Тойский кодекс в разрезе

Tojskij kodeks v razreze Город

Тяжело отдавать дочку замуж. Сагира, женщина, воспринимающая все слишком близко к сердцу, своими переживаниями заразила всех своих дальних и близких родственников. И началось это с момента, когда ее единственная дочь Жанар сообщила о своем решении связать судьбу с парнем, который ей давно нравится, и с которым они встречаются уже два года.

Беспочвенные комплексы

В процессе расспросов выяснилось, что сватья – вполне уважаемое семейство, со своими традициями, интеллигенты в третьем поколении. Тут бы успокоиться маме, но известие о том, что родители жениха – люди состоятельные, имеющие свой процветающий бизнес, еще больше ее встревожило. Далеко не бедствующая, кандидат химических наук, преподающая в местном университете, Сагира вдруг закомплексовала: «А если новые родственники решат, что их невестка нищенка со всеми вытекающими последствиями?» Эта мысль буквально съедала маму, лишив сна и покоя. Мало того, она придумала еще одну беду: «Сватья – люди относительно молодые, а мне уже за 55, как я буду смотреться на их фоне?» – беспокойство абсолютно беспочвенное, но оттого не менее убийственное, для нее самой, конечно. Одним словом, поставив перед собой задачу – во что бы то ни стало не отстать от будущих родственников, Сагира этого добилась. Причем, обошлось без кредитов.

В лихие девяностые полстраны стояло на рынках. Не миновала сия чаша и Сагиру. Оставшись тогда без работы, она тоже несколько лет торговала на рынке. Бизнес позволил не только прокормить семью, но и купить квартиру, отложить какие-никакие средства на будущее. В результате удалось выучить дочь, приобрести еще одну квартиру, пусть однокомнатную, но ведь у многих и того нет. Незадолго до свадьбы приобрели и машину для Жанар. Таким образом, невеста имела солидное приданое.

Шумно отпраздновали церемонию сватовства. Сватья не скупились на подарки. Пятитысячные купюры появлялись из их карманов и исчезали в карманах певцов, женщин, разливающих чай, и прочего персонала, обслуживающего гостей с поразительной быстротой. «Они решили показать мне насколько богаты и задавить меня деньгами» – еще один комплекс, еще одно переживание. А если учесть, что между сватовством и свадьбой прошло четыре с половиной месяца, то только диву даешься, как Сагира не сошла с ума. И никакие увещевания родственников о том, что мы ничем не хуже, а их деньги – это их богатство, и, в конце концов, мы не навязываем им свою дочь, ведь это выбор самих молодых, ее не могли успокоить. И перед свадьбой будущая теща ничего не подозревающего, но богатенького зятя была в полуобморочном состоянии. Но на то мы и казахи. Общими усилиями сыграли свадьбу. Весело, достойно с соблюдением всех обрядов и традиций.

Да, щедрость сватов, широко продемонстрированная на сватовстве, на свадьбе куда-то улетучилась. Исчезли красные пятитысячники, все больше мелькали желтые тысячные купюры, а то и синие пятисотки. «Конечно, Жанар засватана, теперь никуда не денется, так рассуждают сваты», – решили родственники невесты. И даже успокоились, не такие уж они щедрые и «давить» деньгами не собираются. Хотя червоточинка осталась. Пятьсот тенге молодухе, разливавшей чай, это все-таки верх скупости. Но прошло и прошло, не в деньгах измеряется уважение. Обиделись на другое.

Так выпьем за Вежливость!

Все началось на свадьбе со стороны жениха. Как всем известно, перед самой свадьбой, которая проходит в ресторане, делегация, прибывшая с невестой, посещает дом родителей жениха, знакомится с родственниками. Так вот, самый старший из встречавших (как потом выяснилось, отец будущей свекрови Жанар) не поднялся навстречу гостям и сидя протянул руку. «Наверное, ноги больные», – подумали гости. Но когда пришло время переходить за дастархан, старейшина хозяев резво встал и возглавил шествие. На беду или к счастью, Сабырбай – старший брат Сагиры и старший сват со стороны невесты, отличающийся острым языком, не преминул заметить: «А я думал наш құда – инвалид, оказывается, ходит». Слова попали в цель. Все принялись оправдывать старца, объясняя его поведение усталостью от дальней дороги. Инцидент получилось замять. Как оказалось, временно.

…В душе Сабырбая кипела обида: «Что он совсем нас за людей не считает, или же вообще так спланировано, чтобы подчеркнуть свое превосходство?», – размышлял он сидя на свадьбе. «А в чем это превосходство, – не унималась обида, – неужели в деньгах, которые никто не заберет с собой в могилу? Или в уме? Но, судя по поведению, его у них немного». А в очередном музыкальном антракте дед пошел танцевать. Это и решило внутренний спор Сабырбая, который до того момента решал – акцентировать свое внимание на своей обиде или воздержаться. И когда подошло время тоста, он был уже на взводе. «Все вы знаете нашего знаменитого земляка, Героя Советского Союза, заслуженного учителя Казахстана Малика Габдуллина, – начал он свою речь, – так вот в семидесятых годах он посетил Уральск и, уезжая, не удержался от критики. Он сказал, что при всем хорошем на западе заметил две некрасивые вещи: первое – здесь, оказывается, от мала до велика играют в карты, и второе – как бы ни мучила гостя жажда, чай разливается помалу, на дне пиалы. И я тоже заметил две вещи. Первое – жест, приглашающий гостя на танец, у вас похож на просьбу денег, и второе – говорите стоя, но здороваетесь сидя».

Дед, которому и адресовался сей месседж, разозлился окончательно. На брата обиделась Сагира, просившая не заострять внимания на такой «мелочи». Конечно, крупного скандала удалось избежать. Люди адекватные не допустили продолжения. Бабушка жениха со стороны отца лично извинилась перед Сабырбаем (правда, отозвав в сторону) и попросила простить неразумное поведение своего свата. Все хорошо, что хорошо кончается.

Кто виноват и что делать?

На следующий день поведение принимающей стороны изменилось в корне. Речи, прием, угощение – все было на высшем уровне. О трениях, возникших накануне, не вспоминали. На этом можно было бы поставить точку, но пишу я об этом не для того, чтобы рассказать об этом случае. Мне бы хотелось, чтобы читатель извлек урок из этой истории. Возможно, у пожилого человека даже в мыслях не было унизить гостей. Возможно, действительно, сказалась усталость, или он просто не придал значения своему поведению, считая свой возраст вполне уместным оправданием. Возможно, Сабырбай не обратил бы внимание на этот момент, если бы до этого не видел переживаний своей сестры. В итоге все это вместе взятое чуть не стало поводом для скандала, который мог испортить столь светлое событие. Что нужно сделать, чтобы в будущем такие ситуации не повторялись?

Как по мне, то мы, организовывая свадьбу или любое другое мероприятие, должны подойти к нему со всей ответственностью. Предварительно собрать семейный совет, на котором распределить роли и ответственность каждого. Кто за что отвечает, кто что будет говорить. Чтобы каждый знал, что ему делать, как делать и когда делать. Что ему говорить, как говорить и когда говорить. Свадебный этикет казахов – очень сложное явление, в котором каждое слово, каждый жест, каждое угощение полно скрытого смысла. Например, сторона невесты по неписаному закону степи более уважаема и имеет некоторые привилегии. Имеет право (и пользуется этим правом) на определенные вольности. Сторона же жениха обязана безропотно терпеть такие проявления, конечно, в определенных рамках. Степные традиции строго регламентировали такие проявления, а тех, кто переходил границы, урезонивали аксакалы, своевременно вмешиваясь и предотвращая возможные конфликты. А если распределитель тоя оказывался неспособным соблюсти баланс, были возможны и крупные ссоры. Такие события покрывали позором устроителя праздника и передавались из поколения в поколение. Бывали случаи, когда виноватая сторона по решению совета биев выплачивала штраф, и не маленький.

Многие не знают уже таких тонкостей и нюансов, а потому не заостряют внимания на таких моментах. А для тех, кто знает, вот такие «мелочи» становятся поводом для расстройства и обид. Кто прав в описанной выше ситуации? Тот, кто допустил не совсем приличное поведение, или же тот, кто, зная традиции, посчитал себя оскорбленным и высказался, рискуя вызвать скандал и испортить праздник ни в чем не повинных молодых? Высказывайтесь, дорогие читатели!

Кайрат САТАЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна