SmartQala: на подходе финальный аккорд

С 1 сентября текущего года в Атырау планируется внедрение дифференцированного тарифа (дифтарифа) на проезд в городском общественном транспорте. Так, стоимость одной поездки в автобусе наличными составит 150 тенге, а при оплате транспортной картой и другими видами онлайн-оплаты останется прежней — 80 тенге.

Однако внедрение дифтарифа прошло несколько этапов со своими трудностями и особенностями, о чем мы и побеседовали с директором ТОО «SMART ЖКХ» Болатом ЖАМАШОВЫМ.

Превратится в дифтариф

Сначала о самой теме, она многоаспектна и непроста, каковой не кажется с первого взгляда. Это многосторонний комплекс мероприятий как организационно-финансового характера, так и технологического. Прибавьте к этому психологию и менталитет людей плюс социальные факторы. Это по существу качественный скачок на более высокий уровень сервиса, характера взаимоотношений между потребителем и услугодателем.

Вопрос внедрения дифтарифа в Атырау недавно озвучил на пресс-конференции директор КГУ «Смарт Атырау» Адильбек Танкиев, тем самым вызвав бурное обсуждение среди горожан. Переход на систему электронного билетирования (или ЭСОП — электронная система оплаты проезда SmartQala) путем внедрения дифференцированного тарифа (двойной оплаты) делается для того, чтобы заинтересовать население пользоваться транспортными картами и иными видами онлайн-оплат. При безналичной оплате цена проезда останется прежней — 80 тенге, а наличными средствами — до 150 тенге. Данный рыночный механизм необходим для введения прозрачности перевозок, он выполняет ряд задач: выявление реального пассажиропотока, отражение целостной картины о движении финансовых средств, уход от теневого потока наличности, увеличение налоговых поступлений в бюджет, повышение качества сервиса. Все это вкупе открывает возможности для субсидирования перевозчиков социально значимых маршрутов. Реализуемые мероприятия предусмотрены «Концепцией развития общественного транспорта в г. Атырау на период 2017-2022 гг.». В этих же целях 27 июля 2018 года заключен трехсторонний договор между городским акиматом, пассажирскими перевозчиками и инвестором в лице алматинской компании ТОО «SMART-ЖКХ» на внедрение и обслуживание ЭСОП, предусматривающий переход на карточную систему и безналичный расчет при оплате за проезд.

Непростой фактор

Активное внедрение проекта SmartQala, по словам директора ТОО «SMART ЖКХ» Болата Жамашова, началось в октябре 2018 года, когда в Атырау прибыло 20 новых автобусов «ДЭУ», презентованных на День города.

— Вся концепция заключается в выводе наличных денежных средств из теневого оборота. Мы же в свою очередь вошли в проект как инвесторы, не получив ни копейки от государства, это чисто наши частные вложения. Для нас электронное билетирование было сначала задумкой, но как проект был реализован именно в Атырау, как первое детище, в 2018 году, — говорит Жамашов. — И хотя в IT-сфере мы работаем давно, в отрасли пассажирских перевозок для нас все внове. Проблем, конечно, была масса. Сейчас поэтапно их решаем. И среди них основная — это человеческий фактор. Нежелание людей меняться, работать по-новому.

Говоря о человеческом факторе, он привел пример, как за три месяца — с октября и до конца декабря прошлого года — порядка 100 ручных терминалов-валидаторов, которыми пользовались атырауские кондукторы, уже не подлежали никакому ремонту, то есть фактически были уничтожены. А это и есть прямые убытки компании. Инвестору пришлось вложить в четыре раза больше запланированных средств в данный проект. Так, стоимость только одного мобильного терминала составляет порядка 120 тысяч тенге, а стационарного — 150 тысяч.

— Для кондукторов мы выступали и выступаем основными раздражителями или даже противниками. Вначале было непонятно, зачем они это делают? Ломают, корежат, выводят из строя. Ведь мы приносим в город удобства, новый сервис, не лишаем их работы, а, наоборот, облегчаем работу кондукторов, потому что электронная оплата сокращает время рабочего процесса. Оплата карточкой занимает в среднем 3-5 секунд, а наличкой — около 30 секунд на каждого пассажира плюс нервы, — отметил директор «SMART ЖКХ».

Но сила инерции, привычек и желание иметь под рукой «теневой нал» отвергают любые инновации. Поэтому борьба с нерадивыми кондукторами, активно сопротивляющимися внедрению SmartQala, все равно продолжается. К сожалению, выводу из строя стационарных валидаторов способствуют и продолжают это делать даже некоторые водители. О том, как ломается новая электронная техника, с большой неохотой нам рассказали и, скажем так, не для печати. Оказывается, у водителей и кондукторов есть свои чаты в мессенджерах, где они делятся «ценными» советами и умениями, как вывести из строя терминалы, выкладывая даже там видеосообщения. Но нас попросили не рекламировать эти «технологии», дабы не заинтересовать ими новых кондукторов и водителей.

Руководство ТОО «SMART-ЖКХ», видя и свои технические издержки, и злоумышленные действия, активно подключило к этой работе госорганы и руководство автобусных парков. Последние, как утверждает Жамашов, поняв преимущества электронной системы оплаты проезда, стали активно сотрудничать со специалистами ТОО «SMART ЖКХ». К примеру, понижая зарплату, лишая премии такого рода зловредным работничкам или попросту увольняя их с работы. Из-за чего количество умышленных поломок резко снизилось. На сегодня мобильные бригады быстро устраняют неполадки как стационарных, так и мобильных валидаторов-терминалов.

Продуктив-то возрастет, будем надеяться

Как утверждает наш собеседник, полноценно все продукты проекта SmartQala заработают при введении дифференцированного тарифа, то есть запустятся все виды электронных форм оплат за проезд, анонсированные ранее. Полностью обновится мобильное приложение SmartQala, оно после обновления будет называться SmartQala plus — усовершенствованное по функционалу, то бишь более удобное. Пользователи, как и прежде, смогут скачивать новое приложение в Play Market. За неделю до запуска дифтарифа ТОО «SMART ЖКХ» анонсируют пользователей об обновлении или запуске нового мобильного приложения SmartQala плюс. Параллельно мобильное приложение обновится как для смартфонов на платформе Android, так и на базе iOS.

Что касается непосредственно запущенных электронных форм оплаты за проезд. Напомним, речь шла об оплате посредством отправки СМС-сообщения, при помощи транспортной карты, банковской платежной карточки, а также сканирования QR-кода в мобильном приложении SmartQala. Кроме того, функционирует услуга пополнения баланса транспортной карты через терминалы системы Qiwi-кошелек.

В настоящее время населению реализовано порядка 50 тысяч транспортных карточек SmartQala, активно используются 15 тысяч. Последнюю цифру выдает сама электронная система, подсчитавшая количество осуществляемых в ней платежей. Отметим также, что атырауский филиал «Фортебанка», участник проекта SmartQala, взял на себя обязательство по распространению своих банковских карточек среди социально уязвимых слоев населения (пенсионерам, инвалидам, студентам, школьникам), с помощью которых можно будет оплачивать проезд в автобусах.

Однако выдавать всю линейку программных продуктов по электронной оплате, по мнению директора ТОО «SMART ЖКХ», пока нет смысла, вернее, у пассажиров нет стимула активно ею пользоваться. А вот когда оплата наличными за проезд вырастет до 150 тенге, то, естественно, народ должен потребовать более качественного сервиса по электронной оплате за проезд, ведь это ударит по карману потребителей-пассажиров. В таком случае востребованность в электронных платежах прогнозируется в многократном росте.

Имидж, дарующий проекты

Однако, несмотря на все издержки, связанные с внедрением системы SmartQala, инвестор не намерен уходить с этого рынка. Потому что, во-первых, есть договорные обязательства, заключенные на пять лет с партнерами по проекту (горакимат и компании-перевозчики). Во-вторых, сохраняется надежда и в то же время расчеты, что со временем вложения инвестора как-нибудь окупятся.

На сегодняшнем этапе для инвестора он, скорее, имиджевый, чем коммерческий. Учитывая, что в Алматы система «Оңай» в автобусах внедрялась три года подряд, все-таки это мегаполис с полуторамиллионным населением, в Атырау же буквально за год сделано немало, и проект показывает определенные результаты. Болат Жамашов также сообщил, что ценный опыт и навыки, приобретенные в Атырау, очень пригодились при реализации аналогичного проекта в городе Аксу Павлодарской области. На подходе — внедрение ЭСОП SmarQala в еще одном крупном казахстанском городе. Так что пожелаем успехов в реализации проектов, в том числе и в Атырау, чтобы увидеть, наконец, плоды продуктивной работы.

Тимур КАЗИЕВ

Administrator

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *