КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ — наша цель и главная задача

Президент страны Нурсултан Назарбаев в своем февральском Послании народу Казахстана одним из стратегических направлений внутренней и внешней политики страны называет приближение системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к мировым стандартам. Главой государства ставится задача добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов. Предстоит ликвидировать 3-сменное обучение, и уже в ближайшие три года построить на основе государственно-частного партнерства 100 новых школ в регионах Казахстана.О том, как идет выполнение государственной задачи, мы беседовали с директором департамента образования Атырауской области Сериком АМАНГАЛИЕВЫМ.— Серик Калешевич, как выполняется задача государственного масштаба в нашей области, что делается для того, чтобы уйти от трехсменки?— Президент дал задание, выполнение которого решит наболевшую проблему: позволит уйти от трехсменного обучения, на которое были вынуждены перейти наши школы из-за перегруженности. Были учтены наши проблемы, и для строительства определено семь школ – четыре школы в городе Атырау и три – в районах: в Жылыойском, Курмангазинском и Кзылкогинском. Это те конкретные школы, строя которые, мы решаем задачу, поставленную Президентом страны.Всего же, если говорить о нашей работе в целом, мы запланировали ввод в строй 16 новых объектов образования, строительство многих из них начато в 2006 году.Сейчас уже строится новая школа на 320 мест в райцентре Миялы, которая начала возводиться  в январе этого года и  будет сдана в эксплуатацию в конце нынешнего года. Новую школу возводит ТОО «Каспийинжстройкомплект». В текущем году войдет в строй средняя школа в селе Исатай Исатайского района на 320 мест, строительство которой началось в прошлом году. Строит ее ТОО «Самал», которое обязалось объявить о новоселье к 1 сентября нынешнего года. Силами ТОО «Западстройинвест» мы уже построили общежитие для школы-интерната в поселке Доссор на 250 мест. В то же время еще одним своим приоритетным направлением мы считаем открытие детских садов, о чем я считаю нужным сказать. Так, в 2006 году ТОО «КБР» начало строить  здание для детского сада в микрорайоне Лесхоз, которое будет сдано до конца нынешнего года, а также это же товарищество строит детский сад, тоже, как и первый, на 165 мест, в поселке Геолог-2. Наши спонсоры – СП «Тенгизшевройл» — по программе «Игилик» строят здание для профшколы №6 в городе Кульсары на 420 мест, строители тут – ТОО «Казкомсервис».В июле  мы проводили тендер и начинаем строительство шести школ, которые войдут в строй в 2008 году. Это будет новое школьное здание в селе Бирлик на 600 мест, куда перейдет школа имени Нсанбаева, в настоящее время она находится в аварийном состоянии, еще для одной аварийной школы из поселка Жумыскер строительство нового помещения начнется в августе. Строятся школы в Привокзальном – в микрорайоне Алмагуль и в микрорайоне Сары-Арка. Это и есть те четыре школы в городе, о которых мы сказали выше. И три новые школы появятся в районах области: в Жылыойском районе в городе Кульсары, где в августе нынешнего года начнется строительство школы на 600 мест, там в микрорайоне Автопассажиров не было школы, плюс к тому, разгрузятся две старые школы, ученики которой перейдут в новую. В Курмангазинском районе в селе Кудряшово  в новое здание перейдет старая средняя школа имени Гоголя. В Кзылкогинском районе новая средняя школа появится в селе Миялы. Все эти объекты будут строиться в этом, 2007, году. У школьников села Редут также ожидается новоселье: взамен старой аварийной здесь появится новая школа на 250 мест. Также и в селе Талгайран будет новая школа на 220 мест. — Вы обмолвились об общежитии для школы-интерната в Доссоре. Намечается ли строительство пришкольных интернатов в других районах? Это ведь тоже очень серьезный вопрос! — Будут и пришкольные интернаты! Параллельно со строительством школ к тем четырем школам, которые строятся в Кульсары, Бирлике и двум строящимся в городе Атырау, будет построено четыре пришкольных интерната каждый на 400 мест – для каждой школы.Вся эта большая работа профинансирована из республиканского бюджета.— Какова теперь ваша первоочередная задача?— Главное сейчас – начать строительство тех  школ, о которых я сказал только что. Земельные участки отведены, места для стройки определены. А еще в 2008 году будут сданы в эксплуатацию школы в поселке Индер и в селе Сафоновка, которые начали строить в 2006 году. Это будут новые здания для школы имени Валиханова на 624 места и для школы имени Энгельса тоже на 624 места. И, таким образом, будут устраняться существовавшие проблемы с перегруженностью школ, приведшие  к трехсменному обучению.— Серик Калешевич, наш Президент Нурсултан Назарбаев уделяет образованию достаточное внимание, и это, наверное, ощутимо? — А как же! Глава государства думает о судьбе образования, ставит конкретные задачи и помогает их решению. В своем Послании народу Казахстана он ясно сказал о роли образования и тех задачах, которые предстоит решить, чтобы дать качественные услуги образования. Говоря о государственной политике, направленной на обеспечение международных стандартов образования и профессиональной переподготовки, соответствующих динамике и перспективам развития рынка труда, Глава государства ставит задачу добиться качественного образования по всей стране на уровне мировых стандартов. И мы просто обязаны выполнить данные нам задания, если хотим стать конкурентоспособными по знаниям школьников. А это непременное условие для нашей страны, шагающей в число ведущих стран мира. Сейчас мы с вами говорим о поставленной Президентом страны задаче построить 100 школ. А теперь нам известна новая задача, еще более грандиозная. На ХI внеочередном съезде народно-демократической партии «Нур Отан» Нурсултан Абишевич выдвинул план, на основании которого говорится о строительстве уже 250 школ, 200 детских садов, 50 профессионально-технических учебных заведений. И мы, конечно же, вдохновлены такими перспективами нашей отрасли. Учителям повысили зарплату, решаются вопросы жилья, так, в связи со строительством новых школ закладываются средства из республиканского бюджета на строительство домов для учителей,  к отпускным учителя получат ещё и лечебные пособия в размере оклада. Словом, есть и материальная, и моральная поддержка. Все это говорит о том, что будет расти престиж профессии учителя, и статус педагога будет поднят на должную высоту. Другим станет имидж самой сферы образования. Так оно и будет, я уверен в этом, и мы должны внести  свой вклад, а это значит, мы обязаны добиться качественного образования — такого уровня знаний  у наших детей, за который нам не будет стыдно. И мы будем работать в этом направлении. Сегодня  у нас нет  проблем  в финансировании. Потому и новоселья пойдут один за другим. И аким области не отмахивается от наших проблем, он помогает реально и конкретно. И мы ощущаем его заботу и чувствуем его поддержку во всех наших начинаниях. Он дает возможность работать, понимает, насколько это важно: работать, проявляя инициативу.  И это  самое главное.Например, есть у нас еще одна задумка – начать эксперимент в средней школе №16. В чем идея? Не в каждой школе есть учителя-профессионалы, хорошо знающие, к примеру, физику или математику. А дети, которые интересуются этими предметами и намереваются учиться дальше, хотят иметь прочные знания. И мы хотим дать им такие возможности. Для этого в данной школе сконцентрируем сильных учителей, а учеников будем набирать по результатам тестирования — тех, кто действительно хочет учиться. И желающие учиться в этой школе будут проходить тестирование. Мы открываем здесь новые классы, оснастили с этой целью учебные кабинеты, приобрели два хороших кабинета физики, два компьютерных класса, есть мультимедийный кабинет. Это будет интерактивная школа – школа будущего. Сегодня такая школа есть в Астане. И теперь с нового учебного года будет у нас,  в Атырау. Это инициатива акима области, и я думаю, что она найдет достойное воплощение. Если есть прорывные проекты в экономике, то почему не быть таковым в образовании? Экономика сделала скачок, и образование тоже должно встать на новый уровень, а учительство должно видеть хорошие перемены, и сами учителя становиться их участниками. — Кстати, Серик Калешевич, вы начали хорошее дело, открыв у нас в областном центре Летнюю физматшколу — филиал Новосибирского специализированного учебно-научного центра. Это грандиозный проект, реализовать который потребовались колоссальные усилия…— Зато теперь мы можем быть уверенными, что качество знаний наших учащихся повысится. Обязательно. А еще результаты совместной с новосибирцами работы убеждают в том, что образовательное пространство не имеет границ. Сегодня время общих лозунгов ушло. Пустые обещания никому неинтересны. Надо работать на конечный результат, и работать конкретно. Сейчас, думаю, вся наша система заработает на качество знаний: я имею в виду неоднократно проводимое пробное тестирование, отдельное тестирование для претендентов на «Алтын белги», каждый месяц мы вели контроль результатов, отслеживали уровень подготовки, и если  в прошлом году по результатам Единого национального тестирования из 106 претендентов защитили свои знания 33 ученика, то в этом году из 103 – уже 62, все-таки есть тенденция к лучшему, и это результат того, когда с каждым учеником идет конкретная индивидуальная работа. Дали свои плоды предметные олимпиады, выездные циклы, учеба педагогов. Недавно мы организовали и провели силами ученых из Новосибирска курсы, ставшие хорошей учебой для наших учителей. И вся эта работа будет продолжена еще более активно. — Общеизвестная истина, что всегда постановка работы, ее организация, а значит, и результат, — все зависит от первого руководителя…— Совершенно верно.  В этом году мы открыли школу молодых директоров и школу молодых завучей. Школами должны руководить грамотные директора. Молодым у нас есть у кого учиться. Начинающим руководителям учебных заведений надо знать азы работы, и опыт перенимать у мастеров своего дела. Хорошие идеи заработают, если будут к тому желание и умение работать в новых условиях.— Что вы для себя выделяете главным в управленческой работе?— Главное – не ломать того, что есть, когда идешь вперед. Наша отрасль имеет бесценный опыт, который надо просто развивать дальше в соответствии с требованиями современности, беря на вооружение то, что будет двигать образовательную сферу дальше. И еще я считаю обязанным отчитываться перед самим собой. Двигателем всего призвана быть ответственность, прежде всего,  перед собой и людьми.  В целом же если говорить, то в нашей работе нет мелочей, все важно. Педагогика это не работа «от» и «до». Это жизнь со всеми ее проявлениями. И в наших силах сделать ее лучше.

Интервью взяла Регина ВАЛИШЕВА