Цоя. Осень и зима проходят в Ялте на съёмках «Ассы» Сергея Соловьёва.

Весна 1987 богата концертными событиями: премьера «Ассы» в ДК МЭЛЗ, последнее участие на фестивале рок-клуба, где «Кино» получила приз «За творческое совершеннолетие». «Кино» начинает записывать альбом «Группа крови». Осенью 1987 года Виктор Цой улетает к Рашиду Нугманову в Алматы на съёмки своего последнего фильма «Игла». В связи с этим «Кино» доработала «Группу крови» и на время прекратила концертную деятельность. В 1988 выходят «Игла» и «Группа крови», которые порождают киноманию: тысячи подростков начинают стричься «под Цоя», одеваться в чёрное и учиться играть на гитаре. Начинаются триумфальные гастроли по России, Украине и Белоруссии — «Кино» собирает аншлаги на всех концертах. Весной 1988 записывается черновик, а зимой — окончательный вариант альбома «Звезда по имени Солнце», который решили выпустить осенью. Цой знакомится с Юрием Айзеншписом, который с 1989 становится продюсером «Кино», организовывая концертные туры и частые выступления на телевидении. После чего группа обретает всесоюзную популярность. В начале 1989 «Кино» впервые едет за границу во Францию, где записывает и выпускает альбом «Последний герой». Тем временем «Игла» выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признают одним из лучших актёров СССР. 24 июня 1990 года прошёл последний концерт «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников. После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, дописанный и сведённый музыкантами группы «Кино» уже после смерти Цоя, вышел в декабре 1990 и получил название Чёрный альбом, из-за цвета обложки.

15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе.

АТЫРАУСКИЙ ФЛЭШМОБ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПАМЯТИ ВИКТОРА ЦОЯ

Флэшмоб – это спонтанный сбор большого числа людей. Причины таких сборов могут быть абсолютно различными – от абсурдного «просто поваляться толпой на траве» до какого-то более осмысленного мероприятия, о котором повествуется ниже. Но в любом случае это практически безвредное непродолжительное действо. Правда, как говорят сами флэшмоберы, правоохранительные органы от таких действий не в восторге, находятся в постоянном напряжении и расценивают его как нарушение общественного порядка. С другой стороны – флэшмоберы часть этого же самого общества. Явление это не такое давнее и пока ещё не прижившееся толком в нашем городе. Хотя, как рассказывает увлекающаяся молодёжь – в Алматы это очень распространено.

В минувшее воскресенье город Атырау всколыхнуло весьма интересное событие – флэш-моб памяти Виктора Цоя. За несколько дней до этого город, как говорится из уст в уста, облетела весть о том, что на городской набережной, на азиатской её стороне, начиная от места, именуемого в народе как «большой пирс» (выход с Тельмана), вечером состоится шествие всех, кому дорого творчество рок-группы «Кино» и Виктора Цоя для того, чтобы почтить их память. Надо отметить, что инициаторы – а это молодые парни и девушки, студенты, школьники – даже не предполагали, что это мероприятие выльется в столь грандиозное по меркам города, действо. По задумке всё должно было начаться в девять вечера, но уже задолго до этого времени набережная стала потихоньку, а потом уже и быстрее, заполняться народом. Это были люди разных возрастов – начиная от пятнадцатилетних подростков, до тех, кому уже за сорок. И самое интересное – никто из них друг с другом толком и не был знаком. Многие из молодых людей были с гитарами. Все с нетерпением ждали начала шествия. И оно началось. Сначала небольшая группа ребят, возглавляемая одним из молодых гитаристов, двинулась от «большого пирса» в сторону центрального моста. При этом гитарист стал играть цоевскую «Звезду по имени Солнце», а остальные, подхватив ритм, начали петь. Через какое-то расстояние к этой группе примкнула ещё одна компания ребят во главе с другим гитаристом. Звучание гитар и голосов усилилось. «Звезда», нарастая, оглашала набережную. Шеренга стала расти на глазах – гитаристов среди шествующего люда уже было около девяти человек. Надо отметить, что среди них были и девушки, которые подхватили нон-стопом последовавшую за «Звездой по имени Солнце» «Группу Крови». «Группа крови на рукаве… мой порядковый номер на рукаве…» неслось над затихшим Уралом и «кипящей» набережной. И даже ничего не подозревавшие и удивлённые горожане, которые просто вышли прогуляться вечерком, присоединялись к шествию и пели хором. Что уж говорить об иностранцах, которые, залезши на парапет, с раскрытыми от удивления же ртами, наперебой щёлкали фотокамерами своих мобильных телефонов. Закончилось шествие пением культовой «Пачки сигарет», которая довела разношёрстную молодёжную уже колонну до центрального моста, где под одобрительные выкрики «Цой жив!» в небо был запущен портрет Виктора Цоя, прикреплённый к гелиевым шарам.

Народ, всё ещё находящийся под впечатлением, расходиться не хотел. Да и действительно – хотелось продолжения, а потому некоторые вновь начали наигрывать на гитарах другие песни из творчества «Кино». Набережная колыхалась – сосчитать количество людей уже не представлялось возможным. Всё завершили вызванные кем-то патрули, которые не преминули воспользоваться властью и «попросить» всех разойтись. Поначалу народ протестовал, но затем, удостоверившись в упорстве представителей правопорядка, медленно, нехотя стал расходиться.
И всё же почтение памяти Виктора Цоя состоялось. Оно прошло вихревато, взбалмошно, удивлявшее тем, что вот так, практически спонтанно впервые одним единым целым, без каких-то беспорядков, атыраусцы скопились в одном месте, будто став на какое-то мгновение близкими, давно знающими друг друга людьми, друзьями, товарищами. И потом также спонтанно всё вдруг распалось на отдельные группки, которые вскоре тоже покинули набережную. И словно завершая событие, над ней раскатилось удаляющееся «Виктор Цой жив!» — это уходила с набережной последняя задержавшаяся молодёжь.

Евгений САМАРИН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна

Комментарии закрыты.

  1. Нонна

    Thanks ! Gut gut