На охрану экологии — со школьной скамьи

Методист городского отдела образования стала обладательницей номинации «Учитель-новатор» в конкурсе «Лучший учитель экообразования».
Этой номинации Алия Баймуханова удостоилась на научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития общества», прошедшей на днях в Астане. Главная заслуга учителя биологии – это успешное внедрение пилотного факультативного курса «Экология» для учащихся 6-8 классов в пяти школах города Атырау. На ее занятиях школьники не только знакомятся с биоразнообразием дельты реки Урал и прилегающего побережья Каспийского моря, но и учатся бережному отношению к природному богатству родного края. Вместе с ней в конференции приняли участие учителя из школ Атырау, в которых последние два года факультативный курс «Экология» стал одной из любимых дисциплин учащихся.

Организатором научно-практической конференции выступила ПРООН в Казахстане, инициировавшая проект ГЭФ/ПРООН/Правительство Республики Казахстан «Комплексное сохранение приоритетных глобально значимых водно-болотных угодий как мест обитания перелетных птиц». Для обсуждения актуальных вопросов о современном состоянии экологического образования и экопросвещения в Астану съехались представители районных и областных отделов образования, средних школ, вузов и НПО. Участники конференции сошлись во мнении, что углубленное изучение предмета «Экология» в современном учебном процессе способно не только повлиять на формирование экологической культуры, но и в целом на развитие общества. Педагоги, представители министерств и специалисты дали высокую оценку результатам деятельности проекта ПРООН в школах Коргалжынского района Акмолинской области, Алакольского района Алматинской области, города Атырау.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…
В Атырауской области проект ГЭФ/ПРООН/Правительство Республики Казахстан «Комплексное сохранение приоритетных глобально значимых водно-болотных угодий как мест обитания перелетных птиц» начал свою работу со второй половины 2004 года. Спустя пять лет, в 2009 году, на территории Атырауской области открылся «Государственный природный резерват «Акжайык». В этом же году дельта реки Урал и прилегающее побережье Каспийского моря включены в Рамсарский список водно-болотных угодий международного значения. Стоит сразу отметить, что одним из главных компонентов проекта стало повышение информированности населения об использовании биоразнообразия, находящегося на охраняемой территории Атырауской области. Впрочем, этот самый компонент и стал отправной точкой на пути создания программы факультативного курса «Экология» для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. По словам инициатора программы, учителя биологии высшей категории Алии Баймухановой, занятия по факультативному курсу представляют собой углубленное изучение растительного, животного и водного мира природы водно-болотных угодий. Благодаря ей ученики 6-8 классов в пяти школах Атырау начали изучать вопросы экологии раньше своих сверстников из других общеобразовательных школ, где, как известно, вопросам экологии уделяется внимание лишь на теоретических занятиях по биологии в 9 и 11 классах.
В настоящее время факультативный курс «Экология» внедрен в пяти школах, расположенных вблизи территории «Государственного резервата «Акжайык», это средняя школа имени Амангельды, школа имени Ф.Онгарсыновой, Жамбыла, Еркинкалинская и имени М.Утемисова. Помимо занятий юные натуралисты участвуют в интересных встречах с работниками экологического отдела резервата «Акжайык», семинарах, конкурсах рисунков, акции «Марш парков».

ЭКОПРОСВЕЩЕНИЮ — БЫТЬ!
Вернемся к итогам научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития общества», собравшей на днях в Астане новаторов экологического просвещения со всех областей Казахстана. Участники конференции рассматривали на ней не только важность экологического образования и воспитания среди подрастающего поколения, но и предлагали свои варианты развития экопросвещения среди населения, вошедшие в основу резолюции конференции. Так, по мнению большинства участников, экологическое образование необходимо рассматривать не только как передачу знаний, навыков, но, прежде всего, как активную практическую деятельность по охране природы и внедрение альтернативного экологического образа жизни. На конференции методист городского отдела образования Алия Баймуханова выступила с предложением внедрить программу факультативного курса «Экология» в остальных школах Атырауской области. Она считает, что в формирование экологической культуры и экологического мышления должно быть вовлечено наибольшее количество школьников. С аналогичным предложением ПРООН готова обратиться в министерство образования Республики Казахстан.
— Для подрастающего поколения важно не просто знать биологическое разнообразие своего родного края, но принимать активное участие в масштабных эколого-просветительских мероприятиях, где школьники могли бы на практике освоить полученные знания по сохранению природного богатства родного края, — считает Алия Баймуханова.

Айнур АБДЕШОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна